Дело № 2а-167/2020
УИД: 22RS0029-01-2020-000215-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Кулунда 16 июня 2020 года
Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Клименко О.А.,
при секретаре Поволоцкой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску межрайонной ИФНС России № 9 по Алтайскому краю к Мякушко Н.В. о взыскании задолженности по имущественным налогам,
У С Т А Н О В И Л:
МРИ ФНС России № 9 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к Мякушко Н.В. о взыскании задолженности по имущественным налогам, указав, что согласно сведений, поступающих в налоговый орган в электронном виде из УГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю через УФНС России по Алтайскому краю и зафиксированных учетных данных налогоплательщика, ответчику в 2017 году принадлежали транспортные средства: автомобиль «Ауди-100», г.р.з. №№№№, автомобиль «Тойота Лэнд Круйзер», №№№№, «Москвич 412ИЭ», г.р.з. №№№№ «ИЖ 2126030», г.р.з. №№№№. В соответствие со ст.357-362 НК РФ Мякушко Н.В. должен был уплатить транспортный налог за 2017 год в размере 14740 рублей. Кроме того, на автомобиль «ГАЗ-3307», г.р.з. №№№№ за 2015 год был сделан перерасчет налога на сумму 1725 рублей, которую ответчик также должен был уплатить. За неуплату транспортного налога начислена пеня в размере 244,93 рубля. Согласно сведений кадастровой палаты Мякушко Н.В. в 2017 году являлся собственником земельного участка, расположенного по --------, кадастровый №№№№, за который сумма земельного налога в 2017 году составила 414 рублей, пени – 6,13 рублей. //////// Мякушко Н.В. прекратить предпринимательскую деятельность. В налоговую инспекцию им представлены налоговые расчеты по страховым взносам ////////, размере страховых взносов, подлежащих уплате по сроку после ////////, за 2018 г составляет : в ПФР – 14128,79 рублей (по сроку уплаты ////////); в ОМС – 3108,39 рублей (по сроку уплаты ////////). За несвоевременное исполнение обязанностей по уплате страховых взносов начислена пеня в размере 97,97 рублей. За несвоевременное предоставление расчета по страховым взносам назначен штраф в размере 699,75 рублей. В связи с изложенным административный истец просит взыскать недоимку по уплате указанных выше налогов с административного ответчика в доход соответствующего бюджета.
Представитель административного истца Адольшина Ж.Н. в судебное заседание не явилась. О месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила суду уточненное исковое заявление, в котором просит взыскать с Мякушко Н.В. транспортный налог за 2015, 2017 г, пени, страховые взносы в размере 17237,18 рублей, пени 97,97 рублей, штраф 699,75 рублей. От исковых требований в части взыскания земельного налога и пени за 2017 год отказалась в связи с поступившей ранее оплатой.
Административный ответчик Мякушко Н.В. исковые требования признал в части взыскания страховых взносов, пени по ним и штрафа. В части взыскания транспортного налога пояснил, что //////// он произвел оплату транспортного налога за 2017 год в размере 15000 рублей, то есть это за указанные в административном иске транспортные средства. За 2015 г транспортный налог на автомобиль «ГАЗ-3307», г.р.з. В724НЕ22 - молоковоз не оплатил, поскольку в спорный период он являлся сельхозпроизводителем и в соответствие с действующим законодательством был освобожден от уплаты транспортного налога на сельскохозяйственную технику. В связи с изложенным, просит отказать удовлетворении заявленных требований в части взыскания транспортного налога.
Выслушав объяснение административного ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 1 ст. 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Вместе с тем ч. 3 ст. 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктами 4, 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
//////// Мякушко Н.В. административным истцом по средствам почтовой связи направлено налоговое уведомление №№№№ от //////// с расчетом имущественных налогов за 2017 год: транспортный налог – 14740 рублей, земельный налог – 414 рублей, налог на имущество физических лиц – 0 рублей. Письмо вручено адресату ////////.
//////// Мякушко Н.В. по средствам почтовой связи направлено налоговое уведомление №№№№ от //////// о перерасчете транспортного налога за 2015-2016 г на автомобиль «ГАЗ-3307», г.р.з. В724НЕ22, согласно которому налога за 2015 год составил 1725 рублей. Получено адресатом ////////.
Поскольку Мякушко Н.В. не произвел в установленные законом сроки, уплату налогов, ему налоговым органом направлено требование №№№№ от //////// об уплате налогов в срок до ////////, которое осталось неисполненным.
По причине неисполнения административным ответчиком требования налогового органа об уплате налогов и пеней представитель МРИ ФНС России N 9 по Алтайскому краю обратился к мировому судье судебного участка N 2 Кулундинского района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Мякушко Н.В. налогов и пеней.
В связи с поступившими от Мякушко Н.В. возражениями, определением мирового судьи судебного участка N 2 Кулундинского района Алтайского края от ////////, отменен ранее выданный судебный приказ от //////// по делу N 2а-663/2019 о взыскании с Мякушко Н.В. недоимки по уплате имущественных налогов и пенив размере 35164,96 рублей, истцу предложено обратиться в суд в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
С административным иском в Кулундинский районный суд Алтайского края МРИФНС России N 9 по Алтайскому краю обратилась (согласно почтового штемпеля) 02.04.2020г, года, то есть с соблюдением установленного ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячного срока на обращение в суд.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 2). В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (пункт 3). Положения абз.2,3 п.3 ст. 362 НК РФ не применяются к спорным правоотношениям, поскольку были введены в действие ФЗ от 29.12.2015 N 396-ФЗ, то есть после возникновения спорных правоотношений.
Налоговая база в соответствии со статьей 359 НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя транспортного средства (пункт 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Алтайского края действует Закон Алтайского края от 10.10.2002 г № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».
Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" срок уплаты налога установлен до 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункты 2, 4 ст. 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии с пунктами 4, 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно абз. 2 и 3 п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации (введенным Федеральным законом от 28.11.2009 года N 283-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2010 года) направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта
В соответствии со ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Пунктом 2 ст. 358 НК РФ определено, что не являются объектом налогообложения по транспортному налогу "тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции".
Пункт 2 статьи 358 Кодекса не раскрывает понятия " сельскохозяйственных товаропроизводителей ", поэтому исходя из пункта 1 статьи 11 Кодекса, в целях уяснения того, какие лица понимаются в статье 358 Кодекса под лицами, производящими сельскохозяйственную продукцию, допустимо использование понятий и терминов иных отраслей законодательства, в частности Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон).
Из статьи 1 Закона следует, что сельскохозяйственным товаропроизводителем признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции.
Как следует из материалов дела, административный ответчик Мякушко Н.В. в налоговый период 2015 года был зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрирован был на виды экономической деятельности: выращивание зерновых, семян масленичных культур, разведение молочного крупнорогатого скота, производство сырого молока, разведение лошадей, и крупнорогатого скота, овец, коз и т.д.
В 2015 году на имя Мякушко Н.В. в ГИБДД был зарегистрирован: автомобиль «ГАЗ 3307», г.р.з №№№№ – цистерна молоковоз
//////// Мякушко Н.В. подана в налоговый орган декларация по единому сельскохозяйственному налогу за 2015 г с указанием дохода за год «0».
//////// Мякушко Н.В. обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении ему льготы на сельхозтехнику, в том числе на автомобиль «ГАЗ-3307», на которое ему было отказано в предоставлении льготы //////// в связи с тем, что оснований для предоставления льготы нет, так как доход от сельскохозяйственной деятельности «0».
//////// Мякушко Н.В. представил в налоговую инспекцию уточненную декларацию по ЕСХН, указав доходы, расходы, налоговую базу и сумму налога, которая составила 900 рублей.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что у Мякушко Н.В. имеется право на льготу, по п.п.5 п. 2 ст.358 НК РФ, заявительный порядок получения льготы им соблюден, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований о взыскании транспортного налога за 2015 год в размере 1725 рублей следует отказать.
В 2017 году на имя ответчика в ГИБДД были зарегистрированы транспортные средства: автомобиль «Ауди-100», г.р.з. К123ТВ2, автомобиль «Тойота Лэнд Круйзер», №№№№ (дата утраты права 24.12.2017г), «Москвич 412ИЭ», г.р.з. №№№№ «ИЖ 2126030», г.р.з. №№№№
С учетом периода владения, налоговой ставки, налоговой базы, налоговой инспекцией был произведен расчет размера транспортного налога, подлежащего уплате в 2017 году, который составил 14740 рублей. Указанный расчет проверен судом, является верным, не оспаривается административным ответчиком.
Довод Мякушко Н.В. о том, что транспортный налог за 2017 год им был уплачен ////////, о чем суду представлена квитанция, судом не принимается, поскольку он не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Действительно, Мякушко Н.В. произвел оплату транспортного налога //////// по квитанции налоговой инспекции с индексом документа №№№№ в размере 15000 рублей. В указанной квитанции сумма для оплаты транспортного налога указана 44065 рублей – это задолженность, образовавшаяся по состоянию на ////////, в связи с чем, оплаченные денежные средств были зачислены в счет оплаты транспортного налога за другие периоды до ////////
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя административного истца, а также материалами дела: требованием об уплате налогов, справкой о задолженности по уплате транспортного налога.
Таким образом, судом установлено, что Мякушко Н.В. на момент рассмотрения спора в суде не исполнена обязанность по оплате транспортного налога за 2017 год, в связи с чем исковые требования в этой части подлежат удовлетворению в полном объеме, то есть в размере 14740 рублей.
За несвоевременную уплату транспортного налога подлежит взысканию пеня в размере 219,27 рублей за период с //////// по ////////.
Мякушко Н.В. с //////// по //////// являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на учете в Пенсионном фонде РФ в качестве страхователя и являлся плательщиком страховых взносов.
В соответствие с п.1 ст.432 НК РФ, исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в п.п.2 п.1 ст.419 НК РФ, производятся ими самостоятельно, в соответствии со ст.430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются налогоплательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В соответствие со ст.1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 г № 82-ФЗ с 01.07.2016 г установлен МРОТ 7500 рублей.
В ч.2 ст.12 ФЗ № 212-ФЗ утверждены тарифы страховых взносов в 2016 году для всех плательщиков страховых взносов.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя (п.5 ст.432 НК РФ).
Мякушко Н.В. прекратил предпринимательскую деятельность ////////.
//////// в МРИ ФНС России № 9 по АК им представлены налоговые расчеты по страховым взносам согласно которых, размер взносов, подлежащих уплате по сроку после ////////, за 2018 год составляет: в ПФР – 14128,79 рублей, в ОМС – 3108,39 рублей.
За несвоевременное исполнение обязанностей по уплате страховых взносов начислена пеня в размере 97,97 рублей за период с //////// по ////////).
Налоговые расчеты по страховым взносам представлены в налогоплательщиком ////////, то есть несвоевременно.
Согласно п.7 ст. 431 НК РФ представлять в налоговые органы расчет по страховым взносам налогоплательщики обязаны в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным или отчетным периодом.
В соответствие со ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год; отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Таким образом, срок предоставления расчета по страховым взносам за 2017 год – ////////.
Фактически расчет по страховым взносам за 2017 год представлен в налоговый орган //////// Количество просроченных месяцев – 1 полный и 1 неполный месяц.
Налоговой инспекцией принято Решение от ////////№№№№ о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременное предоставление налоговой декларации по страховым взносам. Штраф назначен в размере 699,75 рублей, из которого 587,79 рублей за несвоевременное предоставление расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 111,96 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Требования в части взыскания страховых взносов, пени и штрафа являются законными обоснованными и подлежат удовлетворению в заявленном истцом размере.
В соответствие с ч.1 ст. 114 КАС РФ не подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета госпошлина за обращение в суд с административным исковым заявлением МРИ ФНС № 9, в связи с тем, что он освобожден от уплаты госпошины по п.п.2 п.2 ст. 333.36 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Алтайскому краю к Мякушко Н.В. о взыскании недоимки по имущественным налогам удовлетворить частично.
Взыскать с Мякушко Н.В., проживающего --------, в доход соответствующего бюджета: недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 14740 рублей, пени по уплате транспортного налога в размере 219,27 рублей за период с //////// по ////////; страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию в размере 14128,79 рублей, пени в размере 80,30 рублей за период с //////// по 30.01.2019г и штраф в размере 587,79 рублей; страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию в размере 3108,39 рублей, пени в размере 17,67 рублей за период с //////// по 30.01.2019г и штраф в размере 111,96 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований МРИ ФНС России № 9 по Алтайскому краю отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Кулундинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.А. Клименко