№ 2а-1680/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2021 г. г. Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска в составе председательствующего судьи Титова А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хорошковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Смоленска о признании информации, размещенной на Интернет-сайте, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации,
при участии в судебном заседании:
от административного истца: Кузнецова С.В. – прокурора Ленинского района г. Смоленска;
от заинтересованного лица: представитель не участвует по ходатайству,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Смоленска обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом «ФИО5», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Поскольку не установлено лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Управление Роскомнадзора по Смоленской области).
Представитель административного истца прокурор Ленинского района г. Смоленска Кузнецов С.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.
Заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Смоленской области ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также – Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Статья 9 указанного федерального закона определяет, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно статье 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее также – реестр).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что одним из оснований для включения в реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее также – Постановление № 1101) определен порядок ограничения доступа к сайтам, при наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Смоленска проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, законодательства о защите прав потребителя.
В ходе мониторинга Интернет-ресурсов выявлен сайт с URL-адресом «ФИО6» на страницах которого, пользователям сети Интернет предлагается осуществить приобретение табачной продукции – снюса (табака сосательного) дистанционным способом. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном виде может любой пользователь сети Интернет, в том числе несовершеннолетние. Информация на указанном сайте распространяется бесплатно, срок ее пользования не ограничен, ограничения на передачу, копирование и распространение информации отсутствуют.
В настоящее время по используемому для размещения запрещенной информации сайту с вышеуказанным URL - адресом в сети Интернет решение уполномоченного органа о запрете к распространению данной информации отсутствует. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информации о данном сайте не имеется.
Вместе с тем, согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ) запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 указанной статьи.
В соответствии с частью 8 статьи 19 Федерального закона № 15-ФЗ оптовая и розничная торговля табаком сосательным (снюсом) на территории Российской Федерации запрещена.
Пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» определено, что табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
Согласно подпункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
Абзацами четыре и пять части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 124-ФЗ) установлено, что одними из целей государственной политики в интересах детей являются содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Кроме того, одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (абзац пятый части 2 статьи 4 Федерального закона № 124-ФЗ).
Таким образом, наличие в сети Интернет информации о продаже сосательного табака (снюса) представляет реальную угрозу нарушения устоев нравственности и правопорядка, а также прав неопределенного круга лиц. Приобретение снюса на указанном сайте в сети интернет может повлечь нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья.
Кроме того, частями 1 и 2 статьи 14.53 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также за оптовую или розничную продажу табака сосательного (снюса).
Таким образом, сведения, размещенные на указанном выше Интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения табачной продукции: табака сосательного (снюса) дистанционным способом, а также побуждают неопределенный круг лиц к совершению административных правонарушений. Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является ее распространением.
Из вышеизложенного следует, что информация, распространенная на вышеуказанном сайте, связанная с осуществлением деятельности по продаже дистанционным способом табака сосательного (снюса), является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, незаконный и запрещённый характер сведений, размещённых на спорном ресурсе в сети «Интернет», нашёл своё объективное подтверждение при разбирательстве дела, в связи с чем имеются все основания для удовлетворения требований прокурора.
В силу статьи 265.5 КАС РФ в резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать информацию, размещенную на странице сайта в сети Интернет по адресу: «ФИО7» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Судья А.П. Титов
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-001426-37
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2а-1680/2021 Судья