Дело № 2а-1683/2020
УИД 22RS0015-01-2019-004180-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 31 июля 2020 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Турлиу К.Н.,
при секретаре Андросовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению УФНС России по Республике Алтай к Андреенкову Д. Г. о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
УФНС России по Республике Алтай обратилось в суд с административным иском к Андреенкову Д.Г., в котором просит взыскать с административного ответчика недоимку и пеню по земельному налогу в размере 115 857,21 руб., в том числе, задолженность по налогу в размере 109 964 руб., пеню – 5 893,21 руб.
В обоснование требований указано, что Андреенкову Д.Г. в 2016 году на праве собственности принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: НОМЕР. Сумма недоимки по земельному налогу за 2016 год составила 109 964 руб. В связи с неоплатой земельного налога в установленные сроки за 2014, 2015, 2016 гг. налоговым органом начислена пеня в общей сумме 5 893,21 руб., в том числе 453,50 руб. по требованию №НОМЕР Определением мирового судьи судебного участка №2 г. Новоалтайска Алтайского края от ДАТА отменен судебный приказ о взыскании Андреенкова Д.Г. указанной недоимки и пени. На основании изложенного, УФНС России по Республике Алтай просит взыскать с ответчика указанную сумму задолженности по земельному налогу и пени.
Определением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДАТА прекращено производство по административному делу по иску УФНС России по Республике Алтай к Андреенкову Д. Г. в части взыскании пени по земельному налогу за 2014 год, по требованию НОМЕР в сумме 453,50 руб.
Представитель административного истца - УФНС России по Республике Алтай в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.
Административный ответчик Андреенков Д.Г. его представитель Кулик С.В., представители заинтересованных лиц - УФНС по Алтайскому краю, МИФНС России № 4 по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).
На основании ч. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельного налога признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (ч. 3 ст. 396, ч. 1 и ч. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Решением депутатов Аносинского сельского поселения сельского совета Республики Алтай №8-3 от 14.11.2014 утверждено положение о земельном налогу на территории Аносинского сельского поселения.
Пунктом 5 указанного положения установлена налоговая ставка в размере 0,30 % в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных для жилищного строительства; в отношении земельных участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, а также дачного хозяйства; в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельского производства; 1,5% в отношении прочих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397, земельный налог физических лиц за 2015-2016 годы подлежали уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.
Частью 1 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 НК РФ).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (часть 4 статьи 52 НК РФ).
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Пункт 1 ст. 48 НК РФ наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 указанной статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 пункта 2 статьи 48 НК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Согласно ч. 4 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Установлено и следует из материалов дела, в период 2014 по 2016 гг. административный ответчик являлся собственником следующих земельных участков:
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли населённых пунктов, для строительства жилых домов;
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли особо охраняемых территорий и объектов, для строительства объектов рекреации;
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, для производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, для производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли сельскохозяйственного назначения, для производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
- земельного участка, расположенного по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), дата государственной регистрации права – с ДАТА по настоящее время, категория земель и вид разрешенного использования – земли населенных пунктов, для производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Андреенкову Д.Г. (ИНН НОМЕР, по месту жительства и регистрации почтовой связью (АДРЕС регистрация в период с ДАТА по настоящее время) были направлены налоговые уведомления и требования, отправка которых подтверждается имеющимися в материалах административного дела списками отправки заказных писем, заверенных Почтой России, выписками из АИС налог-3 о принадлежности ШПИ к документам:
- налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА (список НОМЕР от ДАТА);
требование НОМЕР по состоянию на ДАТА (список НОМЕР от ДАТА);
- налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА (список НОМЕР от ДАТА);
- требование НОМЕР по состоянию на ДАТА (список НОМЕР от ДАТА);
- налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА (список НОМЕР от ДАТА);
- требование НОМЕР по состоянию на ДАТА (список НОМЕР от ДАТА).
В установленный срок, требования налогового органа административным ответчиком полностью не исполнены.
Судебный приказ НОМЕР о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам и пени вынесен ДАТА на основе заявления ИФНС №4 по Алтайскому краю от ДАТА, определением мирового судьи судебного участка №2 г. Новоалтайска Алтайского края от ДАТА, судебный приказ отменен, административное исковое заявление (по которому возбуждено настоящее административное дело) поступило в Новоалтайский городской суд Алтайского края ДАТА. Как следствие, установленные статьей 48 НК РФ сроки соблюдены.
Судья (с учетом ставок земельного налога, кадастровой стоимости земельных участков) полагает расчет земельного налога за 2016 год верным:
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР), 20 445 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 61 руб.
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), 7 305 000 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 1,50% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 109 575 руб.
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), 22 800 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 68 руб.
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), 22 800 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 68 руб.
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС (кадастровый НОМЕР), 34 080 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 102 руб.
- земельный участок, расположенный по адресу: АДРЕС, (кадастровый НОМЕР), 30 000 (налоговая база) * 1 (доля в праве) * 0,30% (налоговая ставка) * 12 месяцев = 90 руб.
Всего – 106 964 руб.
Доказательств полной оплаты спорной задолженности в судебное заседание не представлено, следовательно, требования административного истца о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 109 964 руб. подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о необходимости применения при расчете налога измененной кадастровой стоимости земельного участка с номером 04:05:060401:416, подлежат отклонению, поскольку не основаны на законе.
Разрешая требования административного истца о взыскании пени за несвоевременную уплату налогов, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Согласно требованию и административному иску заявлено требование об уплате пени по земельному налогу за 2016 год (требование НОМЕР) за период с ДАТА по ДАТА (9 дней) в размере 272,16 руб.; а требование об уплате пени за 2015 году (требование НОМЕР) за период с ДАТА по ДАТА (16 дней) в размере 586,47 руб.
Как указывает административный истец, задолженность по земельному налогу за 2015 год была погашена ДАТА.
Судья, проверив соответствующий расчет, считает его верным применительно к пене по земельному налогу за 2016 год в размере 272,16 руб. (период с ДАТА по ДАТА – 9 дней * 109 964 руб. * 8,25% / 300).
Кроме того, судья, проверив соответствующий расчет, считает его верным применительно к пене по земельному налогу за 2015 год в размере 586,47 руб. (период с ДАТА по ДАТА – 16 дней * 109 964 руб. * 10% / 300).
Таким образом, требования административного истца о взыскании задолженности по пене за неуплату земельного налога за 2015-2016 годы (по требованиям НОМЕР, НОМЕР) в указанном выше размере подлежат удовлетворению.
Как указывает административный истец, задолженность по земельному налогу за 2014 году была погашена ДАТА, за 2015 год – ДАТА.
Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Наличие в требовании указанных сведений позволяет установить основания возникновения недоимки по налогам (пени), основания ее взимания, а также размер недоимки (пени).
Требование НОМЕР по состоянию на ДАТА, которое налоговый орган направлял в адрес Андреенкова Д.Г., не содержит сведений о периоде, за который начислена пени, каков механизм расчета пени, что не соответствует п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, требования заявителя о взыскании пени по требованию НОМЕР от ДАТА удовлетворению не подлежат.
В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 404,72 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования УФНС России по Республике Алтай к Андреенкову Д. Г. о взыскании задолженности по
земельному налогу, пени, удовлетворить частично.
Взыскать с Андреенкова Д. Г., проживающего по адресу: АДРЕС в пользу УФНС России по Республике Алтай задолженность по земельному налогу за 2016 год в сумме 109 964 руб., пени за неуплату земельного налога за 2016 год в размере 272,16 руб., пени за неуплату земельного налога за 2015 году в размере 586,47 руб., а всего 110822,63 руб.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Взыскать с Андреенкова Д. Г. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск государственную пошлину в размере 3 416,45 руб.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.Н. Турлиу
Решение в окончательной форме изготовлено 06.08.2020
Судья К.Н. Турлиу