ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1677/2023 от 04.08.2023 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-1677/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть

04 августа 2023 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Зеленко И.Г.

при ведении протокола помощником судьи Ботаевым Б.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя по доверенности Ахмедова Бердимырата – Убушаевой Т.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению высшего образования Калмыцкий государственный университет им.Б.Б. Городовикова», Отделу иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия о признании незаконным (действия) бездействия по несвоевременному направлению заявления о продлении учебной визы, отказа в продлении учебной визы, приказа об отчислении и выселении, обязании продлить срок учебной визы,

у с т а н о в и л :

Представитель по доверенности Ахмедова Бердимырата – Убушаева Т.В. обратилась в суд с указанным иском, указав следующее. Ахмедов Б. является гражданином Республики Туркменистан. 31 января 2023 года он заключил с ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» (далее КГУ, университет) договор №72 на оказание платных образовательных услуг по программе довузовской подготовки (1370 часов). Срок освоения программы февраль 2023 года по август 2024 года.

24 февраля 2023 года у Ахмедова Б. стекал срок действия визы. 24 января 2023 года он через университет подал документы на продление визы. 24 февраля 2023 года ему стало известно, что по состоянию на 20 февраля 2023 года в Управление по вопросам миграции МВД по РК (далее Миграционная служба) его заявление о продлении визы не поступало. В ходе переписке университет не отрицал факта обращения Ахмедова Б. с документами для оформления продления визы, однако сообщил, что 13 февраля 2023 года был получен отказ от Миграционной службы. Вместе с тем, об отказе в приеме заявления и документов Ахмедову Б. не сообщали, о причинах отказа ему также не известно. Об отказе в продлении визы ему стало известно в ответе на запрос адвоката Убушаевой Т.В. В связи с непродлением визы его отчислили из университета и выселили из общежития, при том, что договор на обучение не расторгнут. Поскольку он вовремя обратился в университет с документами для продления визы, полагает, что именно действия университета привели к тому, что виза не продлена. С учетом изложенного просит признать незаконным действия (бездействия) ФГБОУ ВО «Калмыцкой государственный университет им Б.Б. Городовикова» в связи с несвоевременным направлением заявления Ахмедова Б. в Отдел федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия о продлении визы; признать незаконным решение начальника Отдела федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия принятое в отношении Ахмедова Б. об отказе в продлении срока действия учебной визы; обязать Отдел федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия продлить Ахмедова Б. срок действия учебной визы и признать незаконным приказ ФУБОУ «Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова» в отчислении из числа слушателей» и выселении из общежития университета.

В судебном заседании Ахмедов Б. и его представитель – адвокат Убушаева Т.В. иск поддержали и просили его удовлетворить.

Представитель университета – Джимбиев А.В. иск не признал, просил в части признания незаконными действия (бездействия) университета отказать, пояснив следующее. С Ахмедовым Б. действительно был заключен договор на оказание образовательных услуг – довузовская подготовка. Он обратился в международный отдел университета, который занимается студентами- иностранцами, для продления учебной визы. Сотрудник университета своевременно отнес пакет документов. По сложившейся практике, принимая документы, Миграционная служба никак не подтверждает. Все общение происходит в телефонном режиме. Действительно, сначала представителю университета сообщили о необходимости представления Ахмедовым Б. фотографии, отвечающей требования. После предоставления новой фотографии, сотруднику университета документы Ахмедова Б. вернули, сообщив об отказе в продлении визы. Каких-либо письменных ответов или отказ не направлялись. Представитель международного отдела сообщил об отказе Ахмедову Б. и вернул ему документы.

Представитель Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия Ханинова Н.Б. иск не признали, пояснив в судебном заседании о том, что оснований для продления учебной визы Ахмедову Б. не имелось. КГУ направлял Ахмедову Б. приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Однако, Ахмедов Б. въехал на территорию России по приглашению Казанского университета. В соответствии с п.69 Постановления Правительства РФ от 09 июня 2003 года № 335 о продлении срока действия визы принимается на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, по приглашению которых иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации. Таким образом, учитывая, что заявление на продление визы подано не от университета, приглашением для въезда которого он воспользовался, а от КГУ, оснований для продления визы не имелось в связи с чем ему было отказано. То обстоятельство, что документы принимали без регистрации, рассмотрели и отказали в устном порядке, не отрицает.

Суд, выслушав участников, исследовав материалы дела, полагает, что административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее Закон) выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу ст. 24 Закона иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с аб.1 и 11 ст.25.6 Закона в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища, получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо приема в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательной организации или научной организации. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации на основании обыкновенной рабочей визы не препятствует его обучению в организации, осуществляющей образовательную деятельность, на территории Российской Федерации без изменения цели въезда.

Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2003 года N 335) "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" (далее Положение №335) устанавливается форма визы, выдаваемая иностранному гражданину, порядок и условия ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае утраты, а также аннулирования и распространяется на все категории виз.

В силу п.7 Положения №335 уполномоченными государственными органами, имеющими право оформлять, выдавать, продлевать срок действия визы, восстанавливать либо аннулировать визу, являются, в частности, Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальный орган.

В зависимости от цели въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию и цели их пребывания в Российской Федерации иностранным гражданам выдается обыкновенная виза (пп. «в» п.18 Положения №335)

При этом согласно п.27 Положения №335 в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенная виза имеет разновидности, в частности, учебная.

В соответствии с п.34 Положения №335 обыкновенная учебная виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации на срок до 3 месяцев с возможностью последующего ее продления территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту постановки на миграционный учет по месту пребывания иностранного гражданина путем выдачи многократной визы на период обучения в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, но не более чем на один год для каждой последующей визы.

В п.69 Положения №335 указано о том, что уполномоченный государственный орган в пределах своей компетенции продлевает срок действия визы иностранного гражданина, аннулирует и восстанавливает визу в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Решение о продлении срока действия визы принимается Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами на основании письменного заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, по приглашению (по ходатайству) которых иностранный гражданин пребывает на территории Российской Федерации (п.69 Положения №335).

Таким образом, как следует из приведенных выше положений, учебная виза иностранному гражданину может быть продлена территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, при предоставлении заявления иностранного гражданина и письменного ходатайства организации, по приглашению которой он прибыл на территории российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании Ахмедов Б. является гражданином Республики Туркменистан.

25 октября 2022 года КГУ направило Ахмедову Б. электронное приглашение на въезд в Российскую Федерацию с 25 октября 2022 года по 22 января 2023 года для учебы (л.д.10).

21 декабря 2022 года Ахмедов Б. получил однократную визу для въезда в Российскую Федерацию с 21 декабря 2022 и нахождения до 24 февраля 2023 года для учебы в ФГАОУ ВО КФУ (л.д.15).

Из пояснений Ахмедова Б. в судебном заседании и договора на оказании платных образовательных услуг №74 от 31 января 2023 года следует, что Ахмедов Б., приехав в Россию по приглашению Казанского федерального университета, изъявил желание пройти курс довузовской подготовки в КГУ, для чего он и заключил соответствующий договор и ему предоставили место в общении для проживания.

Ахмедов Б., желая продлить учебную визу, 31 января 2023 года обратился в Отдел по международным связям КГУ, предоставив пакет документов, в числе которых был и паспорт.

Специалист КГУ отнес в Миграционную службу. Документы Ахмедова Б. в первый раз вернули в связи с необходимостью предоставления фотографии, отвечающей требованиям, затем, после устранения указанного недостатка, сотрудник Миграционной службы вернул документы Ахмедова Б., пояснив, что в продлении визу ему отказано. Специалист по международным связям КГУ сообщил об отказе в продлении визы Ахмедову Б. и вернул ему документы с паспортом до 17 февраля 2023 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются содержанием писем от 01 февраля 223 года №14-14/210 проректора по экономике и инновациям ФИО1, 14/14-507 от 03 марта 2023 года проректором по науке и стратегическому развитию ФИО2, текстом запроса адвоката от 17 февраля 2023 года, полученного 17 февраля 2023 года Управлением по вопросам миграции МВД Республики Калмыкия (л.д. 19) и не оспаривается сторонами.

Таким образом, утверждение истца о том, что со стороны КГУ имело место действия (бездействия), выразившиеся в несвоевременном направлении документов Ахмедова Б. для продления визы, в результате чего ему было отказано, не нашло своего подтверждения.

Кроме того, основанием для выселения Ахмедова Б. из общежития явилось его отчисления ввиду непосещения занятий, согласно пп. «а» п.4.2.3 Договора №74 (л.д.21-22, л.д.11)

Учитывая изложенное, требования о признании незаконными действия (бездействия) ФГБОУ ВО «Калмыцкой государственный университет им Б.Б. Городовикова» в связи с несвоевременным направлением заявления Ахмедова Б. в Отдел федеральной миграционной службы по Республике Калмыкия о продлении визы и признании незаконным приказа ФУБОУ «Калмыцкий государственный университет им Б.Б. Городовикова» в отчислении из числа слушателей» и выселении из общежития университета, не обоснованы.

Вместе с тем, имеются основания для удовлетворения исковых требований в части признания незаконными действий Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия, выразившихся в нарушении процедуры по рассмотрению заявления Ахмедова Бердимирата о продлении учебной визы.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях, а также порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти при предоставлении государственной услуги определяется Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 04 декабря 2019 года.

Согласно Административному регламенту заявителями являются иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации и обратившиеся за получением государственной услуги лично либо через надлежащим образом уполномоченного представителя.

Непосредственное предоставление государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам осуществляется подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях.

В соответствии с п.68 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: подача заявителем анкеты и необходимых документов и их прием к рассмотрению; формирование и направление межведомственных запросов в органы и организации, в распоряжении которых находятся документы и сведения, необходимые для предоставления государственной услуги; рассмотрение анкеты и прилагаемых к ней документов; оформление результата предоставления государственной услуги; выдача заявителю результата предоставления государственной услуги.

Основанием для начала административной процедуры является подача заявителем либо его представителем анкеты с приложением предусмотренных Административным регламентом документов на бумажном носителе при личном посещении непосредственно подразделения по вопросам миграции (п.69 Административного регламента).

Согласно п.72, 73 и 74 Административного регламента при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 36 Административного регламента, анкета к рассмотрению не принимается и с приложенными к ней документами возвращается заявителю.

Заявителю либо его представителю выдается справка подтверждающая отказ в приеме анкеты к рассмотрению.

Справка об отказе в приеме анкеты к рассмотрению оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю, а второй остается в подразделении по вопросам миграции.

Принятая с приложенными документами анкета регистрируется в системе "Мир" в соответствии с пунктом 50 Административного регламента, с проставлением регистрационного номера в соответствующей графе анкеты.

Датой приема документов считается дата обращения заявителя в подразделение по вопросам миграции с запросом о предоставлении государственной услуги с приложением всех необходимых документов, предусмотренных Административным регламентом и оформленных надлежащим образом.

Заявителю либо его представителю выдается справка (о приеме анкеты к рассмотрению.

Заявителю либо его представителю возвращаются оригиналы документов, после снятия с них копий, которые приобщаются к анкете, и заявителю сообщается о предполагаемой дате выдачи визы (п.76 Административного регламента).

В соответствии с п. 102 Административного регламента результатом административной процедуры является принятие решения об оформлении, продлении срока действия либо восстановлении визы или об отказе в оформлении, продлении срока действия либо восстановлении визы.

Способом фиксации результата административной процедуры является проставление на анкете соответствующей резолюции об оформлении, продлении срока действия или восстановлении визы либо об отказе в оформлении, продлении срока действия или восстановлении визы (п.103 Административного регламента).

Таким образом, продление учебной визы подробно регламентировано Административным регламентом. Процедура начинается с момента обращения иностранного гражданина или его представителя в миграционный орган и заканчивается выдачей ему результата оказания услуги.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами документы, сданные в Отдел иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия, не проходили регистрацию при их поступлении. Рассмотрение анкеты и приложенных документов происходило в ходе личного приема. В результате рассмотрения они были возвращены с пояснением о замене фотографии, а затем - с устным пояснением, что в продлении отказано.

Кроме того, представителем ответчика не представлены документы, свидетельствующие о том, что заявление Ахмедова Б. поступало и находилось на рассмотрении.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что сотрудниками Миграционного службы нарушена процедура оказания государственной услуги- продление визы иностранному гражданину.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административные исковые требования представителя по доверенности Ахмедова Бердимырата – Убушаевой Т.В.– удовлетворить частично.

Признать незаконным действия Отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия, выразившихся в нарушении процедуры по рассмотрению заявления Ахмедова Бердимирата о продлении учебной визы.

Возложить на Отдел иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия рассмотреть заявление Ахмедова Бердимирата о продлении учебной визы.

На основании ч.9 ст.227 КАС РФ обязать Отдел иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Калмыкия в течение месяца со дня получения копии решения сообщить суду и административному истцу об исполнении решения.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.Г. Зеленко

Решение в окончательной форме изготовлено 18 августа 2023 года