ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1683/2022 от 05.04.2022 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-1683/2022

УИД 26RS0029-01-2022-002523-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Весниной О.В.,

при секретаре Алиевой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц

установил:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование исковых требований указано, что Автономная некоммерческая организация «Центр проектных инициатив Новая территория» зарегистрирована в соответствии с положениями ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Организация создана по решению общего собрания учредителей организации – протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение о государственной регистрации организации при создании принято ДД.ММ.ГГГГ года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.

Сведения о государственной регистрации юридического лица при создании внесены в единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы.

В соответствии с п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ – некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с п.3 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы), документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденным формам приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Сроки представления указанных документов определяются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческий организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Срок представления отчетности установлен не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.

Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 год перенесен на ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации.

В нарушение ст.32 Закона №7-ФЗ организация не представила отчетность за ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением требований законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении.

Уведомление, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

Уведомление, направленное на домашний адрес руководителя, вручено адресату.

ДД.ММ.ГГГГ специалистом Главного управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.

В связи с неисполнением требования законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности и в соответствии с п.5 ст.32 Закона №7-ФЗ Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение об устранении нарушений до ДД.ММ.ГГГГ и направлено на адрес организации, содержащийся в ЕГРЮЛ.

Предупреждение, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

За неисполнение в установленный срок законного предписания Главного управления об устранении нарушений законодательства, ДД.ММ.ГГГГ специалистом Главного управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ руководитель организации признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Административный штраф не оплачен.

В связи с непредставлением отчетности за ДД.ММ.ГГГГ к установленному сроку, ДД.ММ.ГГГГ в организации, содержащийся в ЕГРЮЛ направлено предупреждение (в т.ч. за непредставление отчетности за ДД.ММ.ГГГГ), обязывающее устранить выявленные нарушения законодательства с установлением срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Предупреждение, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.

Предупреждение организацией не исполнено, отчет о деятельности организации за 2019-2020 годы в Главное управление не представлен.

Согласно п.10 ст.32 Закона №7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица.

Просят ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр Проектных инициатив «Новая территория» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель административного истца – Главного управления Минюста Российской Федерации по <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство, в котором просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

Представитель административного ответчика – Автономной некоммерческой организации «Центр Проектных инициатив «Новая территория», заинтересованного лица ИФНС <адрес> своих представителей в суд не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В силу требований части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

В силу положений пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении свой деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

На основании п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством России и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с п.3 ст. 32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам OH000l, ОН0002, утвержденным приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (утратил силу, в связи с принятием Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).

Согласно п. 3.1. ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Приказа Минюста Российской Федерации N 122 " Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, Общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.

В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Как установлено судом и видно из материалов дела, административный ответчик не исполнял предписания пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающие представлять в Управление отчеты о поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, за 2019- 2020 год.

Каких-либо сведений о том, что Автономная некоммерческая организация «Центр проектных инициатив «Новая территория» осуществляет уставную деятельность в материалах дела не имеется, в том числе, не представлены отчетности в государственные органы (налоговый, пенсионный орган, фонд социального страхования и др.)

Кроме того, предупреждения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации, а также извещения суда, организацией проигнорированы.

Несмотря на данные предупреждения в указанный срок нарушения закона ответчиком не устранены, что свидетельствуют об отсутствии у общественной организации намерений вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить перечисленные нарушения законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Автономной некоммерческой организацией «Центр проектных инициатив «Новая территория» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.

Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в заявленных требованиях о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.

Таким образом, основания для ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях установлены.

При таких обстоятельствах, суд считает административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив «Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 262-264, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц- удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр проектных инициатив Новая территория» (ОГРН 1192651009957) и исключить данные из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

Судья О.В.Веснина