Дело № 2а-167/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 февраля 2019 года г.Галич Костромской области
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой Е.В.,
с участием помощника Галичского межрайонного прокурора Бухарева А.В.,
при секретаре Чижовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску кандидата на должность главы городского округа – город Галич Костромской области ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области от 05 февраля 2019 года,
установил:
Кандидат на должность главы городского округа – город Галич Костромской области ФИО1 обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области от 05 февраля 2019 года мотивируя свои требования тем, что решением Думы городского округа – город Галич Костромской области № 326 от 25.12.2018 «О назначении досрочных выборов главы городского округа – город Галич Костромской области» назначены досрочные выборы главы городского округа – город Галич Костромской области на 03.03.2019.
27.01.2019 он был выдвинут кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области избирательным объединением «Региональное Отделение Политической партии «Партия Возрождения России» в Костромской области» и 29.01.2019 сдал в Территориальную избирательную комиссию города Галич Костромской области необходимый пакет документов. 04.02.2019 он (истец) зарегистрирован кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области.
На должность главы городского округа – город Галич Костромской области 05.02.2019 был зарегистрирован ФИО2.
Административный истец считает регистрацию ФИО2 кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области незаконной по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно п.2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Пунктом 3 той же статьи установлено, что вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом.
Во исполнение требований части 3 статьи 33 Закона 67-ФЗ, кандидат ФИО2 вместе с заявлением о согласии баллотироваться подал сведения о размере и источниках доходов кандидата. Однако этот документ оформлен с нарушением требований Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 (изготовлен не по форме, установленной приложением № 1 к Федеральному закону).
Подпунктом в.1 части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата указано наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Таким образом, оформление сведений о размере и об источниках доходов кандидата не по форме, установленной приложением 1 к Федеральному закону № 67-ФЗ, является основанием для отказа в регистрации согласно пункта в.1 части 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона № 67-ФЗ, все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Обжалуемое решение нарушает его избирательные права как кандидата, поскольку регистрация кандидата, не выполнившего необходимые для этого требования закона, нарушает равенство кандидатов, а возможное избрание кандидата, зарегистрированного в нарушение требований закона, прямо нарушает его избирательные права. Приняв решение о регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области с нарушением требований ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, избирательная комиссия городского округа – город Галич Костромской области нарушила его (истца) право на участие в выборах главы городского округа – город Галич Костромской области на равных условиях, что создало неоправданное преимущество для ФИО2 при ведении им своей избирательной кампании.
Согласно п.6 ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
На основании вышеизложенного, кандидат на должность главы городского округа – город Галич Костромской области ФИО1 просит признать незаконным и отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Галича Костромской области от 05.02.2019 № 47 «О регистрации ФИО2 кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области».
Административный истец ФИО1 о времени и месте рассмотрения иска извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Одновременно административным истцом ФИО1 представлено дополнение к административному иску, в котором он уточняет основания, по которым просит отменить постановление территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области от 05 февраля 2019 года.
Так, 1. Пунктом 3 статьи 33 Федерального закона ФЗ-67 предусмотрено, что при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Формы указанных справок утверждены Указом Президента РФ от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
В пункте 3 упомянутого Указа Президента РФ дается разъяснение порядка заполнения справок. В частности указано, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным настоящим Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
При своем выдвижении кандидат ФИО2, в числе прочих документов, представил сведения о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, оформленных с нарушением требований закона. Так, в раздел 4 Справки «Обязательства имущественного характера» не содержит информации об отсутствии таких обязательств, что является безусловным основанием для отказа в регистрации по основанию, предусмотренному подпунктом в.1 части 24 статьи 38 Закона 67-ФЗ.
Подпунктом в.1 части 24 статьи 38 Закона 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата указано наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Таким образом, незаполнение соответствующих разделов Сведений о принадлежащем кандидату недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера, является их оформлением с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона, что должно было повлечь за собой отказ кандидату ФИО2 в регистрации его на должность главы городского округа – город Галич Костромской области.
Выводы истца основаны на правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, нашедшей свое отражение в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
2. В соответствии с пунктом 14.5 статьи 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002, при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в случае, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации по одномандатным (многомандатным) избирательным округам - также в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 настоящего Федерального закона в окружные избирательные комиссии следующие документы: нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной способ удостоверения указанного документа.
Пункт 15 статьи 73 Избирательного кодекса Костромской области устанавливает, что кандидат, выдвинутый избирательным объединением на должность главы муниципального образования, должен представить в избирательную комиссию муниципального образования:
1) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании.
Кандидат ФИО2 нарушил данное требование законодательства, представив в избирательную комиссию копию решения о создании избирательного объединения, не удостоверенную нотариально.
Таким образом, среди документов, представленных кандидатом ФИО2 для уведомления о выдвижении и регистрации, отсутствовал документ, необходимый в соответствии с настоящим Федеральным законом 67-ФЗ для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Данный факт является основанием для отказа в регистрации в соответствии с подпунктом в части 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ.
3. В соответствии с частью 3.3. статьи 33 Федерального Закона 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При этом понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Согласно п.7 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области, при проведении выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В нарушение требований законодательства кандидат ФИО2 не представил в избирательную комиссию городского округа-город Галич Костромской области такого документа в отношении себя.
Указанное обстоятельство должно было повлечь за собой отказ в регистрации кандидата по основанию, предусмотренному подпунктом в части 24 статьи 38 Федерального закона 67-ФЗ.
4. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно п. 2 статьи 33 Закона 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Как следует из пункта 28 статьи 3 Избирательного кодекса Костромской области, избирательный округ единый (единый избирательный округ) – избирательный округ, включающий в себя всю территорию Костромской области, всю территорию муниципального образования, на которой проводятся выборы.
В соответствии с пунктом 6 статьи 10 Избирательного кодекса Костромской области, выборы главы муниципального образования со статусом «городской округ», «муниципальный район» проводятся по избирательной системе, определенной уставом соответствующего муниципального образования: по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования.
Пунктом 1 статьи 3 Устава городского округа - город Галич Костромской области, принятого постановлением Думы города Галича № 430 от 20 июня 2005 года, город Галич имеет официальное полное наименование - муниципальное образование городской округ город Галич Костромской области. Официальное сокращенное наименование - городской округ - город Галич Костромской области. Полное и сокращенное наименования являются равнозначными.
В нарушение требований закона кандидат ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться не указал сведения об избирательном округе, по которому он баллотируется, указав лишь наименование должности.
Пунктом в.1 части 24 статьи 38 Закона 67-ФЗ в качестве основания для отказа в регистрации кандидата указано наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
5. Также ему известно, что кандидатом ФИО2 был заменен документ, оформленный с нарушением требований закона, а именно сведения о доходах и об имуществе кандидата. Новый документ был представлен по форме, являющейся приложением №1 к Закону 67-ФЗ, в связи, с чем он отказывается от требования признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии города Галича Костромской области № 47 от 05.02.2019 года по этому основанию.
Остальные доводы поддерживает и просит удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика в лице председателя территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области ФИО3 административный иск не признала и пояснила, что раздел 4 Справки «Обязательства имущественного характера» заполнен, он содержит прочерки; копия решения о создании местного отделения ПП ЛДПР г.Галича, представленная ФИО2 в избирательную комиссию не требует нотариального удостоверения; письменное уведомление об отсутствии счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также о том, что ФИО2 не владеет и не пользуется финансовыми инструментами заинтересованным лицом представлено в избирательную комиссию. 3 февраля 2019 года ФИО2 повторно представлено заявление о согласии баллотироваться с указанием единого избирательного округа: городской округ – город Галич Костромской области. Нарушений требования Федерального закона № 67-ФЗ и Избирательного кодекса Костромской области территориальной избирательной комиссией не допущено, просит в иске отказать.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с административным иском ФИО1 не согласилась, указывая, что в разделе 4 Справки, представленной в избирательную комиссию, проставлены прочерки, поэтому считает данный раздел заполненным. Согласно сносок, содержащих указания по поводу заполнения раздела 4 Справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»: в столбце «Содержание обязательства» указывается существо обязательства (заем, кредит или другое); в столбце «Кредитор (должник)» - вторая сторона обязательства – кредитор или должник, его фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица), адрес; в столбце «Основание возникновения обязательства» - основание возникновения обязательства (договор, передача денег или имущества либо другое) и реквизиты (дата, номер) соответствующего договора или акта; в столбце «Сумма обязательства» - сумма основного обязательства (без процентов). Для обязательств, выраженных в иностранной валюте, сумма указывается в рублях по курсу Банка России на отчетную дату; в столбце «Условия обязательства» - годовая процентная ставка обязательства, заложенное в обеспечение обязательства имущество, выданные в обеспечение обязательства гарантии и поручительства. Поскольку у ФИО2 отсутствовали обязательства имущественного характера, то в раздел 4 Справки он внес соответствующие записи проставлением прочерка. Кроме этого, ст.1 ФЗ от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» определено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Ст.12 КАС РФ установлено, что административное судопроизводство ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Согласно Большому толковому словарю русского языка Института лингвистических исследований Российской академии наук, значение слова «запись» толкуется как то, что занесено на бумагу, а «прочерк» - как отсутствие данных о ком-, чем-либо. Следовательно, требования действующего законодательства при заполнении ФИО2 Справки соблюдены. Требования к оформлению Справки, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 06.06.2013 № 546, не нарушены. Поэтому, оснований для отказа ФИО2 в регистрации кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области по подпункту в.1 пункта 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ у комиссии не имелось.
Нотариального удостоверения копии решения о создании избирательного объединения не требуется на основании ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области.
Уведомление о том, что ФИО2 не имеет счетов, не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, не владеет и не пользуется иностранными финансовыми инструментами, заинтересованным лицом в комиссию представлено. Нарушений подпункта в п.24 ст.38 ФЗ № 67-ФЗ не имеется.
3 февраля 2019 года ФИО2 представлено в комиссию взамен ранее поданного заявление о согласии баллотироваться с указанием единого избирательного округа – городской округ – город Галич Костромской области.
Представитель считает, что постановление комиссии от 5 февраля 2019 года № 47 законно и отмене не подлежит. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо ФИО2 с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что им представлены в избирательную комиссию все документы, которые требуются по закону. По его мнению, нарушений требований Закона с его стороны, и со стороны административного ответчика не имеется.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бухарева А.В., полагавшего в иске отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.6 ч.2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу ч.10 ст.239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Статьёй 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иным законом (пункт 1 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.35 Федерального закона № 67-ФЗ, выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.
Как предусмотрено п.1 и п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные требования содержит также ч.1 и ч.8 ст.80 Избирательного кодекса Костромской области, принятого Костромской областной Думой 19.10.2018 (Закон Костромской области № 451-6-ЗКО).
В соответствии с п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются, помимо прочих: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (п.п. «в»); наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона (п.п. «в.1»).
Эти же основания предусмотрены п.4 и п.5 ч.2 ст.81 Избирательного кодекса Костромской области.
Пунктом 6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В судебном заседании установлено, что решением Думы городского округа-город Галич Костромской области от 25.12.2018 № 326 в связи с досрочным прекращением полномочий главы городского округа-город Галич Костромской области ФИО5 назначены досрочные выборы главы городского округа-город Галич Костромской области на 3 марта 2019 года.
По решению Координационного Совета Костромского регионального отделения Политической Партии ЛДПР от 15.01.2019 за № 2/1 ФИО2 выдвинут на должность главы городского округа – город Галич Костромской области.
23 января 2019 года ФИО2 обратился в территориальную избирательную комиссию городского округа-город Галич с заявлением о регистрации его кандидатом на должность главы городского округа-город Галич, представив документы, необходимые для выдвижения, в том числе сведения, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ.
По постановлению территориальной избирательной комиссии города Галича Костромской области № 47 от 05 февраля 2019 года ФИО2, выдвинутый местным отделением Политической Партии ЛДПР, зарегистрирован кандидатом на должность главы городского округа-город Галич Костромской области 5 февраля 2019 года в 16 часов 55 минут.
При рассмотрении дела судом проверены основания для признания постановления территориальной избирательной комиссии город Галич Костромской области № 47 от 05.02.2019, перечисленные административным истцом в дополнении к иску.
Так, одним из оснований административного иска ФИО1 указал на нарушение ФИО2 п.1 ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области в части непредставления последним нотариально удостоверенной копии документа о государственной регистрации избирательного объединения, решения о его создании.
В соответствии с п.1 ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области, кандидат, выдвинутый избирательным объединением на должность главы муниципального образования, должен представить в избирательную комиссию муниципального образования нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, решение о его создании.
Судом установлено, что ФИО2 представил в территориальную избирательную комиссию копию решения № 2 от 19.06.2008 о создании местного отделения ПП ЛДПР г.Галича.
Вопреки доводам административного истца, пункт 1 ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области не устанавливает требований к обязательному нотариальному удостоверению представленных кандидатом на должность главы муниципального образования решений о создании избирательного объединения.
Таким образом, доводы ФИО1 о представлении ФИО2 в территориальную избирательную комиссию решения о создании избирательного объединения, выдвинувшего его кандидатом, оформленного с нарушением требований п.1 ч.15 ст.73 Избирательного кодекса Костромской области, суд находит необоснованными.
Также основанием административного иска ФИО1 указывает непредставление ФИО2 в территориальную избирательную комиссию в нарушение ч.7 статьи 80 Избирательного кодекса Костромской области письменного уведомления о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Согласно п.3.3 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В соответствии с п.1.6 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в организующую выборы избирательную комиссию вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу ч.7 ст.80 Избирательного Кодекса Костромской области, при проведении выборов в Костромскую областную Думу, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В судебном заседании с достоверностью установлено, что 23 января 2019 года ФИО2 в территориальную избирательную комиссию представлено уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Таким образом, доводы административного истца в этой части суд принять не может, считая их несостоятельными.
Кроме этого, в административном иске ФИО1 ссылается о неуказании кандидатом ФИО2 в заявлении о согласии баллотироваться сведения об избирательном округе, по которому он баллотируется.
Согласно п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
В соответствии со ст.3 Избирательного Кодекса Костромской области, избирательный округ единый (единый избирательный округ) - избирательный округ, включающий в себя всю территорию Костромской области, всю территорию муниципального образования, на которой проводятся выборы.
Как гласит ч.6 ст.10 Избирательного Кодекса Костромской области, выборы главы муниципального образования со статусом «городской округ», «муниципальный район» проводятся по избирательной системе, определенной уставом соответствующего муниципального образования: по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства по единому избирательному округу, составляющему всю территорию муниципального образования.
Как установлено в судебном заседании, 23 января 2019 года ФИО2 в территориальную избирательную комиссию представлено заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области. Однако, выявив недостатки в указанном заявлении, заинтересованное лицо ФИО2 в соответствии с п.1.1 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, 03.02.2019 представил в территориальную избирательную комиссию взамен ранее представленного заявления - заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы городского округа – город Галич Костромской области, которое содержит наименование единого избирательного округа: городской округ – город Галич Костромской области.
Таким образом, учитывая, что ФИО2 внес уточнение и дополнение в документ, содержащий сведения о нём, не позднее чем за один день до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации, суд не усматривает нарушений п.п.в.1 п.24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ. Поэтому, доводы ФИО1 в данной части оснований лишены.
Одним из оснований административного иска ФИО1 указывает отсутствие информации в разделе 4 Справки «Обязательства имущественного характера» об обязательствах имущественного характера.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ, о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пункт 2 вышеуказанной статьи предусматривает, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Согласно п.3 данной статьи, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
В силу п.3.1 этой же статьи, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счёт которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Аналогичное положение содержится в ч.8 ст.71 Избирательного кодекса Костромской области.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 представлена справка о принадлежащем ему недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество.
Из указанной Справки видно, что в графах раздела 4 «Обязательства имущественного характера» поставлен прочерк.
Форма справок, в которых должны быть отражены указанные сведения, утверждена Указом Президента РФ от 06.06.2013 № 546 «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».
В пункте 3 данного Указа Президента РФ установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утверждённым данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Приведенный нормативный правовой акт содержит прямое предписание об объеме сведений, которые кандидат обязан сообщить в названной справке.
Следовательно, неуказание в Справке сведений об отсутствии обязательств имущественного характера кандидата, не может расцениваться иначе как нарушение требований, предъявляемых к оформлению документов, влияющих на объем изложенной в них информации.
То обстоятельство, что в соответствующих сносках к разделу 4 «Обязательства имущественного характера» указанной справки в отличие от сносок к разделу 2 «Сведения об имуществе» не содержится указания на необходимость проставления в первой графе слова «отсутствуют», не освобождает кандидата от исполнения положений, содержащихся в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546.
Таким образом, учитывая, что Справка о принадлежащем заинтересованному лицу недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, представленная ФИО2 в территориальную избирательную комиссию, оформлена с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата ФИО2 сведения, необходимость представления которых предусмотрена пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, отсутствовали.
При таких обстоятельствах, постановление территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области № 47 от 05 февраля 2019 года является незаконным.
Однако в соответствии с ч.4 ст.241 КАС РФ решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Истечение предусмотренных ч.4 ст.241 КАС РФ сроков исключает возможность отмены регистрации кандидата. Поэтому суд, установив фактические обстоятельства дела, отказывает в удовлетворении административного иска и в том случае, когда имеются основания для отмены регистрации.
В силу п.2 ст.11.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определённое количество дней или за определённое количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днём или днём, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Федеральном законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
Таким образом, самый поздний день принятия судом первой инстанции решения об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата – день, после которого до дня голосования остаётся пять дней, не считая дня голосования.
Учитывая, что день голосования – 3 марта 2019 года, срок, установленный ч.4 ст.241 КАС РФ, на момент принятия настоящего решения истёк.
При таких обстоятельствах, административному истцу ФИО1 следует отказать в удовлетворении административного иска об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области № 47 от 05 февраля 2019 года.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ч.4 ст.241, ст.ст.244,298 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска кандидата на должность главы городского округа-город Галич Костромской области ФИО1 к территориальной избирательной комиссии города Галича Костромской области об отмене постановления территориальной избирательной комиссии города Галич Костромской области № 47 от 05 февраля 2019 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Е.В.Балашова
Решение в окончательной форме изготовлено – 01 марта 2019 года.
Судья