ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/19 от 22.04.2019 Аткарского городского суда (Саратовская область)

Дело №2а-167/2019

64RS0002-01-2019-000207-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 апреля 2019 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кудряшовой Д.И., при секретаре судебного заседания Кучеренко А.А., с участием представителя административного истца – старшего помощника Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Аткарский межрайонный прокурор Саратовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части, в котором просил признать недействующим пункт 5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года.

В обоснование административных исковых требований указано, что проведенной Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области проверкой муниципальной правовой базы органов местного самоуправления Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области выявлены правовые акты, не соответствующие действующему законодательству. Так, 29 июня 2012 года Администрацией Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области принято Постановление №18 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения». При проверке соответствия данного правового акта законодательству установлено, что он является незаконным и подлежит изменению и приведению в соответствие с действующим законодательством по следующим основаниям. Согласно ч.6 ст.11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр, учредителю многофункционального центра, в организации, предусмотренные ч.1.1 ст.16 настоящего Федерального закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, предусмотренных ч.1.1 ст.16 настоящего Федерального закона, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации. Вместе с тем, пунктом 5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, установлен десятидневный срок рассмотрения для всех категорий жалоб. Согласно пп.«а» п.4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96, коррупциогенным фактором является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудовыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Несоответствие Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, требованиям закона создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения». На противоречащий закону правовой акт Аткарской межрайонной прокуратурой Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ был принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, получен положительный ответ, однако, Администрацией Кочетовского муниципального образования правовой акт до настоящего времени в соответствие с действующим законодательством не приведен. Вышеизложенные обстоятельства явились основанием для обращения Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим административным исковым заявлением, в котором административный истец просит признать недействующим пункт 5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, как противоречащий Федеральному закону от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании представитель истца – старший помощник Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области Кузнецов Н.А. на основании ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) уточнил административные исковые требования, просил по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, признать недействующим пункт 5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика – Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области – ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом, явка которой не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явилась, представила заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в ее отсутствие и о признании административных исковых требований Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст.46, 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ей разъяснены и понятны (л.д.18, 50, 53).

При таком положении, руководствуясь ст.150 и ст.213 КАС РФ, суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие представителя административного ответчика, явка которого не признана судом обязательной.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Статьей 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с ч.7 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.8 ст.213 КАС РФ, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (ч.8 ст.213 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 ч.8 ст.213 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (ч.9 ст.213 КАС РФ).

В соответствии с Уставом Кочетовское муниципальное образование Аткарского муниципального района Саратовской области является муниципальным образованием со статусом сельского поселения и входит в состав Аткарского муниципального района Саратовской области. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования издает в пределах своих полномочий правовые акты. В систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами Совета, издает постановления местной администрации муниципального образования по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации муниципального образования по вопросам организации работы местной администрации муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами. Правовые акты главы муниципального образования нормативного характера оформляются постановлениями, ненормативного характера – распоряжениями. Нормативный правовой акт местной администрации муниципального образования обнародуется главой муниципального образования в течение 10 дней со дня их подписания (л.д.24-34).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области утвержден Решением Совета депутатов Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области» (л.д.21-23).

Пункт 2 вышеуказанного Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области предусматривает, что опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина осуществляется посредством их доведения до граждан через: а) периодические печатные издания; б) электронные средства массовой информации; в) размещение в установленных местах на территории муниципального образования.

Обнародование муниципального правового акта производится не позднее чем через пять дней после его принятия (п.11 Порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области).

29 июня 2012 года Администрацией Кочетовского муниципального образования принято Постановление №18 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения» (л.д.35-40). Данное Постановление №18 от 29 июня 2012 года было опубликовано (обнародовано) 29 июня 2012 года (л.д.12).

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствии с ч.6 ст.11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба, поступившая в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, многофункциональный центр, учредителю многофункционального центра, в организации, предусмотренные ч.1.1 ст.16 настоящего Федерального закона, либо вышестоящий орган (при его наличии), подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, многофункционального центра, организаций, предусмотренных ч.1.1 ст.16 настоящего Федерального закона, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений – в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Вместе с тем, п.5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, установлено, что срок рассмотрения жалобы на действие (бездействие) и решения, принятые в ходе оказания муниципальной услуги на основании вышеуказанного регламента, не должен превышать 10 рабочих дней с момента ее регистрации.

Такое правовое регулирование не соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Несоответствие п.5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на получение муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения».

Из разъяснений, содержащихся в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», следует, что если оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. При этом, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

До настоящего времени п.5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства, несмотря на принесенный Аткарским межрайонным прокурором Саратовской области на имя главы Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области протест от ДД.ММ.ГГГГ, не приведен (л.д.10).

В этой связи, проанализировав вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области являются обоснованными, подлежащими удовлетворению, а п.5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года, признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом в соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района – «Аткарская газета» и на официальном сайте Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования Аткарского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из домовых и похозяйственных книг, дубликатов договоров на приватизацию жилого помещения», утвержденного Постановлением Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области №18 от 29 июня 2012 года.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Аткарского муниципального района Саратовской области – «Аткарская газета» и на официальном сайте Администрации Кочетовского муниципального образования Аткарского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Аткарский городской суд Саратовской области.

Председательствующий (подпись) Д.И.Кудряшова