ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2018 от 07.02.2018 Кировского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-167/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Кировск Ленинградской области

07 февраля 2018 года

Кировский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Андреев И.А.,

при секретаре Витович Д.Ю.,

с участием административного истца Днепрова А.И., его представителя по ордеру от ДД.ММ.ГГ адвоката Брагина С.А.,

представителя административного ответчика военного комиссариата г.Кировска и Кировского района Ленинградской области – военного комиссара Смирнова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Днепрова Андрея Игоревича к Военному комиссариату Ленинградской области, к призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, к военному комиссариату г.Кировска и Кировского района Ленинградской области об оспаривании решения от 03 октября 2017 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Днепров А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, к военному комиссариату г.Кировска и Кировского района Ленинградской области, указав, что 03 октября 2017 года заключением призывной комиссии зачислен в запас, как не прошедший военную службу пор призыву, не имея на то законных оснований по достижению 27 лет. Зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. В связи с тем, что не был извещен повестками о явке, в военкомат на призывную комиссию не являлся, а также не знал, что должен исполнить свой конституционный долг в виде несения военной службы, поэтому в армии не служил. В связи с чем, административный истец просит суд о признании незаконным решения от 03 октября 2016 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Административный истец, его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам административного искового заявления.

Административный ответчик Военный комиссариат Ленинградской области (привлечен к участию в деле определением суда – л.д.67) о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.103), не явился.

Административный ответчик призывная комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области о времени и месте судебного заседания извещен (л.д.104), не явился.

Представитель административного ответчика Военный комиссариат г.Кировска и Кировского района Ленинградской области в судебном заседании возражал против административных исковых требований, пояснив суду, что административный истец извещался в установленном порядке, но не прибыл для прохождения военной службы без уважительных на то причин.

Заслушав пояснения административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика Военного комиссариата г.Кировска и Кировского района Ленинградской области исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.

Согласно абз.7 п.1 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных сил Российской Федерации создается также из числа граждан не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.

Пунктом 1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и 2, п.4 ст.23, ст.24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Гражданин может быть признан не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, только в том случае, если он не проходил военную службу в установленные для призыва сроки после 1 января 2014 г (кассационное определение Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 81-КГ16-30).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

В соответствии с п.34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п.1 и 2, пп. «в» п.3, п.4 ст.23 и ст.24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу; вместе с тем - поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), - предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (п.1 Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1899-О).

Днепров А.И., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д.22), признан годным к военной службе (л.д.24-28), поставлен на воинский учет 23 января 2007 года (л.д.29).

Сведений об изменении адреса своей регистрации Днепров А.И. суду не представил. Днепров А.И. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д.24). Адрес содержится в учетной карте призывника (л.д.24).

Согласно ч.3 ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

В соответствии с п.6 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками отдела (муниципального) (далее - повестки).

На основании п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.

Исходя из п.10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в отдел (муниципальный) (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД РФ N 789, ФМС РФ N 197 от 10.09.2007 утверждена Инструкция об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности.

Решением призывной комиссии от 02 октября 2008 года Днепрову А.И. предоставлена отсрочка на период обучения до 30 июня 2012 года (л.д.8).

С 29 апреля 2013 года по 12 января 2017 года Днепров А.И. был трудоустроен в противопожарной службе (л.д.79 – трудовая книжка).

Днепрову А.И. выписана повестка в военкомат на дату 30 октября 2012 года, оповещение произведено 21 сентября 2012 года (л.д.58)

Днепрову А.И. выписана повестка в военкомат на дату 24 октября 2013 года (л.д.60, 107).

Днепрову А.И. выписана повестка для контрольной явки в военный комиссариат на дату 11 декабря 2015 года (л.д.55).

Днепрову А.И. выписана повестка для контрольной явки в военный комиссариат на дату 15 декабря 2015 года (л.д.56).

Направленные по месту работы Днепрова А.И. повестки в военкомат не были ему вручены в связи с временной нетрудоспособностью Днепрова А.И. (письмо работодателя Днепрова А.И. в военный комиссариат – л.д.57).

Вместе с тем, суд учитывает, что Днепров А.И. не мог не знать о том, что он годен к прохождению военной службы, так как 03 ноября 2015 года прошел медкомиссию, годность <данные изъяты> (л.д.25)

Днепров А.И. 26 августа 2016 года был зачислен на первый курс заочной формы обучения ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, но 15 июня 2017 года был отчислен с первого курса (справка – л.д.80).

Вызовы Днепрова на мероприятия по призыву на военную службу подтверждаются выпиской из журнала граждан, подлежащих вызову на мероприятия, связанные с призывом на военную службу: на 01 октября 2015 года (л.д.111 – строка 500 в журнале), на 10 мая 2016 года (л.д.112 – строка 123 в журнале).

Повестка на домашний адрес для явки на дату 01 октября 2015 года не была вручена в связи с тем, что Днепров А.И. дома отсутствовал, а родственники от принятия повестки отказались, что подтверждено письменным объяснениями сотрудника военкомата (л.д.110).

Повестка на домашний адрес для явки на дату 10 мая 2016 года не была вручена в связи с тем, что Днепров А.И. дома отсутствовал, а родственники от принятия повестки отказались, что подтверждено письменным объяснениями сотрудника военкомата (л.д.109).

Таким образом, Днепров А.И, надлежаще извещался со стороны уполномоченного органа о необходимости явиться на мероприятия по призыву на военную службу: повестки не были доставлены по причине уклонения Днепрова А.И. от их получения, что следует из вышеизложенных объяснений.

Следовательно, в целях вызова Днепрова А.И. на мероприятия по призыву на военную службу уполномоченный орган выполнил все возложенные на него законодательством обязанности по извещению, но именно из-за уклонения Днепрова А.И. от получения извещений, они не были ему доставлены.

В совокупности с данными доказательствами суд также учитывает, что Днепров А.И. добровольно 03 октября 2017 года явился на мероприятия по призыву на военную службу, уже после достижения им 27 лет.

Изложенное свидетельствует, что Днепров А.И. умышленно уклонялся от получения повесток на мероприятия по призыву на военную службу.

03 октября 2017 года Днепров А.И. зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении возраста 27 лет (л.д.97).

Исходя из ч.1 ст.59 Конституции России защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (ч.2 ст.59 Конституции России).

Исходя из указания Днепровым А.И. на то, что он не оповещался о мероприятиях по призыву на военную службу, в то время как еще в 2007 году он был поставлен на воинский учет (л.д.29), предварительно в 2008 году пройдя медобследование (л.д.25), Днепров А.И. не мог не знать о своем конституционном долге и обязанности по защите Отечества (преамбула Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Принимая во внимание, что уполномоченный орган принял все предусмотренные законодательством РФ меры к извещению Днепрова А.И. о мероприятиях по призыву на военную службу.

Учитывая, что в интервале 2015 – 2016 года Днепров А.И. по адресу своей регистрации уклонялся от получения повестки.

На основании того, что только после достижения 27 лет Днепров А.И. явился на мероприятия по призыву на военную службу, и при этом зная, что призван не будет, так как 27-летний возраст достигнут.

Добросовестно пользуясь своими правами и желая исполнить предусмотренную ч.1 ст.59 Конституции РФ обязанность, административный истец имел реальную возможность призваться на военную службу в призывы до достижения им 27 лет, однако, он уклонялся от призыва на военную службу, не имея на то законных оснований. При этом административный истец не представил, как того требует ч.1 ст.62 КАС РФ, доказательств уважительности причин неявки в военный комиссариат с целью быть призванным на военную службу.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Днепров А.И. в нарушение требований закона, злоупотребляя правом, без уважительных причин игнорировал неоднократные вызовы на призывную комиссию, скрывался, явился за военным билетом по достижении 27 лет. Следовательно, оспариваемое им решение призывной комиссии является правильным и принято в рамках предоставленной компетенции.

На Днепрова А.И. не распространяются положения п. «з» ч.1 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий - на время службы в указанных органах и учреждениях), так как Днепров А.И. непосредственно не оканчивал образовательных организаций высшего образования указанных органов. Диплом о профессиональной переподготовке от 07 октября 2017 года не является подтверждением окончания Днепровым А.И. образовательных организаций высшего образования указанных органов (л.д.74, 76).

Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.

Суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В полном объеме отказать в удовлетворении административных исковых требований Днепрова Андрея Игоревича к Военному комиссариату Ленинградской области, к призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, к военному комиссариату г.Кировска и Кировского района Ленинградской области об оспаривании решения от 03 октября 2017 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский городской суда Ленинградской области.

Мотивированный текст изготовлен 12 февраля 2018 года.

Председательствующий

И.А. Андреев