Решение суда приведено в соответствие с ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ № 262 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Дело № 2а-167/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Пильна 11 июля 2018г.
Пильнинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Удалова Н.Ф.,
при секретаре судебного заседания Юргель О.В.,
с участием пом. прокурора Пильнинского района Миронова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Пильнинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействие Администрации Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженное в непринятии муниципального акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства незаконным; обязании административного ответчика, принять административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правила благоустройства территории Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, Нижегородской области,
установил:
Прокурор Пильнинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в Пильнинский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, в котором просит признать бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии муниципального акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства, незаконным.
Прокурор просит обязать административного ответчика принять административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правила благоустройства территории Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование своих требований прокурор указывает, что Прокуратурой Пильнинского района в рамках задания прокуратуры Нижегородской области проведен анализ муниципальных правовых баз, затрагивающих права предпринимателей. В результате проведенного анализа установлено, что администрацией Деяновского сельсовета не принят муниципальный акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Деяновского сельсовета, утвержденных решением сельского Совета от ……….г. № …., в связи с чем муниципальный контроль в данной сфере не осуществляется.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в том числе относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Прокурор указывает, что в нарушение указанных норм федерального законодательства администрацией Деяновского сельсовета до настоящего времени не разработан административный регламент муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства.
Указанное обстоятельство может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории муниципального образования, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.
В судебном заседании пом. прокурора Миронов А.С. поддержал требования, указанные в административном исковом заявлении. Он пояснил, что Прокуратурой Пильнинского района был проведен анализ муниципальных правовых баз, затрагивающих права предпринимателей. Проверкой установлено, что в нарушение действующего законодательства администрацией Деяновского сельсовета не принят муниципальный акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Деяновского сельсовета, утвержденных решением сельского Совета от ………г. № ……, в связи с чем муниципальный контроль в данной сфере не осуществляется. Указанное обстоятельство может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории муниципального образования, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.
Представитель административного ответчика- Администрации Деяновского сельсовета Пильнинского района в судебное заседание не явился. От главы администрации- ФИО1 поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Считает, что административные исковые требования прокурора Пильнинского района, в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению.
Заслушав доводы пом. прокурора Пильнинского района, изучив доводы административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришёл к следующему.
В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Организация местного самоуправления регулируется Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 19 ч.1, ч. 2 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль отнесено: определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий.
В нарушение указанных норм законодательства администрацией Деяновского сельсовета не принят муниципальный акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Деяновского сельсовета, утвержденных Решением сельского Совета от ………г. № …., в связи с чем муниципальный контроль в данной сфере не осуществляется.
В силу ст. 6 Федерального закона № 294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, в том числе относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
В нарушение указанных норм федерального законодательства администрацией Деяновского сельсовета до настоящего времени не разработан административный регламент муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства.
Недостатки в работе органов местного самоуправления могут оказать негативное влияние на качество реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.
Указанное обстоятельство может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории муниципального образования, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ.
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Пильнинского района был проведен анализ муниципальных правовых баз, затрагивающих права предпринимателей. В результате проведенного анализа установлено, что решением администрации Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района от …….. года № …. утверждены Правила благоустройства территории Деяновского сельсовета Пильнинского района Нижегородской области. Однако регламент муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Деяновского сельсовета, до настоящего времени не принят, в связи с чем муниципальный контроль в данной сфере не осуществляется.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что непринятие администрацией Деяновского сельсовета муниципального акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства может повлечь за собой нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, расположенных на территории муниципального образования, охраняемые и гарантированные Конституцией РФ. Недостатки в работе органов местного самоуправления могут оказать негативное влияние на качество реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Принимая во внимание характер действий, которые административный ответчик должен провести для исполнения данного судебного решения, с учётом мнения сторон, суд считает необходимым административные исковые требования Прокурора Пильнинского района, удовлетворить и установить срок для совершения вышеуказанных действий- в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд обсудил вопрос о судебных расходах, понесённых сторонами в связи с рассмотрением данного дела, и пришёл к следующему.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ при удовлетворении административного иска, государственная пошлина, от уплаты которой освобожден административный истец, взыскивается с административного ответчика.
Принимая во внимание то, что прокурор освобождён от уплаты судебных расходов при подаче заявления (ч. 4 ст. 39 КАС РФ), а его исковые требования (неимущественного характера), удовлетворены судом в полном объёме, а органы местного самоуправления в силу п. 19 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым судебные расходы, связанные с рассмотрением данного дела, отнести за счёт средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Пильнинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействие Администрации Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженное в непринятии муниципального акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства незаконным; обязании административного ответчика, принять административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правила благоустройства территории Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, Нижегородской области, удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района, выраженное в непринятии муниципального акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства, незаконным.
Обязать Администрацию Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района принять административный регламент осуществления муниципального контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Деяновского сельсовета Пильнинского муниципального района Нижегородской области.
Установить административному ответчику срок для исполнения решения суда, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня его принятия в окончательной форме в Нижегородский областной суд через Пильнинский районный суд.
Судья: Н.Ф. Удалов.