ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1682/2022 от 29.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Костромы (Костромская область)

№ 2а-1682/2022

УИД: 44RS0002-01-2022-001688-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2022 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Спицыной О.А.,

при помощнике судьи Юрчаке Д.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Костромы Палюлиной Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Костромы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Костромы, действуя в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании размещенной в информационно-телекоммуникационной сети информации запрещенной. Административный иск мотивирован тем, что прокуратурой в рамках проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на страницах с адресами:

https://driptip.ru/zhidkosti

https://supersmoke.ru/category/zhidkosti-dlуа-zapravki/nicotine_type-is-salt/

https://vapedom.ru/magazin/folder

https://папироска.рф/category/

https://www.pixsell.ru/catalog/zhidkost-dlуа-elektronnyh-sigaret-s-solevym-nikotinom

размещена информация о розничной дистанционной продаже табачной и никотиносодержащей продукции. Законодательством предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования водительских удостоверений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, сети «Интернет», за которую предусмотрена уголовная либо административная ответственность. Сайты находятся в открытом доступе, вход на них свободный, регистрация пользователей на сайте для доступа к использованию размещенной на них информации не требуется. Ознакомиться с их содержанием, скопировать материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на распространение, передачу и копирование информации отсутствует. Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru, информация о владельцах сайтов отсутствует. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, она должна быть признана запрещенной к распространению на территории РФ, решение суда обратить к немедленному исполнению, поскольку замедление исполнения этого решения в силу незаконности содержащейся на сайтах информации может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Представитель административного истца старший помощник прокурора города Костромы Палюлина Т.Ю. иск поддержала в части сайтов https://driptip.ru/zhidkosti https://supersmoke.ru/category/zhidkosti-dlуа-zapravki/nicotine_type-is-salt/ https://www.pixsell.ru/catalog/zhidkost-dlуа-elektronnyh-sigaret-s-solevym-nikotinom. Доступ на остальные интернет-сайты ограничен на основании решения суда.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Костромской области просил рассматривать дело в его отсутствие, представил письменный отзыв.

Выслушав административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.п. 1, 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - единый реестр) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 года № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

Судом установлено, что прокуратурой г. Костромы в рамках проверки проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в ходе которого выявлено, что на интернет-сайтах: https://driptip.ru/zhidkosti https://supersmoke.ru/category/zhidkosti-dlуа-zapravki/nicotine_type-is-salt/ https://www.pixsell.ru/catalog/zhidkost-dlуа-elektronnyh-sigaret-s-solevym-nikotinom размещена информация о розничной дистанционной продаже табачной и никотиносодержащей продукции..

Согласно ст. 2 ФЗ от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табачные изделия – это продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья.

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции", в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.

Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 и ч. 8 ст. 19 ФЗ N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. Запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

Статья 14.53 КоАП РФ (ч. 1-3) предусматривает административную ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции; оптовую или розничную продажу насвая, пищевой никотинсодержащей продукции или никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания или нюханья, табака сосательного (снюса), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи; за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

Исходя из вышеперечисленных законоположений, размещение информации о розничной и оптовой продаже табака сосательного (снюса), пищевой никотиносодержащей продукции, а также никотиносодержащей продукции, предназначенной для жевания, сосания, нюханья, в том числе, дистанционным способом, является незаконным.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (вместе с «Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», «Правилами принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено») федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию.

Вышеперечисленные сайты находятся в открытом доступе, выход на них свободный, регистрация пользователей не требуется. Ознакомиться с их содержанием, скопировать материалы в электронном виде может любой пользователь, ограничение на распространение, передачу и копирование информации отсутствует. Сведений о признании данной информации запрещенной к распространению в РФ отсутствует.

Размещение информации на указанных сайтах на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

Согласно общедоступным сведениям с сайта 2ip.ru, информация о владельцах сайтов отсутствует.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, поскольку, при наличии в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронным адресам: https://driptip.ru/zhidkosti https://supersmoke.ru/category/zhidkosti-dlуа-zapravki/nicotine_type-is-salt/ https://www.pixsell.ru/catalog/zhidkost-dlуа-elektronnyh-sigaret-s-solevym-nikotinom указанных материалов нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, способствует использованию поддельных документов, за часто предусмотрена ответственность, а также формирует в обществе мнения о возможности безнаказанного совершения правонарушений.

Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.

Поскольку замедление исполнения решения суда, являющегося основанием для ограничения доступа к сайтам, может причинить значительный ущерб публичным интересам, в силу положений ст. 188, 265.5 КАС РФ суд полагает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению путем направления его копии в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в Единый реестр в установленном порядке.

При удовлетворении требований о признании информации запрещенной решение в силу п. 4 ст. 265.5 КАС РФ подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Костромы в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов, расположенных по адресам:

https://driptip.ru/zhidkosti

https://supersmoke.ru/category/zhidkosti-dlуа-zapravki/nicotine_type-is-salt/

https://www.pixsell.ru/catalog/zhidkost-dlуа-elektronnyh-sigaret-s-solevym-nikotinom запрещенной к распространению в Российской Федерации.

Обратить решение к немедленному исполнению.

Направить копию решения в Управление Роскомнадзора по Костромской области для включения указанных страниц сайтов сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Костромы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.А.Спицына

Решение в окончательной форме изготовлено 29 апреля 2022 года