Дело № 2а-1676/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Горбуновой Я.И., с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске
22 мая 2018 года
материалы административного дела по административному иску Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации к Кредитному потребительскому кооперативу граждан «Финансовый кооператив «Союз» о ликвидации некоммерческой организации,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в Куйбышевский районный суд г. Омска с названными выше требованиями. В обоснование указал, что в ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций установлено, что кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» не представлял отчеты за февраль, июнь, июль 2017 года. Чем нарушены требования части 1 статьи 28 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", пункта 4 Указаний Банка России от 09.07.2015 N 3719-У "Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами", Указаний Банка России от 13.01.2017 N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами". Непредставление отчетов кооператива об операциях с денежными средствами в 2016 году явилось основанием для выдачи кооперативу предписаний от 13.06.2017 № Т652-9-8/7604,от 25.08.2017 № Т652-8-2-6/10577, от 25.09.2017 № Т652-8-2-6/11685, от 13.11.2017 №Т652-8-2-6/13494 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, согласно которым кооператив в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписаний обязан представить в Банк России отчёты об операциях с денежными средствами, предусмотренной Указанием, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, указанных в предписаниях, и направить в Отделение Омск отчет об исполнении предписаний с использованием программы-анкеты, размещенной на официальном сайте Банка России через личный кабинет участника финансового рынка.
Указанные выше предписания кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» не исполнил. Неисполнение кооперативом обязанности по предоставлению отчетности в Банк России создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями. По данным Единого государственного реестра юридических лиц на 05.02.2018 Кооператив не прекратил свою деятельность, и сведения о введении процедуры ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ не внесены. Административный истец просит ликвидировать кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» (ИНН <***>), исключить данные о нем из государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Дополнил, что неоднократные требования Банка России о вступлении в СРО, КПКГ «Финансовый кооператив «Союз»» игнорировал. На день судебного заседания административный ответчик не представил требуемую отчетность. Такие нарушения у кооператива были и ранее.
Административный ответчик, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежаще по месту регистрации юридического лица, своего представителя в суд не направил.
Выслушав представителя административного истца, исследовав представленные суду доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации.
Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и основная функция - защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2), которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Эти полномочия, а равно и иные по своей правовой природе относятся к функциям органов государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
В соответствии с Федеральным Законом от 23 июля 2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков» с 1 сентября 2013 года Банк России наделен полномочиями по развитию и обеспечению стабильности финансового рынка Российской Федерации (статья 3).
К функциям Банка России, в частности, относятся: во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации (пункт 1.1. статьи 4 Закона № 86-ФЗ), осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами (пункт 9.1. статьи 4 Закона № 86-ФЗ), осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению (пункт 18.4. Закона № 86-ФЗ).
Таким образом, деятельность Банка России в сфере финансовых рынков направлена на защиту публичных интересов, прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ходе осуществления функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии со статьей 76.1. Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», к которым относятся кредитные потребительские кооперативы, Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации установлено, что кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» (зарегистрирован 22.03.2007, адрес (место нахождения): 644042, Омская область, г. Омск, пр-т. Карла Маркса, д. 41, оф. 513, ИНН <***>, ОГРН <***>), нарушены требования части1 статьи 28Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", пункта 4 Указания Банка России от 09.07.2015 N 3719-У "Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами" (Документ утратил силу 21.04.2017 в связи с изданием Указания Банка России от 13.01.2017 N 4263-У "О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами").
Из содержания указанных норм следует, что кооператив обязан на основе данных об операциях организации ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность по форме 0420001 "Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций" (приложение 4 к Указанию).
Отчетность об операциях с денежными средствами представляется не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным.
Отчет кредитного потребительского кооператива представляется в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по телекоммуникационным каналам связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в соответствии с указанием Банка России от 21.12.2015 № 3906-У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использований ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета».
В результате мониторинга представления отчетов об операциях с денежными средствами предусмотренной Указанием, установлено, что кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» не представлял отчеты за февраль, июнь, июль 2017 года.
Непредставление отчетов кооператива об операциях с денежными средствами в 2016 году явилось основанием для выдачи кооперативу предписаний от 13.06.2017 № Т652-9-8/7604,от 25.08.2017 № Т652-8-2-6/10577, от 25.09.2017 № Т652-8-2-6/11685, от 13.11.2017 № Т652-8-2-6/13494 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации (далее – предписания), согласно которым кооператив в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписаний обязан представить в Банк России отчёты об операциях с денежными средствами предусмотренной Указанием, принять меры, направленные на недопущение в дальнейшей деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, указанных в предписаниях, и направить в Отделение Омск отчет об исполнении предписаний с использованием программы-анкеты, размещенной на официальном сайте Банка России через личный кабинет участника финансового рынка.
Предписания были направлены в адрес кооператива в форме электронного документа посредством использования информационных ресурсов через личный кабинет участника финансового рынка (копии подтверждающих документов приложены к исковому заявлению). В соответствии с пунктом 4.3 Указания Банка России от 21.12.2015 N 3906-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
Указанные выше предписания кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» не исполнил.
Таким образом, допущены неоднократные нарушения требований части 1 статьи 28 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", пункта 4 Указания Банка России от 09.07.2015 № 3719-У "Об отчетности некредитных финансовых организаций об операциях с денежными средствами", (13.01.2017 № 4263-У), выразившиеся в непредставлении в Банк России документов, содержащих отчёт об операциях с денежными средствами за период с 01.02.2017 по 31.12.2017. Указанные нарушения носят продолжительный характер, так как они не устранены по настоящее время.
Неисполнение кооперативом обязанности по предоставлению отчетности в Банк России создает серьезные препятствия Банку России в реализации целей контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями, предусмотренных частью 3 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации»: обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках и иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
Банком России на постоянной основе проводится работа по выявлению и прекращению участия поднадзорных некредитных финансовых организаций и их клиентов в проведении сомнительных операций, в ходе осуществления данной работы используются, в том числе данные отчетности по форме 0420001 «Информация о видах и суммах операций с денежными средствами некредитных финансовых организаций».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 9 части 3 статьи 5 Федерального закона № 190-ФЗ в отношении кредитных кооперативов Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
По данным Единого государственного реестра юридических лиц на 05.02.2018 Кооператив не прекратил свою деятельность, и сведения о введении процедуры ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ не внесены.
Таким образом, Кооператив нарушает требования законодательства о кредитных потребительских кооперативах в части непредставление отчетов кооператива об операциях с денежными средствами в 2016, 2017 годах, что свидетельствует о пренебрежительном отношении кооператива к требованиям законодательно установленных правил.
При таких обстоятельствах требования административного истца о ликвидации кредитного потребительского кооператива граждан «Финансовый кооператив «Союз» о ликвидации некоммерческой организации обоснованны и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Ликвидировать Кредитный потребительский кооператив граждан «Финансовый кооператив «Союз» (зарегистрирован 22.03.2007, адрес (место нахождения) 644042, <...>. оф. 513 ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 550401001).
Исключить данные о Кредитном потребительском кооперативе граждан «Финансовый кооператив «Союз» (зарегистрирован 22.03.2007, адрес (место нахождения) 644042, <...>. оф. 513 ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 550401001) из государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья М.Л. Жидкова
В окончательной форме решение изготовлено 28 мая 2018 года.