Дело № 2а-1683/2022
УИД 26RS0029-01-2022-002523-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Весниной О.В.,
при секретаре Алиевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц
установил:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование исковых требований указано, что Автономная некоммерческая организация «Центр проектных инициатив Новая территория» зарегистрирована в соответствии с положениями ст.13.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Организация создана по решению общего собрания учредителей организации – протокол № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о государственной регистрации организации при создании принято ДД.ММ.ГГГГ года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес>.
Сведения о государственной регистрации юридического лица при создании внесены в единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы.
В соответствии с п.1 ст.32 Закона №7-ФЗ – некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с п.3 ст.32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы), документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам ОН0001, ОН0002, утвержденным формам приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». Сроки представления указанных документов определяются уполномоченными федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.3.1 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческий организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
Срок представления отчетности установлен не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.
Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 год перенесен на ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации.
В нарушение ст.32 Закона №7-ФЗ организация не представила отчетность за ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением требований законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление о вызове для составления протокола об административном правонарушении.
Уведомление, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.
Уведомление, направленное на домашний адрес руководителя, вручено адресату.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом Главного управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.7 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ организация признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
В связи с неисполнением требования законодательства, выразившихся в непредставлении отчетности и в соответствии с п.5 ст.32 Закона №7-ФЗ Главным управлением ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение об устранении нарушений до ДД.ММ.ГГГГ и направлено на адрес организации, содержащийся в ЕГРЮЛ.
Предупреждение, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.
Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.
За неисполнение в установленный срок законного предписания Главного управления об устранении нарушений законодательства, ДД.ММ.ГГГГ специалистом Главного управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ руководитель организации признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
Административный штраф не оплачен.
В связи с непредставлением отчетности за ДД.ММ.ГГГГ к установленному сроку, ДД.ММ.ГГГГ в организации, содержащийся в ЕГРЮЛ направлено предупреждение (в т.ч. за непредставление отчетности за ДД.ММ.ГГГГ), обязывающее устранить выявленные нарушения законодательства с установлением срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Предупреждение, направленное на адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.
Предупреждение, направленное на домашний адрес руководителя, возвращено отправителю в связи с истечением сроков хранения в почтовом отделении.
Предупреждение организацией не исполнено, отчет о деятельности организации за 2019-2020 годы в Главное управление не представлен.
Согласно п.10 ст.32 Закона №7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения Главного управления в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица.
Просят ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр Проектных инициатив «Новая территория» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
В судебное заседание представитель административного истца – Главного управления Минюста Российской Федерации по <адрес> не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили письменное ходатайство, в котором просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель административного ответчика – Автономной некоммерческой организации «Центр Проектных инициатив «Новая территория», заинтересованного лица ИФНС <адрес> своих представителей в суд не направили, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Суд находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В силу требований части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.
В силу положений пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении свой деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Меры принуждения за неисполнение юридическими лицами требований действующего законодательства установлены положениями пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях, согласно которому неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
На основании п. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством России и учредительными документами некоммерческой организации.
В соответствии с п.3 ст. 32 Закона №7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, либо имевшие в течение года поступления имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, либо если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили три и более миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников по формам OH000l, ОН0002, утвержденным приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (утратил силу, в связи с принятием Приказа Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»).
Согласно п. 3.1. ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным обязаны представлять в Минюст России (его территориальные органы) заявление, подтверждающее их соответствие указанному пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Приказа Минюста Российской Федерации N 122 " Об установлении сроков предоставления некоммерческими организациями отчетности", действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений, Общественное объединение представляет в Минюст России (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме денежных средств и иного имущества, получаемых им от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1246-О, суды, связанные в своей деятельности требованиями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, принимая решение, затрагивающее права общественного объединения, в том числе имеющего статус юридического лица, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых к общественному объединению мер.
В частности, ликвидация, как это следует из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Как установлено судом и видно из материалов дела, административный ответчик не исполнял предписания пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", обязывающие представлять в Управление отчеты о поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, за 2019- 2020 год.
Каких-либо сведений о том, что Автономная некоммерческая организация «Центр проектных инициатив «Новая территория» осуществляет уставную деятельность в материалах дела не имеется, в том числе, не представлены отчетности в государственные органы (налоговый, пенсионный орган, фонд социального страхования и др.)
Кроме того, предупреждения Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации, а также извещения суда, организацией проигнорированы.
Несмотря на данные предупреждения в указанный срок нарушения закона ответчиком не устранены, что свидетельствуют об отсутствии у общественной организации намерений вести уставную деятельность в установленном законом порядке и устранить перечисленные нарушения законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Автономной некоммерческой организацией «Центр проектных инициатив «Новая территория» допущены неоднократные и грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, каких-либо мер по устранению указанных нарушений организацией не предпринято.
Как следует из анализа представленных доказательств по делу, организация в течение длительного времени не предприняла никаких мер к устранению выявленных нарушений, в том числе за прошлые периоды, что свидетельствует об отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями. Сама по себе незаконная деятельность организации является основанием для ее ликвидации как представляющая угрозу публичному порядку и режиму законности в деятельности всех институтов гражданского общества. При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для отказа в заявленных требованиях о ликвидации организации в качестве меры, направленной на защиту прав и законных интересов других лиц, охраняемых законом публичных интересов.
Таким образом, основания для ликвидации данной некоммерческой организации и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях установлены.
При таких обстоятельствах, суд считает административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив «Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 262-264, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по <адрес> к Автономной некоммерческой организации «Центр проектных инициатив Новая территория» о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц- удовлетворить.
Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Центр проектных инициатив Новая территория» (ОГРН 1192651009957) и исключить данные из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Судья О.В.Веснина