ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1686/18 от 09.09.2018 Павловского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-1686/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Павлово 09 сентября 2018 года

Павловский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Жилкина А.М.,

при секретаре Трофимовой Т.Н.,

с участием представителей истца Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1462 г. Павлово Нижегородской области, Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области – Перевезенцевой А.С., Савельевой С.Н., старшего помощника прокурора Павловской городской прокуратуры Листаровой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1462 г. Павлово Нижегородской области, Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области к Аникиной Н. В. о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, об обязании удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462,

У С Т А Н О В И Л:

Административные истцы Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 1462 г. Павлово Нижегородской области Территориальная избирательная комиссия Павловского района обратились в суд с административным иском к Аникиной Н. В. о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, об обязании участковую избирательную комиссию избирательного участка №1462 удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462.

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении выборов Губернатора Нижегородской области, Аникина Н.В. была направлена доверенным лицом кандидата Егорова В.И. - Чернигиным А.Г. в качестве наблюдателя в участковую избирательную комиссию № 1462, находящуюся по адресу: <адрес> (здание школы № 9 г. Павлово). Административным ответчиком были совершены следующие действия нарушающие законодательство о выборах:

Нахождение наблюдателя не в специально отведенном месте, самовольно поставила стул и села около кабин для голосовая, вела себя вызывающе, чем отвлекала членов участковой избирательной комиссии и избирателей, тем самым совершала действия препятствующие работе комиссии;

Осуществление фото-, видеосъемки не в специально отведенном месте, вела фото- видеосъемку на телефон находясь около кабин для голосования предварительно не уведомив о проведении съемки председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.

Данные факты подтверждаются Актом УИК № 1462 «О нарушении порядка в помещении для голосования» от ДД.ММ.ГГГГ и схемой избирательного участка № 1462.

Частью 2 Постановления ЦИК России от 03.10.2012 N 143/1085-6 регламентировано, что наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования с места, определенного председателем соответствующей избирательной комиссии, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.

Во время голосования место для ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования было определено с учетом требований ч. 9 ст. 30 и ч. 11 ст. 61 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения наблюдателей (аналогичная норма содержится в ч. 9 ст. 29 и ч. 12 ст. 64 Закона Нижегородской области от 28.06.2012 N 70-3 "О выборах Губернатора Нижегородской области").

Вышеуказанные действия административного ответчика привели к нарушению избирательного законодательства, а именно п. «К» ч. 9 ст. 30 «производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии» и п. «Е» ч. 10 ст. 30 «совершать действия, препятствующие работе комиссии» Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (аналогичная норма содержится в п. 10 ч. 9 ст. 29 и п. 6 ч. 10 ст. 29 Закона Нижегородской области от 28.06.2012 N 70-3 "О выборах Губернатора Нижегородской области").

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 188, 239 - 240, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просят суд: признать незаконными, нарушающими законодательство о выборах действия административного ответчика; обязать участковую избирательную комиссию избирательного участка № 1462 удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462; обратить решение суда по административному делу к немедленному исполнению.

Представители административных истцов Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1462 г. Павлово Нижегородской области, Территориальной избирательной комиссии Павловского района Нижегородской области – Перевезенцева А.С., Савельева С.Н. в судебном заседании иск поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в нем, уточнив, что просят суд признать действия административного ответчика незаконными, нарушающими законодательство о выборах, удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462, решение обратить к немедленному исполнению.

Административный ответчик Аникина Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом лично под расписку, от подписи в которой отказалась, о чем составлен акт, а также путем направления телефонограммы, причины неявки неизвестны.

Согласно ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Согласно ч. 3 ст. 243 КАС РФ о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.

Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 35 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

В связи с этим суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

В судебном заседании был допрошен свидетель С. Д. С., который пояснил, что он – председатель УИК № 1462, на избирательном участке № 1462 ДД.ММ.ГГГГ с начала голосования находится наблюдатель кандидата Егорова – Аникина Н.В., которая вносит определенный дисбаланс в работу избирательной комиссии и нарушает законодательство о выборах. Она пришла на избирательный участок, попросила указать ей место для наблюдателей, он указал ей на схеме место, утвержденное комиссией и ТИКом. Она это место оспорила, и указала, что это место ей не удобно. Заняла место рядом с кабинами для голосования напротив столов для выдачи бюллетеней. Спорить он с ней не стал, предоставил ей стул. На этом месте она просидела практически без движений с 8:00 утра до 17:00 вечера, за исключением некоторых движений, в частности она посчитала, что в соседнем помещении находилось место для референдума по стратегии развития Нижегородской области. Она посчитала, что это агитация. Пришлось ей доказывать, что данное голосования имеет право проводиться в параллельном помещении. Во-вторых, когда секретарь работала с заявлениями граждан на голосование на дому. Аникина подошла к столу секретаря, наклонилась и стала снимать снимки избирателей. Он ей сделал замечание, так как там есть персональные данные избирателей, кроме того, фотосъемка должна проводиться с другого места. Она сказала, что у нее другое видение по поводу избирательного процесса. Её нарушения состоят в том, что она занимала место, не отведенное для наблюдателей, осуществляла фото или видеосъемку. Её вызывающее поведение заключалось в том, что она не идет на контакт, на замечания не реагирует, разговаривает на повышенных тонах. Считает, что имеет право быть там, где захочет, так как с отведенного для нее места ей не видно кабины для голосования, что не соответствует действительности. Утром при опломбировании урн для выездного голосования, она осуществляла фотосъемку данных урн.

В судебном заседании был допрошен свидетель В. В. А., которая пояснила, что она секретарь УИК №1462. Аникина Н.В. села не в том месте, которое было отведено ей по схеме, она подходила к её столу, когда В. работала со списками избирателей, она заглядывала в компьютер, там были персональные данные избирателей. Она осуществляла фотосъемку, перемещалась по залу, на замечания она не реагировала.

В судебном заседании был допрошен свидетель Н. Е. В., которая пояснила, что она член УИК № 1462. Она видела нарушения наблюдателя Аникиной. Ей предоставили место, где та должна была сидеть. С предоставленным местом она не согласилась и заняла другое место. Ей никто препятствовать не стал. Она производила съемку с разных точек. О съемке она не уведомляла. Председатель комиссии замечания ей делал. Она на них реагировала путем высказывания своей точки зрения.

В судебном заседании был допрошен свидетель З. Р. В., который пояснил, что он водитель МО МВД России «Павловский». Осуществлял охрану УИК № 1462 во время выборов. Аникина – наблюдатель пришла с утра на избирательный участок. Стала говорить, что будет сидеть там, где захочет. Ей предложил место председатель комиссии. Когда зашла она, ей не понравилось, что в соседнем помещении проходило голосование. Она посчитала, что это агитации. С самого начала, она производила съемку. Ей сделали замечание, после чего стала снимать оттуда, откуда было разрешено. До этого снимала с разных точек. Она кричала, ругалась с кем-то, потом успокоилась.

В судебном заседании был допрошен свидетель Ф. Н. М., которая пояснила, что она заместитель председателя УИК 1462. Начало избирательного дня началось с конфликтной ситуации. Наблюдатель, Аникина, вела себя не очень корректно. Подходила, смотрела персональные данные избирателей, фотографировала, видеосъемку вела не с того места, которое ей было предназначено по правилам избирательного участка. Она вскакивала, подбегала к столам, где работали члены избирательной комиссии. Замечания ей делали, на что она реагировала агрессивно, мешала работать. Председатель избирательной комиссии делал замечания Аникиной, неоднократно.

В судебном заседании был допрошен свидетель Б. Л. С., которая пояснила, что она член УИК 1462. Со стороны наблюдателя Аникиной были провокации изначально. К ней периодически приходил седой мужчина, они что-то громко обсуждали, фотографировали. Нарушения выражались в том, что она постоянно подходила, смотрела, куда записывались паспортные данные, ей делали неоднократно замечания, чтобы она отошла, говорили ей о том, что «вы можете наблюдать, но не можете читать». На замечания она не реагировала. Говорила, что она имеет право ходить, где хочет, что может наблюдать с любой точки, где захочет.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей истцов, допросив свидетелей, выслушав заключение старшего помощника прокурора Павловской городской прокуратуры Листаровой И.В., полагавшей, что, поскольку установлено, что при проведении выборов Губернатора Нижегородской области Аникина Н.В. произвела видео- и фотосъемку голосования, что подтверждается актом от 09.09.2018 года, требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч. 5 ст. 239 КАС РФ избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

На территории Российской Федерации вопросы проведения выборов, а также обеспечения прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (подпункт 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Согласно п. 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 01.06.2017 N 104-ФЗ)

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

На основании ст. 59 КАС РФ, доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 70 КАС РФ, письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.

Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов.

Согласно ст. 84 КАС РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право на подписание документа, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 25 минут при проведении выборов депутатов Губернатора Нижегородской области, Аникина Н.В. была направлена доверенным лицом кандидата Егорова В.И. - Чернигиным А.Г. в качестве наблюдателя в участковую избирательную комиссию № 1462, находящуюся по адресу: <адрес> (здание школы № 9 г. Павлово).

Согласно ч. 9 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наблюдатели вправе:

а) знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

б.1) наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, участникам референдума;(пп. "б.1" введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

в) присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, общественного объединения, субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя в комиссию. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум;(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 03.07.2018 N 184-ФЗ)

з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;

и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях;

к) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.(пп. "к" введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

Согласно ч. 10 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наблюдатель не вправе:

а) выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени;

б) расписываться за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

в) заполнять за избирателя, участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;

г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

е) совершать действия, препятствующие работе комиссии;

ж) проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.

Согласно ч. 9 ст. 29 Закона Нижегородской области от 28.06.2012 N 70-З (ред. от 28.04.2018) "О выборах Губернатора Нижегородской области" Наблюдатели вправе:

1) знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями в случае, предусмотренном частью 1 статьи 64 настоящего Закона, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; (в ред. законов Нижегородской области от 01.06.2016 N 87-З, от 28.04.2018 N 30-З)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в части 3 настоящей статьи, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; (в ред. законов Нижегородской области от 04.06.2014 N 69-З, от 28.04.2018 N 30-З)

3) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;

4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 настоящей статьи;

5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

6) знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов;

7) носить нагрудный знак, не содержащий признаков предвыборной агитации, с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию. Форма нагрудного знака наблюдателя устанавливается избирательной комиссией Нижегородской области;

8) обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в порядке, установленном статьей 78 настоящего Закона;

9) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях;

10) производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. (п. 10 введен Законом Нижегородской области от 01.06.2016 N 87-З)

Согласно ч. 10 ст. 29 Закона Нижегородской области от 28.06.2012 N 70-З (ред. от 28.04.2018) "О выборах Губернатора Нижегородской области" Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени;

4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;

7) проводить агитацию среди избирателей;

8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.

В рамках рассмотрения спора судом установлено, что в соответствии с актом УИК № 1462 «О нарушении порядка в помещении для голосования» от ДД.ММ.ГГГГ составленный С. Д. С.., Ф. Н. М.., В. В. А.., Н. Е. В.., Б. Л. С.., административным ответчиком Аникиной Н.В. были совершены следующие действия нарушающие законодательство о выборах: Нахождение наблюдателя не в специально отведенном месте, самовольно поставила стул и села около кабин для голосовая, вела себя вызывающе, чем отвлекала членов участковой избирательной комиссии и избирателей, тем самым совершала действия препятствующие работе комиссии; осуществление фото- видеосъемки не в специально отведенном месте, вела фото-видеосъемку на телефон находясь около кабин для голосования предварительно не уведомив о проведении съемки председателя, заместителя председателя или секретаря избирательной комиссии.

Кроме того, стороной истца были представлены фотография наблюдателя Аникиной Н.В., находящейся на избирательном участке № 1462, а также схема избирательного участка № 1462, утвержденная председателем ТИК Павловского района, из которых усматривается, что Аникина Н.В. расположилась не в отведенном ей для этого месте. Указанная схема избирательного участка № 1462 находилась в доступном для ознакомления с ней месте на «доске информации».

Допрошенные в судебном заседании свидетели С. Д. С.., В. В. А.., Н. Е. В.., З. Р. В.., Ф. Н. М.., Б. Л. С.. пояснили, что ответчиком Аникиной Н.В. совершались действия препятствующие работе избирательной комиссии, в частности: занимала место, не отведенное для наблюдателей, ходила по избирательному участку, подходила, смотрела персональные данные избирателей и фотографировала их, производила фото и видеосъемку не из отведенного места без уведомления УИК, на замечания она не реагировала, спорила с председателем комиссии.

Суд принимает пояснения свидетелей в качестве достоверных доказательств, подтверждающих указанные нарушения административного ответчика, поскольку они не противоречивы, последовательны и согласуются друг с другом и иными доказательствами по делу. Кроме того, свидетели находились на данном избирательном участке с начала его работы и на протяжении всего времени работы избирательного участка лично видели обстоятельства, которые ими были пояснены.

Доказательств обратного стороной административного ответчика суду не представлено.

При таких обстоятельствах с учетом совокупности представленных стороной истца и не оспоренных ответчиком доказательств суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком наблюдателем Аникиной Н.В. допущены нарушения требований положений закона, регулирующих порядок проведения выборов, в частности п. «К» ч. 9 ст. 30, п. «Е» ч. 10 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В связи с этим требования истцов в части признания действий ответчика незаконными, нарушающими законодательство о выборах подлежит удовлетворению.

В соответствии со ч. 12 ст. 64 12, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы. Правоохранительные органы также обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Стороной истцов заявлены требования об обязании участковой избирательной комиссии избирательного участка №1462 удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462.

Однако принимая во внимание положения ч. 12 ст. 64 12, ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", суд приходит к выводу о том, что требования истцов по своей сути направлены на удаление наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462.

Учитывая изложенное, а также исходя из того, что в рамках рассмотрения настоящего дела судом установлено наличие оснований для удаления наблюдателя Аникиной Н.В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462, суд приходит к выводу об обоснованности указанных требований и удовлетворяет их в части удаления наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462.

При этом исполнение соответствующего решения в силу закона обеспечивается соответствующими правоохранительными органами.

Кроме того, указанное решение в силу закона подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 1462 г. Павлово Нижегородской области, Территориальной избирательной комиссии Павловского района к Аникиной Н. В. о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, об удалении наблюдателя Аникиной Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке №1462 удовлетворить.

Признать незаконными, нарушающими законодательство о выборах действия наблюдателя Аникиной Н. В..

Удалить наблюдателя Аникину Н. В. из помещения для голосования на избирательном участке № 1462.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд Нижегородской области в течение пяти дней со дня принятия решения суда.

Судья: А.М. Жилкин