Дело № 2а-1684/2017
Решение
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Окуневой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Администрации ЗАТО г. Железногорск к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» по г. Железногорску в лице главного государственного инспектора по пожарному надзору ФИО1 о признании недействительным ненормативного правового акта-предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара,
Установил:
Истец обратился с настоящим иском в суд с требованием о признании недействительным ненормативного правового акте-предписания № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, вынесенного главным государственным инспектором по пожарному надзору ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» по г. Железногорску ФИО1, мотивируя свои требования следующим.
На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС №» МЧС России - главного государственного инспектора по пожарному надзору ФИО1 о проведении плановой/выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая проверка Истца в целях соблюдения Администрацией ЗАТО <адрес> требований пожарной безопасности.
По результатам мероприятия по надзору составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В акте и предписании отражено, что в процессе деятельности Администрацией ЗАТО <адрес> нарушены требования пожарной безопасности.
В пункте 1 предписания указано, что Администрацией ЗАТО <адрес> не включаются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов ЗАТО Железногорек в планы, схемы и программы развития ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.
Администрация ЗАТО г. Железногорск не согласна с указанным нарушением по следующим основаниям. Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 30.07.2013 № 1207 «Об утверждении перечня муниципальных программ ЗАТО Железногорск» утвержден перечень муниципальных программ ЗАТО Железногорск в количестве 15 штук.
Мероприятия программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории ЗАТО Железногорск», утвержденной постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 07.11.2013 № 1763, предусматривают меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. На 2017 год в целях снижения износа коммунальной инфраструктуры на территории ЗАТО Железногорск планируется замена 0,3 км водопроводных магистральных сетей, замена 0,5 км тепловых сетей. На эти цели в бюджете ЗАТО Железногорск предусмотрено софинансирование в размере 705 000,00 руб.
Муниципальная программа «Защита населения и территории ЗА ТО Железногорск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденная постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 07.11.2013 № 1764, содержит подпрограмму «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Железногорск», целью которой являются: проведение противопожарной пропаганды; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня соответствия пожарной безопасности; устройство минерализованных защитных противопожарных полос.
Муниципальная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов на территории ЗАТО Железногорск», утвержденная постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 30.11.2016 № 2020, содержит подпрограмму «Охрана, защита и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ЗА ТО Железногорск», в рамках которой планируется обеспечить охрану лесов на территории ЗА ТО Железногорск за счет выполнения первичных мер пожарной безопасности на землях лесов, расположенных в границах ЗАТО Железногорск 18188 га, приобретения противопожарного снаряжения и инвентаря, обеспечения содержания пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создания резерва пожарной техники и оборудования.
Таким образом, на территории ЗАТО Железногорск реализация первичных мер пожарной безопасности осуществляется путем включения соответствующих мероприятий в муниципальные программы.
В пункте 2 предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 указано, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск не организовано и не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности. Администрация ЗА ТО г. Железногорск не согласна с указанным нарушением поскольку Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск 16.10.2012 № 1706 утверждены Положение о проведении подготовки населения ЗАТО Железногорск в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и Программ обучения, а так же Программа подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Программа подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны включает в себя темы лекций: организация обеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению; практически е занятия в виде проведения учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Программа подготовки неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций включает в себя темы: действия неработающего населения при пожаре, в условиях негативных и опасных факторов бытового характера, правила поведения в них; действия неработающего населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. На курсах ГО МКУ «Управление ГОЧС и режима ЗАТО Железногорск» методом проведения занятий по программам подготовки ДОЛЖНОСТНЫХ лиц и специалистов ГО и РСЧС обучены сотрудники эвакуационных органов, руководители нештатных аварийно- спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны, руководители групп занятий и инструкторов. Проведены учебные сборы с преподавателями ОБЖ общеобразовательных учреждений.
МКУ «Управление образования» организовано обучение мерам пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях и в общеобразовательных учреждениях в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обучение мерам пожарной безопасности по месту жительства организовано на учебно- консультационных пунктах, созданных при ЖЭКах МП «ГЖКУ». Обучение проводится в виде ознакомления с противопожарными памятками и в виде противопожарных инструктажей.
В целях информирования населения и пропаганды пожарной безопасности проводится информирование населения через средства массовой информации.
Памятки по действиям населения при возникновении пожаров размещены на официальном сайте Администрации ЗАТО г. Железногорск. Информация о складывающейся пожарной обстановке, правилах пожарной безопасности, выполняемых в городе противопожарных мероприятиях ежесуточно размещается на официальных источниках.
В целях осуществления противопожарной пропаганды посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, в 2016 году МКУ «Управление ГОЧС и режима ЗАТО Железногорск» осуществлялось изготовление и размещение информационного материала (баннер 3000 х 6000 мм на противопожарную тематику).
Администрация ЗА ТО г. Железногорск содействует работе Центра противопожарной пропаганды ФГКУ «СУ ФПС № 2 МЧС России» в осуществлении противопожарной пропаганды посредством проведения тематических выставок, смотров.
В пункте 3 предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 указано, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах: поселках Тартат, Додоново, деревни Шивера из реки Енисей, в поселке Новый Путь из озера. Администрация ЗАТО г. Железногорск не согласна, поскольку указанные источники имеют место, а обязанности создания условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах, в силу закона у Истца не имеется и не является обязательным.
В пункте 4 предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 указано, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечивается очистка территории города Железногорска, деревни Шивера, поселков Новый Путь и пос. Подгорный, прилетающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивых остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов.
Администрация ЗАТО г. Железногорск не согласна с указанным нарушением по следующим основаниям. Пункт 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» введен постановлением Правительства РФ от 18.08.2016 № 807, вступил в действие с 1 марта 2017 года. На период проведения плановой проверки, учитывая, что пункт 72(3) вступил в действие с 01.03.2017, мероприятия по реализации возложенных на органы местного самоуправления обязанностей в муниципальную программу не включены по объективным причинам, а мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности территорий в границах городского округа ЗАТО Железногорск, прилегающих к лесу, ежегодно проводились в рамках выполнения муниципального контракта МБУ «Горлесхоз» (до 31.10.2016 МП «Горлесхоз»). На выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году между Администрацией ЗАТО г. Железногорск и МП «Горлесхоз» был заключен муниципальный контракт от №
Выполнение выше перечисленных работ подтверждается муниципальным контрактом от №-0206867-01, а также актами о приемке выполненных работ за период апрель 2016 - декабрь 2016 года.
В пункте 5 предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 указано, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения при пожара населения, проживающего по ул. Загородная в районе в/ч 2669 «поселок Лукаши». Администрация ЗА ТО г. Железногорск не согласна с указанным нарушением по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Устава территория ЗА ТО Железногорск включает в себя город Железногорск, поселки Подгорный, Додоново, Новый Путь и Тартат, деревню Шивера. «Поселок Лукаши» в качестве отдельного населенного пункта отсутствует. Улица Загородная расположена в черте города Железногорска, на указанную улицу распространяется действие системы оповещения, установленной для города Железногорска.
В соответствии с актом проверки состояния готовности муниципальной системы оповещения ЗАТО Железногорск ДД.ММ.ГГГГ система АСЦО ГО ЗАТО Железногорск имеется в наличии и технически исправна. Система АСЦО ГО включает в себя звуковую сигнализацию для оповещения населения в случае пожара. Указанная система и существующая схема оповещения населения полностью работоспособна, плановые запуски системы производятся 1 раз в год. Два раза в сутки проводится контроль технического состояния системы оповещения.
Учитывая территориальную удаленность улицы Загородная, для речевого оповещения проживающих на улице Загородная организован выход специальных автомобилей МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск, которые оборудованы громкоговорящей связью дополнительно к звуковой сигнализации.
Представитель Истца ФИО2 в судебном заседании искровые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Ответчика Начальник ФГКУ «Специальное управление ФПС № ЧС России» ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на доводы возражений суду пояснил следующее.
По пункту 1 предписания. Решением Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск от 30.10.2012 г. № 30-171 р утверждена комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Железногорск Красноярского края» до 2020 года, однако указанная программа содержит лишь мероприятия по обеспечение пожарной безопасности населения и территории ЗАТО Железногорск, обеспечение защиты населения и территории ЗАТО Железногорск от чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, однако мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования, не содержит.
По пункту 2 предписания. В период проведения проверки было установлено, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск осуществляется противопожарная пропаганда через средства массовой информации, посредством издания и распространения печатной продукции, проведения совместно с ФГКУ «Специальное управление ФПС№2 МЧС России» тематических выставок, конференций и конкурсов. Само обучение населения мерам пожарной безопасности не проводится, не установлен Порядок проведения обучения, отсутствует утвержденное Положение о проведении обучения мерам пожарной безопасности.
По пункту 3 предписания. Согласно Схемы водоснабжения ЗАТО Железногорск не оборудованы водопроводными сетями с установкой пожарных гидрантов территории старой черты поселка Новый Путь, нижней части деревни Шивера, вновь осваиваемые части поселков Додоново и Тартат, предоставленные под индивидуальную жилую застройку.
В Паспортах населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, разработанных Администрацией ЗАТО г. Железногорск в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения, наряду с пожарными гидрантами, указаны для г. Железногорска - река; для поселка Новый путь - озеро; для деревни Шивера - река. То есть, Администрацией ЗАТО г. Железногорск рассматриваются естественные источники (река, озеро) в населенных пунктах как источники наружного противопожарного водоснабжения, однако условий для забора из них воды в любое время года (обеспечение подъездов, устройство пирсов) не создаются.
По пункту 4 предписания. Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечивается очистка территории города Железногорск, деревни Шивера, поселков Новый Путь и Подгорный прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов».
Требование по обеспечению очистки территории, прилегающей к лесу от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо об отделении леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером установлено п. 72(3) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».
В Паспортах населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, разработанных Администрацией ЗАТО г. Железногорск в соответствии с требованиями п. 80(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» указана информация по отсутствию противопожарной преграды установленной ширины (противопожарное расстояние, противопожарная минерализованная полоса, сплошная полоса лиственных деревьев) на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком (участками).
Не смотря на отсутствие противопожарной преграды установленной ширины, Администрацией ЗАТО г. Железногорск не предпринято никаких мер по очистке от сухой травянистой растительности и других горючих материалов территорий населенных пунктов, прилегающих к лесу. Вследствие чего, в апреле 2017 года зарегистрировано 3 природных пожара перешедших на территорию города г. Железногорска и садоводческих товариществ, что привело к уничтожению (повреждению) строений и нанесло материальный ущерб собственникам имущества. Кроме того, подразделениями ФГКУ «Специальное управление ФПС №2 МЧС России» в период с 31.03.2017 по 26.07.2017 совершено 187 выездов на тушение травы, как на территории самих населенных пунктов, так и на территориях населенных пунктов прилегающих к лесу.
По пункту 5 предписания. «Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения при пожаре населения проживающего по ул. Загородная в районе в/ч 2669 «поселок Лукаши»».
Согласно акту проверки состояния готовности муниципальной системы оповещения ЗАТО г. Железногорск, в период с 10 по 12 апреля 2017 года проведена проверка состояния проектно-технической документации муниципальной системы оповещения технического комплекса П-166 ЗАТО г. Железногорск Красноярского края, размещения и работоспособности оборудования системы оповещения. По результатам проверки сделан вывод, что система оповещения ЗАТО Железногорск готова к использованию по предназначению. В пункте 9 данного Акта отражено, что оповещение населения поселка Лукаши, не охваченного средствами централизованного оповещения, осуществляется по соглашению с УВД города автомобилями, оборудованными громкоговорящей связью по установленному маршруту. Однако никаких документов подтверждающих заключенное соглашение по оповещению населения поселка Лукаши автомобилями УВД Администрацией в период проведения проверки предоставлено не было.
Представленное Истцом Соглашение о порядке оперативного взаимодействия, обмена информацией и реагирования на ЧС между ЕДДС ЗАТО Железногорск и Межмуниципальным управлением МВД России по ЗАТО г. Железногорск, утвержденное в августе 2015 года. Пунктами 3.2 и 4.2 указанного Соглашения предусматривается доведение диспетчером ЕДДС до руководства и дежурного МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск решение КЧС и ПБ ЗАТО г. Железногорск о проведении оповещения населения ул. Загородная с задействованием автомобилей, оборудованных громкоговорящей связью. В то же время, в режиме ЧС, решение о задействовании сил и средств МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск принимает начальник МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск, в зависимости от оперативной обстановки и поступившей информации. То есть, при централизованном включении системы оповещения (дежурным ГУ МЧС России по Красноярскому краю) и децентрализованном (с рабочего места диспетчера ЕДДС ЗАТО Железногорск) оповещение «поселка Лукаши» не осуществляется. Население указанного «поселка» будет оповещено только после проведения заседания КЧС и ПБ ЗАТО г. Железногорск и принятия решения начальником МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск о задействовании сил и средств управления.
В совокупности нарушения требований пожарной безопасности приведут к серьезным последствиям. Горение сухой травы, мусора на границах населенных пунктов ЗАТО г. Железногорск может перейти на объекты защиты и привести к уничтожению частного, муниципального и государственного имущества. Отсутствие водоисточников, предназначенных для целей пожаротушения не позволит оперативно и с минимальными потерями потушить пожар, а отсутствие системы оповещения приведет к позднему оповещению населения.
Выслушав пояснения участников процесса, ознакомившись с представленными сторонами доказательствами, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
По смыслу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
Согласно абзацу 10 статьи 6 Закона N 69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты.
По смыслу вышеназванных норм следует, что предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно.
В силу статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» от 31.03.2017 г. в отношении Администрации ЗАТО г. Железногорск была проведена проверка на предмер соблюдения обязательных требований органами власти и требований, установленных муниципальными правовыми актами требований пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен Акт, в котором указано, что выявлены следующие нарушения: обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами:
1. Не предусмотрено. создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространения огня при природных пожарах в д. Шивера (п.78 Правил противопожарного режима в. Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от25 апреля 2012 г. №);
2.. Не созданы условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях (п.80 Правил противопожарного режима в Российской федерации)
3. Количество громкоговорителей системы оповещения людей о пожаре (ЧС) в п. Подгорный недостаточно для оповещения всей территории поселка (п.16 Правил противопожарного режима в РФ);
4. Не осуществляется пропаганда в области пожарной безопасности и информирование населения о мерах пожарной безопасности (ст. 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ)
В связи с выявленными нарушениями начальником ОФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» -заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» по пожарному надзору выдано предписание № 30/1/1 от 16.05.2017 г. в котором указаны выявленные нарушения:
статьи 19 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», указано, что Администрацией ЗАТО г. Железногорск не включаются мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов ЗАТО Железногорск в планы, схемы и программы развития ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, а также Администрацией ЗА ТО г. Железногорск для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах: поселках Тартат, Додоново, деревни Шивера из реки Енисей, в поселке Новый Путь из озера.
статьи 3 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Администрацией ЗАТО г. Железногорск не организовано и не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности.
пункта 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечивается очистка территории города Железногорска, деревни Шивера, поселков Новый Путь п пос. Подгорный, прилетающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивых остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов.
статьи 19 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 Администрацией ЗАТО г. Железногорск не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения при пожара населения, проживающего по ул. Загородная в районе в/ч 2669 «поселок Лукаши».
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима; организация и осуществление профилактики пожаров.
В соответствии со ст. 19 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в соответствии с законами указанных субъектов Российской Федерации осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
В соответствии со ст. 63 Федерльного закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии с п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с п. 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Истцом представлены доказательства того, что на территории Администрации ЗАТО г. Железногорск разработаны и реализуются следующие мероприятия и программы:
Мероприятия программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности на территории ЗАТО Железногорск», утвержденной постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 07.11.2013 № 1763, предусматривают меры по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. На 2017 год в целях снижения износа коммунальной инфраструктуры на территории ЗАТО Железногорск планируется замена 0,3 км водопроводных магистральных сетей, замена 0,5 км тепловых сетей. На эти цели в бюджете ЗАТО Железногорск предусмотрено софинансирование в размере 705 000,00 руб.
Муниципальная программа «Защита населения и территории ЗА ТО Железногорск от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденная постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 07.11.2013 № 1764, содержит подпрограмму «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории ЗАТО Железногорск», целью которой являются: проведение противопожарной пропаганды; проведение мероприятий, направленных на повышение уровня соответствия пожарной безопасности; устройство минерализованных защитных противопожарных полос.
Муниципальная программа «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов на территории ЗАТО Железногорск», утвержденная постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск от 30.11.20] 6 N2 2020, содержит подпрограмму 3 «Охрана, защита и воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах ЗА ТО Железногорск», в рамках которой планируется обеспечить охрану лесов на территории ЗА ТО Железногорск за счет выполнения первичных мер пожарной безопасности на землях лесов, расположенных в границах ЗА ТО Железногорск 18188 га, приобретения противопожарного снаряжения и инвентаря, обеспечения содержания пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создания резерва пожарной техники и оборудования (пункт 2.2 раздела 2 подпрограммы 3).
В этой связи выводы должностного лица об отсутствии предусмотренных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов ЗАТО Железногорск в планах, схемах и программах развития ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, следует признать несостоятельными.
По п. 2 предписания Истцом представлены доказательства того, что Постановлением Администрации ЗАТО г. Железногорск 16.10.2012 № 1706 утверждены Положение о проведении подготовки населения ЗАТО Железногорск в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и Программ обучения, а так же Программа подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Программа подготовки должностных лиц и специалистов гражданской обороны включает в себя темы лекций: организация обеспечения пожарной безопасности, требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению; практически е занятия в виде проведения учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Программа подготовки неработающего населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций включает в себя темы: действия неработающего населения при пожаре, в условиях негативных и опасных факторов бытового характера, правила поведения в них; действия неработающего населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
На курсах ГО МКУ «Управление ГОЧС и режима ЗАТО Железногорск» методом проведения занятий по программам подготовки должностных лиц и специалистов ГО и ЧС обучены сотрудники эвакуационных органов, руководители нештатных аварийно- спасательных формирований и нештатных формирований гражданской обороны, руководители групп занятий и инструкторов. Проведены учебные сборы с преподавателями ОБЖ общеобразовательных учреждений.
МКУ «Управление образования» организовано обучение мерам пожарной безопасности в детских дошкольных учреждениях и в общеобразовательных учреждениях в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обучение мерам пожарной безопасности по месту жительства организовано на учебно- консультационных пунктах, созданных при ЖЭКах МП «ГЖКУ». Обучение проводится в виде ознакомления с противопожарными памятками и в виде противопожарных инструктажей.
В целях информирования населения и пропаганды пожарной безопасности проводится информирование населения через средства массовой информации.
Памятки по действиям населения при возникновении пожаров размещены на официальном сайте Администрации ЗАТО г. Железногорск. Информация о складывающейся пожарной обстановке, правилах пожарной безопасности, выполняемых в городе противопожарных мероприятиях ежесуточно размещается на официальных источниках.
В целях осуществления противопожарной пропаганды посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, в 2016 году МКУ «Управление ГОЧС и режима ЗАТО Железногорск» осуществлялось изготовление и размещение информационного материала (баннер 3000 х 6000 мм на противопожарную тематику).
Администрация ЗА ТО г. Железногорск осуществляет сотрудничество с Центром противопожарной пропаганды ФГКУ «СУ ФПС № 2 МЧС России» в осуществлении противопожарной пропаганды посредством проведения тематических выставок, смотров.
Анализируя приведенные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Ответчиком необоснованно сделаны выводы об отсутствии работы по организации и проведению обучения населения мерам пожарной безопасности.
По п. 4 Истцом представлены следующие доказательства, до вступления в силу пункта 72.3 01.03.2017, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности территорий в границах городского округа ЗАТО Железногорск, прилегающих к лесу, проводились в рамках выполнения муниципального контракта МБУ «Горлесхоз» (до 31.10.2016 МП «Горлесхоз»). На выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов в 2016 году между Администрацией ЗАТО г. Железногорск и МП «Горлесхоз» был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№. Выполнение указанных контрактов подтверждается актами о приемке выполненных работ за период апрель 2016 - декабрь 2016 года.
Анализируя приведенные истцом доказательства, в совокупности с непродолжительным действии к моменту проведения проверки п. 72.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, а также с учетом принятых мер по выполнению указанных работ, суд также приходит к вывод о том, что выводы должностного лица о том, что Истцом не обеспечивается очистка территории города Железногорска, деревни Шивера, поселков Новый Путь п пос. Подгорный, прилетающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивых остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, являются необоснованными. А представленные акты о пожарах, доказательством обратного не являются. Более того, при оценки доказательств сторон по указанному пункту предписания, суд приходит также принимает во внимание, что фактически осмотр территории должностным лицом не осуществлялся, и доказательств тому не представлено, что также не может свидетельствовать об обоснованности предъявленного нарушения.
Пунктом 3 предписания Истцу вменялась необходимость устранения следующего нарушения. Администрацией ЗАТО г. Железногорск для целей пожаротушения не созданы условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах: поселках Тартат, Додоново, деревни Шивера из реки Енисей, в поселке Новый Путь из озера.
Возражая против предписания, Истец указывает на то, что ст. 68 № 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. Указанные источники имеют место и создание условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах, не имеется и не является обязательным.
Вместе с этим, из паспортов населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, разработанных Администрацией ЗАТО г. Железногорск в соответствии с требованиями п. 80(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации № 390 «О противопожарном режиме» следует, что в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения, наряду с пожарными гидрантами, указаны для г. Железногорска - река; для поселка Новый путь - озеро; для деревни Шивера - река. То есть, Администрацией ЗАТО г. Железногорск рассматриваются естественные водоисточники (река, озеро) в населенных пунктах как источники наружного противопожарного водоснабжения, однако условий для забора из них воды в любое время года (обеспечение подъездов, устройство пирсов) не создаются. Указанное по мнению суда напрямую свидетельствует о том, что Истцом не соблюдаются требования, установленные муниципальными правовыми актами пожарной безопасности.
Рассматривая доводы Истца об отсутствии нарушений, указанных в п. 5 оспариваемого предписания о том, что Истцом не обеспечено наличие звуковой сигнализации для оповещения при пожара населения, проживающего по ул. Загородная в районе в/ч 2669 «поселок Лукаши», суд приходит к следующему, судом достоверно установлено, что в соответствии с актом проверки состояния готовности муниципальной системы оповещения ЗАТО Железногорск 13.04.2017 система АСЦО ГО ЗАТО Железногорск имеется в наличии и технически исправна, однако звуковое оповещение отсутствует в районе территориально удаленной улицы Загородная. Представленная истцом схема речевого оповещения проживающих на улице Загородная с задействованием специальных автомобилей МУ МВД России по ЗАТО г. Железногорск не предусмотрены действующим законодательством как альтернатива звуковому оповещению, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Истцу обоснованно вменено и указано в предписания для устранения нарушение ст. 19 Федерального закона № 69 «О пожарной безопасности», ст. 63 Федерльного закона от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Наличие обязанности по доказыванию предполагает представление стороной доказательств, бесспорно подтверждающих ее позицию, суд, оценивая собранные сторонами доказательства, должен дать оценку относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 84 КАС РФ).
В связи с вышеизложенным, с учетом содержания оспариваемого предписания, суд приходит к выводу о том, что предписание, выданное начальником ОФГПН ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» -заместителем главного государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» по пожарному надзору выдано предписание № 30/1/1 от 16.05.2017 г., порождающее для Истца правовые последствия в виде необходимости устранения нарушений требований в виде включить мероприятия по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов ЗАТО Железногорек в планы, схемы и программы развития ЗАТО Железногорск, в том числе по обеспечению надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, обеспечивать очистку территории города Железногорска, деревни Шивера, поселков Новый Путь и пос. Подгорный, прилетающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивых остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, организовать и проводится обучение населения мерам пожарной безопасности. Администрация ЗА ТО г. Железногорск, не может быть признано соответствующим закону, необоснованно возлагает на административного истца указанную обязанность, тем самым влечет нарушение прав и законных интересов административного истца. Устранение нарушения прав и законных интересов Истца возможно путем признания оспариваемого предписания не соответствующим закону.
На основании изложенного, руководствуясь главой 15 КАС РФ, суд
Решил:
Исковые требования Администрации ЗАТО г. Железногорск к ФГКУ «Специальное управление ФПС № 2 МЧС России» по г. Железногорску в лице главного государственного инспектора по пожарному надзору ФИО1 о признании недействительным ненормативного правового акте-предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону п. 1, 2, 4 не нормативно правового акта-предписания № 30/1/1 от 16.05.2017 г. об устранении нарушений требований пожарной безопасности о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, в остальной части в удовлетворения иска отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца с момента ознакомления с мотивированным решением, т.е. с 16.12.2017 года.
Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова