Дело № 2а-167/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 января 2016 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи – Синицыной О.В., при секретаре – Судья Ж.Е., рассмотрев открытом судебном заседании в зале суда гор. Ялты административное дело по иску ФИО1 к Главе администрации города Ялта, Начальнику службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 о признании незаконными и отмене приказа, постановления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Главе администрации города Ялта, Начальнику службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 в котором просит признать незаконным и отменить приказ службы Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Крым № 29-«ОД» от 10 июня 2015 года «Об отмене регистрации декларации № ото 24 июля 2014 года заказчика ФИО1 о начале выполнения строительных работ «реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>; Признать незаконным и отменить приказ службы Государственного архитектурно-строительного надзора Республики Крым от 23 апреля 2015 года № 15-«ОЛД» об отмене регистрации декларации « № от 25 марта 2015 года заказчика ФИО1 о готовности объекта к эксплуатации «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>; Признать незаконным и отменить Постановление Администрации гор. Ялты № 977-п «О приведении реконструируемого кафе «Ладья» гр. ФИО1 по адресу: <адрес> в первоначальное состояние» от 01 июля 2015 года.
Требования мотивированны тем, что истец является собственником здания-кафе общей площадью 162,9 кв. метров по адресу: <адрес>. 24 июля 2014 года в Архитектурно-строительной инспекции была зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ вх. № 574, категория сложности объекта ІІ. 25 марта 2015 года зарегистрирована Декларация о готовности объекта к эксплуатации. Из письма от 11 июня 2015 года № 2747 истец узнал, что в связи с выявлением недостоверных сведений на основании представления об устранении нарушений градостроительного законодательства приказом № 29-ОД от 10 июня 2015 года ответчик отменил регистрацию декларации № от 24 июля 2014 года заказчика ФИО1 о начале выполнения строительных работ «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>. Кроме того, вынесено постановление Главы администрации города Ялта от 01 июля 2015 года № 977-п о приведении реконструируемого кафе «Ладья» в первоначальное состояние. Истец считает, что оспариваемые приказы и постановление являются незаконными и подлежат отмене, поскольку реконструкция кафе осуществлена на основании рабочего проекта. При этом, в январе 2013 года Главным управлением градостроительства, архитектуры и регионального развития Ялтинского городского совета № 01.2-03/1505 ФИО1 выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка площадью 0,0323 га для реконструкции и обслуживания кафе «Ладья», на основании генерального плана Большой Ялты, утвержденного постановления Совета Министров АРК № 618 от 09 октября 2007 года и детального плана территории центральной части Ялты. Технико-экономические показатели объекта строительства согласно градостроительным условиям и ограничениям предусматривают реконструкцию 3 этажей и мансарды, площадью застройки 151 кв. метр, общей площадью 325,3 кв. метров. При этом, в градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка не могут включаться требования по архитектурным и инженерным решениям объекта архитектуры, его внутренней отделки, другие условия и требования, если они не установлены законодательством, градостроительной документацией, не обусловлены необходимостью сохранения существующей застройки, окружающей среды и охраны памятников истории и культуры. Решением суда по делу № 2-1897/2015 по иску ФИО3 об освобождении земельного участка установлено, что проводимая ФИО1 реконструкция здания кафе «Ладья» осуществляется без нарушения градостроительных требований, применяемых к району расположения исследуемого объекта, в связи с тем, что реконструкция производится без увеличения площади застройки, соответствует зоне строго регулирования застройки, а также Генеральному плану Большой Ялты. Следовательно, градостроительные условия и ограничения земельного участка относительно реконструкции здания кафе «Ладья» по адресу: <адрес> были выданы и легли в основу рабочих проектов реконструкции, произведенная реконструкция соответствует градостроительным нормам и правилам, что опровергает доводы обжалуемого приказа №. Что касается приказа № 15 «ОД» от 23 апреля 2015 года, то для выявления указания заказчиком недостоверных сведений при регистрации декларация о готовности объекта к эксплуатации сотрудники службы государственного строительного надзора обязаны провести соответствующую проверку и установить наличие недостоверных сведений. То есть на основании заявлений двух посторонних лиц, без выхода на место был установлен факт недостоверности сведений в декларации о готовности объекта к эксплуатации относительно отделки фасада, благоустройства, внутренних отделочных работ, а также объема строительства. В данном случае Службой государственного строительного надзора нарушены требования п. 24 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года № 2039-6/14 и в связи с этим, приказ следует считать незаконным. Оспариваемое постановление Главы администрации города Ялта от 01 июля 2015 года вынесено на основании представления прокурора гор. Ялта от 06 марта 2015 года, приказа службы Государственного строительного надзора от 10 июня 2015 года № 29-«ОД», приказа службы Государственного строительного надзора № 15 «ОД» от 23 апреля 2015 года. При этом, предписание вынесено по результатам проведенной проверки, однако на момент проверки в Архитектурно- строительной инспекции Республики Крым зарегистрирована декларация от 24 июля 2014 года за № о начале выполнения строительных работ, по реконструкции кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес> за ФИО1, что исключает признаки осуществления истцом самовольного строительства. Кроме того, постановление главы Администрации гор. Ялта, является нормативным актом, который не вступил в силу и теряет характер обязательности его исполнения, поскольку оно не было опубликовано.
Представитель истца в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом.
Представитель ответчика - Главы администрации города Ялта в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал.
Представитель ответчика - Начальника службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 не явился, извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Ч. 1 ст. 13 ГК Российской Федерации предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, ФИО1 является пользователем земельного участка площадью 0,0323 га, расположенного по адресу: <адрес>, с определением целевого назначения земельного участка – для реконструкции и обслуживания кафе «Ладья», на основании договора аренды земли от 23 февраля 2007 года, зарегистрированного в КРФ ГП ЦГЗК при Госкомземе Украины в государственном реестре за № 01 ноября 2007 года (л.д.14-21).
Согласно договору дарения строения кафе, заключенного 07 октября 2003 года (л.д.12-13), ФИО1 является собственником строения кафе общей площадью 162,9 кв.м., на участке сарай литер «Д», навесы литер «Б», «В», «Г», расположенных по адресу: <адрес>
Прокуратурой гор. Ялта, выходом на место 27 февраля 2015 года совместно с сотрудником Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым было установлено (л.д.31-34), что по факту на вышеуказанном участке ФИО1 самовольно возведены три этажа с надстройкой над существующим строением кафе, проведена реконструкция с увеличением площади застройки участка и данного строения.
При этом согласно информации Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 20.02.2015 года № 01.2-09/674, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка по данному адресу ФИО1 не выдавались и в установленном законом порядке не регистрировались.
Таким образом, в результате проведенной проверки было установлено, что ФИО1 самовольно выстроено трехэтажное строение с надстройкой (без учета строения кафе) по <адрес> в нарушение требований ч. 6 ст. 52 ГрК РФ, ст. 40 ЗК РФ, в отсутствии правоустанавливающих (разрешительных) документов и исходных данных.
По результатам проведенной проверки, прокуратурой гор. Ялта в адрес Главы администрации города Ялты Республики Крым было направлено представление о принятии мер гражданско–правового характера, направленных на устранение нарушений требований градостроительного и земельного законодательства ФИО1 путем приведения объекта строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние (л.д. 31-34).
Рассмотрев представление прокурора, вынесено постановление Администрации города Ялта № 977-п от 01 июля 2015 года (л.д.11), которым предложено ФИО1, проживающему по адресу: <адрес>, привести реконструируемое кафе «Ладья» по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние, в срок до 10 июля 2015 года. Основанием для вынесения указанного постановления было рассмотрение информации о приведении реконструируемого кафе «Ладья» по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние, представление прокурора города Ялты от 06 марта 2015 года № 461-2015, приказ службы Государственного строительного надзора от 10 июня 2015 года № 29-ОД «Об отмене регистрации декларации на начало строительных работ», приказ службы Государственного строительного надзора от 23 апреля 2015 года № 15-ОД «Об отмене регистрации декларации о вводе объекта в эксплуатацию», предоставленные материалы, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Гражданским кодексом Российской Федерации.
Особенности осуществления градостроительной деятельности в Республике Крым, отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, иным вопросам в сфере градостроительства урегулированы Законом Республики Крым от 16 января 2015 г. N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым".
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона № 67-ЗРК/2015, государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частями 1, 2 ст. 21 Закона № 67-ЗРК/2015 установлено, что разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Осуществление разрешительных функций в сфере градостроительной деятельности заключается в выдаче исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 26 марта 2014 года № 1849-6/14 было утверждено Временное Положение «Об Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым», в соответствии с которым к задачам Инспекции отнесено осуществление архитектурно – строительного контроля за соблюдением требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, государственных строительных норм, стандартов и правил во время выполнения подготовительных и строительных работ, принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов; выполнение разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым № 2040-6/14 от 11 апреля 2014 года был утвержден Порядок выполнения строительных работ (в редакции, до внесения в него изменений Постановлением ГосСовета Республики Крым № 387-1/14 от 24.12.2014), которым определена процедура выполнения строительных работ на объектах капитального строительства.
В соответствии с п. 1 Главы 2 указанного Порядка, заказчик либо его уполномоченный представитель подает в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и Службой или направляет заказным письмом с описью вложения в Службу два экземпляра декларации по форме согласно Приложению 1 с приложением заверенных заказчиком копий документов, указанных в поданной декларации о начале выполнения строительных работ.
Заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации и прилагаемых документах, в соответствии с законом (п. 2 Главы 2 Порядка).
В случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации или в прилагаемых документах, Служба вправе отменить регистрацию такой декларации.
Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа, и исключает запись о регистрации из единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации (п. 7 Главы 2 Порядка).
24 июля 2014 года Архитектурно – строительной инспекцией Республики Крым зарегистрирована декларация за № о начале выполнения ФИО1 строительных работ по реконструкции кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>.
В Декларации указано, что объект реконструкции относится ко 2 категории сложности; проектная документация разработана КП ЯГС «Проектно – производственное архитектурно – планировочное бюро», экспертиза проекта проведена Службой «Укринвестэкспертиза» в АРК; застройщику выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка Главным управлением градостроительства архитектуры и регионального развития Ялтинского горСовета № 01.2-03/1505 от 11.12.2013 года; земельный участок используется на основании договора аренды.
Согласно отраженным в Декларации технико-экономическим показателям, проектной документацией предусмотрено строительство объекта в виде 3 этажей + мансарда, общей площадью 325,3 кв.м.
По состоянию на декабрь 2013 года процедура предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание были урегулированы Порядком предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состава и содержания, утвержденным Приказом Министерства регионального развития строительства и жилищно–коммунального хозяйства Украины № 109 от 07.07.2011 года.
Согласно приведенного выше Порядку, градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка – это документ, содержащий комплекс запланированных и архитектурных требований к проектированию и строительству в отношении этажности и плотности застройки земельного участка, отступлений строений и сооружений от красных линий, границ земельного участка, ее благоустройства и озеленения, другие требования к объектам строительства, установленные законодательством и градостроительной документацией.
Согласно п. 1.5 Порядка, составление задания на проектирование с отклонением от градостроительных условий и ограничений не допускается.
Согласно п. 2.1 Порядка, градостроительные условий и ограничения являются основной составляющей исходных данных.
Градостроительные условия и ограничения выдаются соответствующими уполномоченными органами градостроительства и архитектуры на бесплатной основе.
Основанием для отказа в выдаче градостроительных условий и ограничений является несоответствие намерениям застройки земельного участка положениям соответствующей градостроительной документации на местном уровне (п. 2.4 Порядка).
Таким образом, градостроительные условия и ограничения являются документом, содержащим исходные данные по строительству, которые закладываются в задание на проектирование и последующую проектно–сметную документацию. Отступление от данных условий и ограничений при изготовлении проектной документации на строительство не допускается.
В декларации о начале выполнения строительных работ, поданной ФИО1 указано, что застройщиком 11 декабря 2013 года были получены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, на основании которых впоследствии была разработана проектная документация.
Вместе с тем, согласно сообщению Главы администрации города Ялта, направленному 24 марта 2015 года в адрес Службы государственного строительного надзора Республики Крым (л.д.91), градостроительные условия и ограничения на застройку земельного участка на объект «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>, заказчик – ФИО1, уполномоченным органом не выдавались.
10 июня 2015 года Службой Государственного строительного надзора Республики Крым вынесен приказ № 29 «ОД» (л.д.135), которым отменена регистрация декларации № от <дата> заказчика ФИО1 о начале выполнения строительных работ «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой второго, третьего и мансардного этажей по адресу: <адрес>».
На основании изложенного, суд считает правомерным и вынесенным в рамках предоставленных полномочий приказ Службы Государственного строительного надзора Республики Крым № 29 «ОД».
Представителем истца, в обоснование своих доводов представлен проект решения исполнительного комитета Ялтинского городского Совета за 2012 год «Об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО1 при реконструкции кафе «Ладья» с надстройкой по адресу: <адрес> с приложением к указанному решению (л.д.35, 36,37-38). Вместе с тем, представленные копии документов суд не может признать надлежащим доказательством, подтверждающим факт выдачи ФИО1 градостроительных условий и ограничений застройки, поскольку в указанных документах отсутствует дата их составления, номер принятия решения, а также печать органа градостроительства и архитектуры, уполномоченного на выполнение данного вида работ.
23 апреля 2015 года Службой Государственного строительного надзора Республики Крым вынесен приказ № 15 «ОД» (л.д.10), которым отменена регистрация Декларации № № от 25 марта 2015 года заказчика ФИО1 о готовности объекта к эксплуатации «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой этажей по адресу: <адрес>» (л.д.25-30). Основаниями для вынесения данного приказа стало выявление недостоверных сведений, на основании обращений ФИО3, ФИО4, в части информации о готовности объекта к эксплуатации (не закончены работы по отделке фасада, благоустройству, внутреннее отделочные работы) и об основных показателях объекта строительства (превышены объемы выполненных работ) внесенных в декларацию о готовности объекта к эксплуатации № № от 25 марта 2015 года «Реконструкция кафе «Ладья» с надстройкой этажей по адресу: <адрес>» заказчиком является ФИО1, и руководствуясь п. 24 «Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов», утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым № 2039-6/14 от 11 апреля 2014 года в редакции Постановления Государственного Совета Республики Крым 386-1/14 от 24 декабря 2014 года, п. 4.38 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым № 169 от 27 июня 2014 года.
На основании изложенного, суд считает правомерным и вынесенным в рамках предоставленных полномочий приказ Службы Государственного строительного надзора Республики Крым № 15 «ОД».
Поскольку, исковые требования оставлены без удовлетворения, в соответствии со ст.111 КАС Российской Федерации, судебные расходы понесенные ФИО1 должны быть оставлены на его счет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Главе администрации города Ялта, Начальнику службы Государственного строительного надзора Республики Крым ФИО2 о признании незаконными и отмене приказа, постановления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым, через Ялтинский городской суд в течение месяца в течение месяца со дня его принятия, в порядке предусмотренном ст. 298 КАС Российской Федерации.
Судья:
Решение суда в окончательной форме изготовлено 2 февраля 2016 года.