ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1679/16 от 22.11.2016 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-1679/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,

с участием представителей ФИО1, ФИО2,

при секретаре судебного заседания Ружейниковой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании недействительным Постановления Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа «<адрес>» о признании недействительным постановления Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования обоснованы тем, что администрацией городского округа «<адрес>» были приняты постановления за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» (далее - постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ) и от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» (далее - постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесены следующие изменения:

в приложении исключить позиции:

«-заместитель директора по воспитательной работе на «заместитель директора по науке»;

добавить позиции следующего содержания:

«организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми по расчету …»;

Заменить позицию:

«-педагог дополнительного образования – по расчету по тарификации» на «педагог дополнительного образования, по расчету:…».

Издание данного постановления администрацией города мотивировано исполнением поручения Главы Республики Дагестан и письмами Министерства финансов Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об оптимизации численности педагогического, административно-управленческого и вспомогательного персонала общеобразовательных учреждений.

Изучением этих писем установлено, что в них не говорится о сокращении должности заместителя директора в М.. Более того, эти письма не являются документами нормативно-правового характера, в силу чего не могут принять за основу при принятии муниципальных правовых актов, имеющих нормативное правовое действие.

Административный Истец считает, что указанное выше постановление администрации города от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ приняты в нарушение федерального законодательства.

В частности, согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры.

Согласно части 1 статья 28 названного закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: установление штатного расписания; прием на работу работников; заключение с ними и расторжение трудовых договоров; распределение должностных обязанностей; создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников; прием обучающихся в образовательную организацию.

Согласно статье 89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Государственное управление в сфере образования осуществляют в пределах своих полномочий федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, которая введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ (как и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Установлено, что в данной Номенклатуре должность – «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» не предусмотрена. В подразделе 2 раздела 2 Номенклатуры предусмотрена должность – «заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)», причем, не определяя сферу его деятельности (по учебной ли, по воспитательной ли, по научной ли и т.д.).

Согласно Приказу Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

В соответствии с Письмом Рособрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению контроля за соблюдением лицензиатом требований и условий при осуществлении образовательной деятельности» образовательный ценз педагогических работников должен соответствовать квалификационным характеристикам соответствующей должности согласно приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (далее - Квалификационный справочник).

В данном Квалификационном справочнике должность – «организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми» также не предусмотрена.

Следовательно, в силу изложенного при наименовании должностей педагогических работников следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций" и приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГн "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

Как указано выше, установление штатного расписания относится к компетенции образовательной организации (п. 3 ст. 28 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ). Следует отметить, что аналогичная норма о самостоятельном определении штата образовательного учреждения была предусмотрена и старым законом об образовании (п. 1 ст. 32 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ), на что обращало внимание и Минобрнауки РФ в своем Письме от ДД.ММ.ГГГГ «О штатном расписании в образовательных учреждениях».

В указанном Письме Минобрнауки РФ говорится: «в связи с частыми обращениями в Минобрнауки России по разъяснению вопросов по типовой структуре и штатному расписанию образовательного учреждения Департамент государственной политики в образовании напоминает, что Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О признании не подлежащими применению на территории Российской Федерации ведомственных нормативных правовых актов" было отменено действие следующих Приказов: Приказа Минпроса С. от ДД.ММ.ГГГГ N 103 "Об утверждении Типовых штатов дошкольных учреждений"; Приказа Минпроса С. от ДД.ММ.ГГГГ N 32 "О введении штатов республиканских (АССР), краевых, областных, окружных станций юных туристов"; Приказа Минпроса С. от ДД.ММ.ГГГГ N 264 "Об утверждении Типовых штатов начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и дополнительных штатов хозяйственного и обслуживающего персонала общеобразовательных школ с продленным днем"; Приказа Г. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 13 "Об утверждении Типовых штатов средних профессионально-технических училищ системы Г. С."; Приказа Минпроса С. от ДД.ММ.ГГГГ N 86 "О Типовых штатах общеобразовательных школ"; Приказа Минпроса С. от ДД.ММ.ГГГГ N 135 "Об утверждении Типовых положений и штатов внешкольных учреждений". В настоящее время для общеобразовательных учреждений типовые штаты действующим российским законодательством не предусмотрены. Согласно статье 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения несут ответственность за реализацию образовательных программ и самостоятельно устанавливают структуру управления деятельностью образовательного учреждения, штатное расписание (включая введение тех или иных штатных единиц), распределяют должностные обязанности. Порядок комплектования работников образовательного учреждения закрепляется в его уставе. Число учителей по общеобразовательным предметам определяется исходя из количества классов в соответствии с санитарными правилами и объема учебной нагрузки в соответствии с учебным планом».

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В случае несоответствия норм, регулирующих отношения в сфере образования и содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно частям 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно Уставу МО ГО «<адрес>» (принят решением Собрания депутатов МО ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, ) администрация городского округа «<адрес>» не наделена полномочием по утверждению типовых штатов и штатных нормативов М..

На основании этих постановлений Административный Истец была уволена с работы с должности заместителя директора по воспитательной работе М. «Средняя общеобразовательная школа », так как основанием увольнения указано постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за .

В судебном заседании ФИО3 и её представитель ФИО1 поддержали административный иск по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель Муниципального казенного учреждения «Управление образования» Администрации городского округа «<адрес>» ФИО2 решение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа «<адрес>» в зал судебного заседания не явился и суд о причинах своей неявки не известил. Данные о надлежащем извещении имеются.

Заинтересованное лица Министерство образования и науки Республики Дагестан в зал судебного заседания своего представителя не направило и суд о причинах неявки не известило.

Дело рассматривалось в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом, но не известивших суд о причинах своей неявки.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ « С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.»

Согласно приказу (распоряжению) за от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации ГО «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников образовательных учреждений ГО «<адрес>» и на основании ст. 81 ТК РФ прекратить действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ за , уволить с ДД.ММ.ГГГГФИО3 З. М.М. «СОШ » <адрес>, заместителя директора по воспитательной работе.

Следовательно, ФИО3 вправе была обратиться в суд с административным иском, так как оспариваемый акт применен в отношении неё.

В силу ст. 216 КАС РФ « 1. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.

2. В случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части не могут применяться также нормативные правовые акты, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативного правового акта, признанного не действующим полностью или в части, либо на нем основаны и из него вытекают.

3. Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта».

Как усматривается из материалов дела решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного в силе определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РД ДД.ММ.ГГГГ удовлетворен иск прокурора <адрес> и постановления Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников образовательных учреждений ГО «<адрес>» признаны недействующими с момента их принятия.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде, оспариваемые постановления уже признаны недействующими, то есть оспариваемого нормативного акта нет, поэтому в иске должно быть отказано.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В административном иске ФИО3 к Администрации городского округа «<адрес>» о признании недействующим постановления Администрации городского округа «<адрес>» за от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении типовых штатов и штатных нормативов численности работников муниципальных образовательных учреждений ГО «<адрес>» с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, отказать в связи с признанием этого акта недействующим с момента издания, решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.