ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1685/20 от 21.01.2021 Зубово-полянского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-66/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п.Зубова Поляна 21 января 2021 г.

Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего судьи Копасовой И.В.

при секретаре Девеевой Т.С.,

с участием в деле:

административного истца – Гиндык В.Н.,

административных ответчиков – Судебного пристава – исполнителя отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Чесноковой М.А., Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия; отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия

заинтересованного лица: Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об отмене и признании недействительным постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника), освобождении от штрафных санкций в соответствии с Актом об амнистии, прекращении исполнительного производства,

установил:

Гиндык В.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, указав, что он был осужден 21.06.2012г. мировым судьёй судебного участка №98 Бутырского района г. Москвы по ч. 1 ст.242 УК РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей. 18.12.2012 года административный истец был осужден Бабушкинским районным судом г. Москвы по ч.1 ст. 228 УК РФ в соответствие со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с назначением штрафа в размере 100 000 рублей с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

В отношении должника судебным приставом – исполнителем по Сузунскому району Новосибирской области возбуждено исполнительное производство № 6376/13/34/54 от 04.06.2013 года о взыскании уголовного штрафа.

В связи с исполнением наказания по приговору Королевского городского суда Московской области в отношении административного истца, отбывающего в исправительной колонии №18 (Зубово-Полянский район Республики Мордовия), исполнительное производство поступило в производство судебного пристава – исполнителя Чесноковой М.А., постановлением которой обращено взыскание на заработную плату осужденного и производится удержание денежных средств в размере суммы непогашенного штрафа.

Административный истец полагает, что исполнительное производство должно быть прекращено вследствие издания акта амнистии, соответственно обращение взыскания на его заработную плату считает незаконным.

Кроме того, истец указывал на истечение сроков предъявления исполнительного документа, указывал, что административным ответчиком не дана должная оценка действиям судебного пристава – исполнителя по Сузунскому району Новосибирской области, так же просил суд о применении сроков давности взыскания, поскольку исполнительный лист отправлен судебным приставом – исполнителем по Сузунскому району Новосибирской области в 08.10.2019г., судебным приставом –исполнителем отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Чесноковой М.А. постановление об обращении взыскания на заработную плату вынесено только 15.05.2020г.

В связи с изложенным, административный истец просил отменить постановление судебного пристава –исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника, прекратить исполнительное производство №6376/13/34/54 от 04.06.2013г.

Судебный пристав -исполнитель отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия Чеснокова М.А в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежаще, ответчик - Управление ФССП России по Республике Мордовия в судебное заседание явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ответчик - отделение судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, обеспечил свое участие в лице его представителя Царевой Н.И..

Заинтересованное лицо - Межрайонной ИФНС России №6 по Республике Мордовия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалы дела предоставил заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании, истец поддержал заявленные требования, настаивал на отмене Постановление от 15.05.2020г. начальника отдела старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника).

Представитель ответчика Царева Н.И. в судебном заседании показала, что исполнительное производство прекращено на основании Акта об амнистии, исполнительные действия и меры по обращению взыскания на доходы, причитающиеся должнику Гиндыг В.Н., отменены. В доказательство предоставила Постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника от 15.01.2021г. и Постановление о прекращении исполнительного производства от 15.01.2021г.

Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного

пристава -исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ст. 360 КАС Российской Федерации оспаривание постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), осуществляется в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу положений ч.1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и статей 218, 227 КАС Российской Федерации следует, что предъявление любого иска об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В силу ст.4 указанного Федерального закона исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гиндык В.Н. был осужден 18.12.2012 года административный истец был осужден Бабушкинским районным судом г. Москвы по ч.1 ст. 228 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком один год, в соответствие со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров к наказанию, назначенному по указанному приговору полностью присоединено неотбытое наказание по приговору мирового судьи судебного участка №98 Бутырского района г. Москвы от 21.06.2012 года и окончательно назначено наказание в виде 1 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима и штрафа в размере 100 000 рублей.

В настоящее время административный истец Гиндык В.Н. отбывает наказание по приговору Королевского городского суда Московской области в ФКУ ИК-18 УФСИН России по РМ (Зубово-Полянский район).

В отношении должника (Гиндык В.Н.) судебным приставом – исполнителем по Сузунскому району Новосибирской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 6376/13/34/54 о взыскании уголовного штрафа. В названном постановлении должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – до 19.01.2015 года.

В рамках производства по делу об исполнении исполнительного документа о взыскании с Гиндык В.Н. суммы уголовного штрафа, начальником отдела – старшим судебным приставом Вейсгар О.Н. направлено в суд представление о замене штрафа, назначенного Гиндык В.Н. другим видом наказания.

В связи с исполнением наказания по приговору Королевского городского суда Московской области в отношении административного истца, отбывающего в исправительной колонии №18 (Зубово-Полянский район Республики Мордовия), названное представление отозвано с рассмотрения и исполнительное производство направлено в Отделение ССП по месту отбывания наказания административным истцом.

Часть первая статьи 16 УИК РФ, устанавливающая, что наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного; статья 31 УИК РФ, регулирующая порядок исполнения наказания в виде штрафа; часть 2 статьи 32 УИК РФ, регламентирующая порядок взыскания штрафа в случае злостного уклонения осужденного от его выплаты, согласно которой В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, судебный пристав-исполнитель не ранее 10, но не позднее 30 дней со дня истечения предельного срока уплаты, указанного в частях первой и третьей статьи 31 настоящего Кодекса, направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания в соответствии с частью пятой статьи 46 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Части 1 и 15 статьи 103 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", устанавливают порядок взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, а также основания прекращения исполнительного производства.

В силу указаний ч.1,2 ст. 103, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об исполнительном производстве", Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

В силу указаний ч.1,2 ст. 103, Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "Об исполнительном производстве", Штраф, назначенный в качестве наказания за совершение преступления (далее - штраф за преступление), взыскивается по правилам, установленным настоящим Федеральным законом, с особенностями, установленными настоящей статьей.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (п.6 ст.43) предусматривает прекращение исполнительного производства по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ.

В соответствии с пунктом 9 Постановления ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6576-6 ГД "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, амнистия применяется в отношении осужденных, в отношении которых назначено наказание, не связанное с лишением свободы.

В соответствии с Постановлением ГД ФС РФ от 24.04.2015 N 6578-6 ГД "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", обязанность по применению амнистии в отношении осужденных к наказанию в виде штрафа, если штраф не взыскан до дня вступления в силу Постановления об амнистии возложена на судебных приставов-исполнителей.

Согласно Постановлению от 15.01.2021г. об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника, меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на доходы должника, применены по отношению к мерам, предпринятым 20.08.2020г.

Таким образом, Постановление от 15.05.2020г. судебного пристава –исполнителя отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия об обращении взыскания на заработную плату должника об обращении взыскания на заработную плату должника, не отменено, что может являться препятствием для административного истца в возврате излишне уплаченного штрафа.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

Возврат денежных средств физическим и юридическим лицам в случаях осуществления ими платежей, предусмотренных частью 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, за исключением платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами, производится получателем денежных средств в соответствии с общими требованиями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, принимает администратор доходов бюджета и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Администратором доходов бюджета согласно статье 6 БК является орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено БК.

Согласно положениям пункта 5 Приказа Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 10 февраля 2014 года, регистрационный N 31262) учет поступлений и их распределение между бюджетами по кодам бюджетной классификации осуществляет орган Федерального казначейства. Одновременно орган Федерального казначейства оформляет расчетные документы на возврат средств плательщикам на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджет.

С учётом положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ и на основании Указа Президента РФ «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» от 21.12.2016 № 699 (п. 52 ст. 13 Типового положения) УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве является администратором доходов бюджета, в связи с чем, является уполномоченным органом на принятие решения о возврате излишне уплаченных штрафов из бюджета, в который административный истец может обратиться, предъявив соответствующий документ об отмене постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника) и соответствующее подтверждение перечисления денежных сумм.

Как следует из сообщения заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по Республике Мордовия по Постановление от 15.05.2020г. начальника отдела старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника) неправомерно была удержана денежная сумма в размере 16 951 руб. 75 коп.

Учитывая изложенное суд считает Постановление от 15.05.2020г. начальника отдела старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника) не соответствующим Федеральному Закону об исполнительном производстве, Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом суд считает необходимым, указать начальнику Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ в течении 30 дней с даты вступления названного решения в законную силу, на необходимость рассмотрения вопроса о принятии решения об отмене обжалуемого постановления, или передать его на рассмотрение должностному лицу, управомоченному на его рассмотрение, а итоговый документ по результатам рассмотрения, с приложением надлежаще заверенных копий платежных документов о частичном взыскании штрафа необходимо направить в адрес Гиндык В.Н., для реализации его права на возврат излишне взысканного штрафа.

В части, удовлетворения требований административного истца об освобождении от штрафных санкций в соответствии с Актом об амнистии, прекращении исполнительного производства, суд полагает необходимым отказать, поскольку названные требования исполнены административным ответчиком до рассмотрения административного иска по существу.

Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск административного истца – Гиндык В.Н. о признании недействительным постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника), освобождении от штрафных санкций в соответствии с Актом об амнистии, прекращении исполнительного производства, удовлетворить частично.

Признать не соответствующим Федеральному Закону об исполнительном производстве, Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца Постановление от 15.05.2020г. начальника отдела старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на заработок должника).

Указать начальнику Отдела судебных приставов по Зубово-Полянскому району УФССП России по РМ в течении 30 дней с даты вступления названного решения в законную силу, на необходимость рассмотрения вопроса о принятии решения об отмене обжалуемого постановления, или передать его на рассмотрение должностному лицу, управомоченному на его рассмотрение, итоговый документ по результатам которого, с приложением надлежаще заверенных копий платежных документов о частичном взыскании штрафа направить в адрес Гиндык В.Н.

О результатах сообщить в суд вынесший решение в течении 30 дней.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 января 2021 года.

Судья Зубово-Полянского

районного суда Республики Мордовия: И.В.Копасова

Дело №2а-66/2021