ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-167/2021 от 17.06.2021 Суворовского районного суда (Тульская область)

УИД 71RS0019-01-2021-000294-07

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июня 2021 г. г.Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Стукалова А.В.,

при секретаре Алексеевой Л.А.,

с участием: помощника прокурора Суворовского района Тульской области Ведниковой Н.И.,

представителей административных ответчиков ГУЗ «Суворовская ЦРБ» по доверенности Изосиной В.И., Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю.,

представителя заинтересованного лица Министерства финансов Тульской области по доверенности Кузнецовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-167/2021 по заявлению прокурора Суворовского района Тульской области, в интересах неопределенного круга лиц, к государственному учреждению здравоохранения «Суворовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тульской области об обязании устранить нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан,

установил:

прокурор Суворовского района Тульской области (уточнив требования) обратился в суд с указанным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, обосновав его тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан, выявлено нарушение. Так, в ГУЗ «Суворовская ЦРБ» установлено медицинское оборудование гистероскоп, предназначенный для проведения гистероскопии в области акушерства и гинекологии, который находится в неисправном состоянии, в связи с чем, пациентам диагностика не проводится, и они маршрутизируются в Тульскую областную клиническую больницу, что нарушает права граждан на своевременное и качественное оказание им высокотехнологичной медицинской помощи.

Указывает, что 24.12.2020 в адрес исполняющего обязанности главного врача ГУЗ «Суворовская ЦРБ» Панькова А.В. прокурором района внесено представление об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан. Указанное представление рассмотрено, вместе с тем, мер к восстановлению работоспособности к работе данного аппарата не принято, нарушения не устранены.

На основании изложенного, административный истец просит обязать Министерство здравоохранения Тульской области осуществить финансирование на покупку аппарата гистероскоп в ГУЗ «Суворовская ЦРБ» до 01.12.2021; обязать ГУЗ «Суворовская ЦРБ» ввести в эксплуатацию аппарат гистероскоп в ГУЗ «Суворовская ЦРБ» незамедлительно после покупки данного аппарата.

В судебном заседании помощник прокурора Суворовского района Тульской области Ведникова Н.И. поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем с учетом уточнения, просила иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУЗ «Суворовская ЦРБ» по доверенности Изосина В.И. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований административного истца. Пояснила, что аппарат гистероскоп был приобретен в рамках национального проекта «Здоровье» в 2007 г., неоднократно ремонтировался, с 2016 года не используется и ремонту не подлежит, что подтверждается дефектными актами. В настоящее время пациенты, которым необходимы лечебно-диагностические манипуляции, направляются в медицинские учреждения г.Тулы по согласованию с ГУЗ ТО «ТОПЦ», хотя специалисты, прошедшие обучение по проведению медицинского обследования по гистеоскопии, в учреждении имеются. Во исполнение представления об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан, внесенного прокурором района 24.12.2020, ГУЗ «Суворовская ЦРБ» неоднократно принимались меры на устранение указанных нарушений: было направлено письмо директору Тульского ТФОМС с просьбой об оказании содействия в виде выделения финансовых средств с целью приобретения гистерорезектоскопа операционного; проведено обследование технического состояния аппарата гистероскоп, составлено заключение о невозможности его дальнейшей эксплуатации, собраны коммерческие предложения от потенциальных поставщиков данного медицинского оборудования; в Минитерство здравоохранения Тульской области направлен запрос о возможности приобретения ротационного микротома и гистерорезектоскопа.

Представитель административного ответчика Министерства здравоохранения Тульской области по доверенности Свириденко И.Ю. в судебном заседании пояснила, что 02.04.2021 Министерство здравоохранения Тульской области направило в Министерство финансов Тульской области предложение по внесению изменений в Закон Тульской области от 18.12.2020 №105-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в части увеличения объема бюджетных ассигнований на приобретения медицинского оборудования для ГУЗ «Суворовская ЦРБ» в объеме 1824,9 тыс.рублей. 30.04.2021 принят Закон Тульской области №45-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О бюджете Тульской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов»». Однако, в доведенном до Министерства здравоохранения Тульской области объеме бюджетных ассигнований ассигнования для предоставления ГУЗ «Суворовская ЦРБ» субсидии на вышеуказанные цели не предусмотрены.

Представитель заинтересованного лица Министерства финансов Тульской области по доверенности Кузнецова И.В. в судебном заседании пояснила, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение, является Министерство здравоохранения Тульской области. ГУЗ «Суворовская ЦРБ» является учреждением, созданным для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства здравоохранения в Тульской области. Функции и полномочия учредителя ГУЗ «Суворовская ЦРБ» от имени Тульской области осуществляет Министерство здравоохранения в Тульской области. ГУЗ «Суворовская ЦРБ» самостоятельно несет полную ответственность за свою деятельность. В свою очередь, Министерство финансов Тульской области является финансовым органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим функции по проведению на ее территории единой государственной политики в сфере государственных финансов, координации деятельности в этой сфере органов государственной власти и государственных органов, а также органов местного самоуправления, управлению государственными финансами Тульской области. Указала, что у Министерства финансов отсутствуют полномочия по закупке медицинской техники. На основании изложенного, считает, что интересы Министерства финансов Тульской области не затрагиваются предъявленным административным исковым заявлением.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Охрана здоровья граждан, согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ №323) – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Основными принципами охраны здоровья, согласно ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ является, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Согласно ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь.

Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

К видам медицинской помощи, согласно ст.32 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, относится специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Согласно ст.34 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ, специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Согласно п.31 к Приложению №3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 №1130н стандартами оснащения гинекологического отделения предусмотрен гистероскоп.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Суворовского района проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в ГУЗ «Суворовская ЦРБ», в ходе которой было установлено, что медицинское оборудование гистероскоп, предназначенный для проведения гистероскопии в области акушерства и гинекологии, находится в неисправном состоянии.

Как следует из материалов дела, 24.12.2020 в адрес исполняющего обязанности главного врача ГУЗ «Суворовская ЦРБ» Панькова А.В. прокурором Суворовского района внесено представление об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан. Указанное представление рассмотрено, вместе с тем, на момент судебного разбирательства нарушения не устранены.

Стандарты оснащения медицинских организаций и их структурных подразделений, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, содержащие исчерпывающий перечень строго определенных медицинских изделий и иного оборудования, обязательны для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Оснащение гинекологического отделения медицинских организаций аппаратом гистероскоп императивно предусмотрено стандартом оснащения указанного отделения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 №1130н.

Оснований для применения при организации медицинской помощи населению по профилю «акушерство и гинекология» по аналогии порядка, регламентирующего организацию иного вида медицинской помощи, в соответствии со ст.6 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в гинекологическом отделении ГУЗ «Суворовская ЦРБ» исправного медицинского оборудования гистероскоп не отвечает требованиям стандарта оснащения гинекологического отделения ГУЗ «Суворовская ЦРБ», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.10.2020 №1130н, не соответствует требованиям Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нарушает права граждан на гарантированное государством своевременное, доступное и качественное оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Представленные ответчиком ГУЗ «Суворовская ЦРБ» в материалы дела документы о принятии мер на устранение указанных нарушений не освобождают ответчиков от исполнения установленного стандарта оснащения отделения гинекологии.

Таким образом, суд находит административные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области к государственному учреждению здравоохранения «Суворовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тульской области об обязании устранить нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Суворовского района Тульской области, в интересах неопределенного круга лиц, к государственному учреждению здравоохранения «Суворовская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тульской области об обязании устранить нарушения законодательства об основах охраны здоровья граждан, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Тульской области обеспечить финансирование для оснащения ГУЗ «Суворовская ЦРБ» аппаратом гистероскоп в срок, до 01.12.2021.

Обязать ГУЗ «Суворовская ЦРБ» ввести в эксплуатацию аппарат гистероскоп в ГУЗ «Суворовская ЦРБ», расположенном по адресу: Тульская область, г.Суворов, пр.Мира, д.49, незамедлительно после покупки данного аппарата.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или представления в Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.07.2021.

Судья А.В.Стукалов