ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1674/20 от 10.09.2020 Предгорного районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1674/2020

УИД 26RS0030-01-2020-002533-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи - Дождёвой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Микейловым К.В.,

с участием:

административного истца Маклакова С.В.,

представителя административного ответчика – председателя территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края Остапенко О.Г. (по удостоверению),

представителей заинтересованного лица Арабачяна М.А.Шевченко В.Н. и Толочкина Д.В., действующих на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

а также помощника прокурора Предгорного района Ставропольского края Гетманского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края административное дело по административному исковому заявлению Маклакова С. В. к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района регистрации Арабачяна М. А. кандидатом в депутаты Представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Маклаков С.В. обратился в Предгорный районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Предгорного района, в котором указывает, что Постановлением территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ Он полагает незаконной регистрацию Арабачяна М. А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 и постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от 02.08.2020 № 205/1917-26 о регистрации указанного кандидата от партии «Единая Россия» по следующим основаниям.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от 24.07.2020 г. он, будучи выдвинутым избирательным объединением Предгорного районного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», был зарегистрирован кандидатом в депутаты в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8.

Ознакомившись с документами кандидата в депутаты Арабачяна М.А., представленными им для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8, считает регистрацию Арабачяна М.А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 незаконной, а указанное выше постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края подлежащим отмене по тем основаниям что, Арабачян М.А. - кандидат в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 указывает наименование и код органа, чем нарушает данную норму законодательства;

в представленном Арабачяном М.А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 решении регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Ставропольском крае от 06.07.2020 (приложение № 1) о согласовании кандидатов в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края Первого созыва, вместо «даты и места его рождения» указан только год рождения кандидата. «Дата» - точное календарное время, с указанием дня, месяца и года. «Место его рождения» - указывается точно в соответствии с предъявляемым данной избирательной комиссии паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина.

Полагает, что кандидат в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 Арабачян М.А. представил в территориальную избирательную комиссию Предгорного района решение регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Ставропольском крае от 06.07.2020 г. с явными нарушениями норм действующего законодательства.

Решение было представлено в копиях, которые не заверены надлежащим образом, не прошито и не пронумеровано, что противоречит порядку оформления документов, предоставляемых в Территориальную избирательную комиссию Предгорного района.

Данным кандидатом были нарушены нормы действующего законодательства и не соблюдены требования к выдвижению кандидата. В заявлении о согласии баллотироваться Арабачана М.А. в третьем абзаце указано: «Подтверждаю, что я не давал согласия другому избирательному объединению на выдвижение меня кандидатом в депутаты на выборах в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва и не выдвигал свою кандидатуру в порядке самовыдвижения», т.е. по существу указывается статус депутата, что противоречит данной норме законодательства.

В заявлении Арабачяна М.А. указывается наименование избирательной комиссии с указанием от Арабачяна М. А., что не соответствует утвержденной форме и противоречит действующему избирательному законодательству.

Его справка с места работы, которая выдается сотруднику, свидетельствует о том, что у данного документа есть срок годности. Данный срок действия справки с места работы не может превышать более одного месяца, в данном случае прикладывается справка с места работы от 16.06.2020 года, а заявление подано в срок, превышающий один месяц, что нарушает нормы действующего избирательного законодательства.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от 28.06.2020 назначены выборы в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва на 13.09.2020 г., а справка с места работы имеет дату - 16.06.2020 г., что указывает на несоответствие документа при предоставлении в Территориальную избирательную комиссию Предгорного района, в связи с чем, считает, что справка как документ, либо оформлена с нарушением условий действующего законодательства, либо вообще не представлена, что является прямым нарушением условия выдвижения кандидатов в соответствии с п.п. в, в.1, п. 24 ст. 38 ФЗ № 67, что является основанием для отказа регистрации кандидата.

Считает, что одновременное участие на выборах кандидатов, зарегистрированных в нарушение требований Федерального закона и Закона Ставропольского края, а также зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона, влечет нарушение указанного выше принципа и нарушает право кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона. Единственным возможным, согласно действующего законодательства, в настоящий момент способом обеспечения реализации указанного принципа является отмена судом регистрации кандидата Арабачяна М.А., выдвинутого избирательным объединением Предгорным местным отделением Всероссийской политической партии "Единая Россиия" в Ставропольском крае, как незаконной, а решение Органа – как принятое с нарушением пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 2 ст. 22 Закона Ставропольского края № 50-кз, п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пункта 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, подпункта «в» пункта 1 ст. 26 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ, пункта 6 ст. 22 Закона Ставропольского края № 50-кз, ч. 9 - 10 ст. 32 Федерального закона № 67-ФЗ. Просит суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от 02.08.2020 № 205/1917-26 «О регистрации Арабачяна М.А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8» и отменить указанное постановление.

В судебном заседании административный истец полностью поддержал доводы и требования, изложенные в административном иске, и просил его удовлетворить. Не отрицали факт того, что его (Маклакова С.В.) регистрация в качестве кандидата в депутаты признана незаконной на основании апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25.08.2020 года. Вместе с тем, он настаивает на удовлетворении заявленных к административному ответчику требованиях.

Полномочный представитель административного ответчика, действуя в пределах предоставленных полномочий, в удовлетворении заявленных административным истцом требований просит отказать за необоснованностью. Маклаков С.В. в установленном законом порядке исключен из числа кандидатов в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8, что подтверждается апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 25 августа 2020 года, оставленным без изменения Пятым кассационным судом. На основании указанных судебных актов ТИК Предгорного района было вынесено постановление № 218-2081/26 от 06 сентября 2020 года о внесении изменений в текст в текст избирательного бюллетеня об исключении сведений о кандидате Маклакове С.В. и прекращении полномочий члена ТИК Предгорного района Сердюкова А.И. В настоящее время его права и охраняемые законом интересы регистрацией в качестве кандидата в депутаты заинтересованного лица, не затрагиваются.

Административный ответчик при регистрации кандидатов в депутаты действовал в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Арабачан М.А. при регистрации в кандидаты представил достаточные документы для своей регистрации. По её мнению, как председателя ТИК порядок принятия документов, их проверка на соответствие действующему избирательному законодательству и порядок принятия решения о регистрации в качестве кандидата в депутаты указанного заинтересованного лица, не нарушен.

Заинтересованное лицо Арабачян М.А. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители заинтересованного лица Арабачяна М.А.Шевченко В.Н. и Толочкин Д.В. считают заявленные требования не законными, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьями 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Принимая во внимание, что участники судебного разбирательства по делу надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного заседания, суд, с учетом мнения сторон, в соответствии с требованиями ст.150, 152 КАС РФ, считает возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав объяснения сторон по административному иску, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, исследовав материалы административного дела и имеющиеся в нем письменные доказательства на предмет их достоверности, относимости и допустимости, суд приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 239 КАС РФ Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 11 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (редакция от 29.05.2019 года) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).

Статьей 33 указанного выше ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, предусмотрено, что избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2).

В соответствии с п.п. "а" и "з" пункта 7 статьи 76 ФЗ N 67 регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а","б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из содержания административного иска, в обоснование своих требований административный истец указал, что решение ТИК Предгорного района о регистрации Арабачяна М.А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 было принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), выразившихся в том, что Арабачян М.А. предоставил в ТИК Предгорного района «скан копию» паспорта, заверенного кандидатом, что нарушает нормы действующего законодательства - пункт 2.2 статьи 33 ФЗ и пункт 2 статьи 22 Закона Ставропольского края от 12 мая 2017 г. № 50-кз «О выборах в Органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» (далее - Закон края №50-кз);

в заявлении о согласии баллотироваться кандидат указал наименование и код органа, выдавшего паспорт, что нарушает норму пункта 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ (должен был указать наименование или код органа, выдавшего паспорт); не соблюдены требования к выдвижению кандидата:

в решении регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Ставропольском крае от 6 июля 2020 г. (приложение № 1) о согласовании кандидатов в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва, вместо «даты и места его рождения» указан только год рождения кандидата;

«дата» - это точное календарное время, с указанием дня, месяца и года; «место его рождения» - указывается точно в соответствии с предъявляемым данной избирательной комиссии паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина; в данном случае обезличенные данные и отождествить эти данные с конкретным лицом не представляется возможным, что не позволяет идентифицировать конкретного человека;

в решении Предгорного местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" в Ставропольском крае от 10 июля 2020 г. о выдвижении кандидата Арабачяна М.А. вместо «даты и места его рождения» указан только год и место рождения кандидата; решение представлено в копиях, не заверено, не прошито и не пронумеровано, что противоречит порядку оформления документов, предоставленных в ТИК Предгорного района. Таким образом, нарушены нормы действующего законодательства и не соблюдены требования к выдвижению кандидата;

в заявлении о согласии баллотироваться Арабачяном М.А. в третьем абзаце указано: «Подтверждаю, что я не давал согласия другому избирательному объединению на выдвижение меня кандидатом в депутаты на выборах в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва и не выдвигал свою кандидатуру в порядке самовыдвижения». В данном случае указывается статус депутата, что противоречит данной норме законодательства;

в заявлении Арабачяном М.А. в верхней его части указано наименование избирательной комиссии с указанием от Арабачяна М. А., что не соответствует утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6 (в ред. Постановлений ЦИК России от 16.12.2015 №318/1815-6, от 18.05.2016 № 7/58-7) форме и противоречит действующему законодательству;

в заявлении кандидат указывает «профессиональное образование - не имею», что не соответствует нормам вышеназванного постановления ЦИК России и правилам оформления сведений о кандидате ЦИК России;

справка с места работы, которая выдается сотруднику, свидетельствует о том, что у данного документа есть срок годности. Данный срок действия справки с места работы не может превышать более одного месяца, в данном случае прикладывается справка с места работы от 16 июня 2020 г., а заявление подано в срок, превышающий один месяц, что нарушает нормы действующего законодательства;

постановлением территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края от 28 июня 2020 г. № 185/1742-26 назначены выборы в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва на 13 сентября 2020 г., а справка с места работы от 16 июня 2020 г., что указывает на несоответствие документа при предоставлении в ТИК Предгорного района, в связи с чем, считает, что указанный документ либо оформлен с нарушением условий действующего законодательства либо вообще не представлен, что является прямым нарушением условия выдвижения кандидатов, что в соответствии с подпунктами «в», «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа регистрации кандидата;

считает, что одновременное участие на выборах кандидатов, зарегистрированных в нарушение требований Федерального закона и Закона Ставропольского края, и кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона, влечет нарушение принципа равенств кандидатов и нарушает право кандидатов, зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона;

единственно возможным, согласно действующему законодательству, в настоящий момент способом обеспечения реализации указанного принципа является отмена судом регистрации кандидата Арабачяна М.А., выдвинутого избирательным объединением Предгорным местным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» в Ставропольском крае, о чем он и просит суд.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.

В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 названного Федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Статья 35 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливая право избирательного объединения выдвигать кандидатов, в том числе списком, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, по «одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) |избирательному округу выдвигается каждый кандидат, обязывает кандидата, в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и п.3.1 ст. 33 ФЗ, представить в соответствии с (пунктом 5 статьи 33 названного федерального закона лично в окружную избирательную комиссию решение уполномоченного органа политической партии о выдвижении кандидата по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

В силу пунктов 2, 4, 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95 "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов в депутаты органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии тайным голосованием, решение по данному вопросу принимается в соответствии с уставом политической партии, но не менее чем большинством голосов от числа присутствующих на конференции регионального отделения политической партии делегатов, участников общего собрания регионального отделения политической партии.

Этим же ФЗ установлено, что порядок выдвижения политической партией кандидатов в депутаты органов государственной власти регулируется Уставом политической партии (подпункт "и" пункта 2 статьи 21).

В соответствии с данной правовой нормой, вместе со списком кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования представляются: заявление в письменной форме каждого кандидата, включенного в список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.

Пункт 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ содержит указание, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным; законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Аналогичные положения содержатся в части 4 статьи 23 Закона Ставропольского края от 12 мая 2017 г. N 50-кз "О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края" (далее по тексту - Закона Ставропольского края N 50-кз).

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Материалами дела подтверждается, что Арабачян М.А. представил в ТИК заявление о согласии баллотироваться, а также иные документы, предусмотренные законом для регистрации, в том числе и решение политической партии «Единая Россия», из содержания которой усматривается, что кандидатура заинтересованного лица была согласована, а решением местного отделения политической партии "Единая Россия" от 10 июля 2020 года он выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края Первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8, в порядке непосредственного выдвижения.

Пунктом 5 ст. 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что документы, указанные в пунктах 1, 2 и 3 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично.

Кандидат вправе уточнить сведения о себе, в том числе, сведения о дате и месте его рождения, коде паспорта и дате его выдачи, до рассмотрения вопроса о его регистрации (п.1.1 ст. 38 указанного выше ФЗ).

В силу закона у избирательной комиссии отсутствует обязанность информировать кандидата о несоблюдении требований закона к оформлению заявления о согласии баллотироваться в части не указания изложенных административным истцом доводов в обоснование иска.

Согласно п.57 ФЗ № 67 – род занятий – это документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, домохозяйка, временно не работающий.

Сведения об основном месте работы могут подтверждаться копией трудовой книжки либо иными документами, установленными действующим законодательством.

Законодательство о выборах, в частности, п.п. «б» п. 2.2 ст. 33 ФЗ № 67, не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и не предусматривает представления подтверждения данного обстоятельства копии трудовой книжки.

Поэтому справка с места работы может являться документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы (роде занятий) кандидата.

Указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании должны подтверждаться соответствующими документами (п.п. «б» п. 2.2 ст. 33 ФЗ № 67).

Действующее законодательство не наделяет избирательную комиссию полномочиями по проверке правильности решений политических партий, принимаемых в отношении выдвинутых ею кандидатов, в том числе об исключении их из списка и отзыве.

Регистрация кандидата может быть отменена по основаниям, предусмотренным п. 7-9 ст. 76 ФЗ № 67, допущенных после регистрации кандидата, а также за ряд нарушений законодательства, которые имелись на момент рассмотрения избирательной комиссией вопроса о регистрации кандидата и препятствовали регистрации кандидата, но о них не было и не могло быть известно избирательной комиссии.

Таких обстоятельств при рассмотрении данного дела, судом установлено не было.

Проанализировав вышеназванное избирательное законодательство и представленные письменные доказательства, суд считает, что нарушения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", отсутствуют.

Суд также учитывает те обстоятельства, которые связаны со вступлением в законную силу судебного постановления - апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 25 августа 2020 года, вынесенного в рамках рассмотренного административного искового заявление Наумова М. А. к Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Предгорного района Ставропольского края о регистрации Маклакова С.В. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8.

Данным судебным постановлением признано незаконным и отменено постановление Территориальной избирательной комиссии Предгорного района № 198/1857-26 от 24 июля 2020 г. о регистрации Маклакова С. В. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу №8; возложена обязанность на территориальную избирательную комиссию Предгорного района Ставропольского края сообщить об исполнении настоящего решения в Предгорный районный суд Ставропольского края и административному истцу Н.А. - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (л.д. 149-162).

В силу положений п.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Таким образом, на момент рассмотрения дела по существу административный истец не является зарегистрированным кандидатом в депутаты в представительный орган Предгорного муниципального округа Ставропольского края первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8, выдвинутым избирательным объединением Предгорного районного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Следовательно, его права и охраняемые законом, в том числе и указанным избирательным законодательством, интересы, не могут быть затронуты регистрацией в качестве кандидата заинтересованного лица, и он не вправе заявлять требования, указанные в административном исковом заявлении.

Под способами защиты гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

Следовательно, избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований административного истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Как следует из позиции Конституционного Суда РФ, исполнение судебного решения, по смыслу ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, следует рассматривать как элемент судебной защиты, соответственно, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется, обязывает федерального законодателя при выборе в пределах своей конституционной дискреции того или иного механизма исполнительного производства осуществлять непротиворечивое регулирование в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не ставить под сомнение конституционный принцип исполнимости судебного решения.

Кроме того, констатация судом законности либо незаконности действий административного ответчика, сама по себе не восстанавливает прав истца по предмету спора, в связи с чем, такая защита нарушенных прав не предусмотренным законом способом, не может быть признана действенной, в нарушение указаний Конституционного Суда РФ.

Принимая во внимание приведенные выше правила оценки правомерности выбранного истцом способа защиты права, суд, рассматривая спор в пределах заявленных требований, приходит к выводу о том, что указанный административным истцом способ защиты данным правилам не соответствует, является ненадлежащим и не предусмотренным законом.

Учитывая конкретные обстоятельства дела, и оценив представленные сторонами письменные доказательства, суд считает требования административного истца не обоснованными, и не находит оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Арабачяна М.А. в представительные органы Предгорного муниципального округа Ставропольского края Первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8, поскольку нарушений указанного выше избирательного законодательства судом не установлено, и доказательств обратного административным истцом суду представлено не было.

Кроме того, Кроме того, согласно части 4 статьи 240 КАС РФ Административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.

В силу положений части 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

В ч. 10 ст. 240 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Аналогичные правовые предписания закреплены в п. 2 ст. 78 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Согласно п. 5 ст. 78 Федерального закона N 67-ФЗ заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня голосования. Решение суда должно быть принято, не позднее, чем за пять дней до дня голосования.

Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении заявления и в том случае, если имеются основания для отмены регистрации.

Поскольку голосование по выборам назначено на 13 сентября 2020 года, в настоящее время принятие решения об удовлетворении данного административного искового заявления в силу прямого запрета закона невозможно.

Определенный указанными правовыми нормами срок на обжалование решений избирательных комиссий о регистрации, отказе в регистрации является специально установленным сроком для обращения в суд и порядок исчисления этого срока должен производится по правилам, установленным

в п. 1 ст. 11.1 названного Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому, если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

Исходя из вышеизложенного и положений ст. 240 КАС РФ, в соответствии с которой административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение 10 дней, со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения, и данный срок восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска (ч.4, 7 данной статьи).

При исчислении срока по правилам п. 1 ст. 11.1 названного Федерального закона первым днем 10-дневного срока для подачи в суд заявления об отмене постановления ТИК от 02.08.2020 № 205/1917-26 о регистрации Арабачана М.А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края Первого созыва по многомандатному избирательному округу № 8 является 02 августа 2020 года - день принятия решения избирательной комиссией, а последний день для подачи заявления - 11августа 2020 года.

Административное заявление об оспаривании и отмене указанного выше постановления направлено в суд почтой 12 августа 2020 года, что подтверждается оттиском печати на конверте, то есть с пропуском установленного законом десятидневного срока, который восстановлению не подлежит.

Поскольку пропуск срока обращения в суд и невозможность его восстановления является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу ч.8 ст. 219 КАС РФ, в удовлетворении административного иска Маклакову С.В. следует отказать, в том числе и в связи с пропуском срока обращения в суд.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 239, 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Маклакова С. В. к Территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене Постановления территориальной избирательной комиссии Предгорного района № 205/1917-26 от 02.08.2020 года «О регистрации Арабачяна М. А. кандидатом в депутаты представительного органа Предгорного муниципального округа Ставропольского края Первого созыва по многомандатному избирательному округу », - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда, в течение пяти дней со дня принятия решения суда, путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором – апелляционного представления, через Предгорный районный суд Ставропольского края.

Мотивированное решение изготовлено 11 сентября 2020 года.

Судья Н.В. Дождёва