Дело № 2а-97/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Семилуки 18 февраля 2019 г.
Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Сошиной Л.А.,
при секретаре Наумовой Е.И.,
с участием представителя административного истца – Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Воронежской области по доверенности Плотниковой Ю.Ю.,
административного ответчика Еськова И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по Воронежской области к Еськову Ивану Ивановичу о взыскании налога и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 8 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Еськову И.И. о взыскании задолженности по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., из них налог <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Данный иск мотивирован тем, что Еськов И.И. является плательщиком земельного налога, однако обязанность по его уплате им не исполняется. За Еськовым И.И. числится задолженность по земельному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. В адрес административного ответчика направлялись требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащие предложение уплатить налог в добровольном порядке в указанный срок. Определением мирового судьи судебного участка № 3 в Семилукском судебном районе Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ о взыскании недоимки. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями. Задолженность по налогу и пени Еськовым И.И. не погашена.
В судебном заседании представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России № 8 по Воронежской области по доверенности Плотникова Ю.Ю. поддержала заявленные требования.
Административный ответчик Еськов И.И. в судебном заседании административный иск не признал, позицию по делу изложил в письменных возражениях на административное исковое заявление, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку он как инвалид ВОВ освобожден от уплаты земельного налога.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев административные дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
С 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации вступила в силу глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.
В судебном заседании достоверно установлено, что Еськов Иван Иванович, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Первоначальная регистрация права собственности произведена ДД.ММ.ГГГГ, запись №. Далее указанный земельный участок был преобразован в земельный участок с кадастровым номером № по данному адресу, запись регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно части 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
За ДД.ММ.ГГГГ Еськову И.И. начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление №).
За ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб., произведен перерасчет земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ, который составил <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с неуплатой административным ответчиком исчисленного налога в установленные сроки, ему были направлено требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, которое исполнено не было.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № 3 в Семилукском судебном районе Воронежской области по заявлению МИ ФНС России № 8 по Воронежской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Еськова И.И. задолженности по налогу в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., который был отмене по заявлению административного ответчика определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ
За ДД.ММ.ГГГГ Еськову И.И. начислен земельный налог в размере <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ (вынесено в связи с перерасчетом земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ с учетом не облагаемой суммы)).
За ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику начислен налог за ДД.ММ.ГГГГ. в размере <данные изъяты> руб., срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ (налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в указанные сроки Еськову И.И. были направлены требования: требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб., пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ,
требование № об уплате налога, пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – транспортный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 в Семилукском судебном районе Воронежской области по заявлению МИ ФНС России № 8 по Воронежской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Еськова И.И. задолженности по налогу в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., который был отмене по заявлению административного ответчика определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ
Возражения Еськова И.И. сводятся к тому, что он как инвалид Великой Отечественной войны подлежит освобождению от уплаты земельного налога.
Материалами дела подтверждается, что Еськов И.И. является инвалидом второй группы, инвалидность ему установлена до ДД.ММ.ГГГГ, получена при исполнении служебных обязанностей, кроме того, согласно удостоверению серия <данные изъяты>№, выданному ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Воронежской области, он имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
Согласно пунктов 2, 4 части 5 статьи 391 Кодекса (в редакции, действующей при исчислении земельного налога за налоговые периоды до 01.01.2017 г.) налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере <данные изъяты> рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении инвалидов, имеющих первую группу инвалидности, а также лиц, имеющих вторую группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года, ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. При этом порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 6 статьи 391 Кодекса).
Статьей 395 Кодекса определены категории налогоплательщиков, освобождаемые от уплаты земельного налога. Однако указанные льготы не распространяются на такие категории налогоплательщиков, как ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категории налогоплательщиков.
На основании решения Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 26.11.2012 г. № 116 «О земельном налоге», решения Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 25.11.2014 г. № 229 «О земельном налоге на 2015 год», решения Совета народных депутатов городского поселения – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 18.11.2015 г. № 14 «О земельном налоге на 2016 год» от уплаты земельного налога за 2013-2016 года освобождены участники и ветераны Великой Отечественной войны.
Таким образом, ни Кодексом, ни нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования – город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области инвалиды Великой Отечественной войны, имеющие на праве собственности земельные участки, расположенные на территории города Семилуки, не освобождены от уплаты земельного налога.
Также необходимо учесть, что наличие удостоверения о праве на льготы, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны, само по себе не свидетельствует о наличии у Еськова И.И. права на льготы как участника и (или) ветерана Великой Отечественной войны, к категории которых он не относится в силу действующего законодательства. Так, Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены категории граждан, отнесенных к ветеранам (участникам) и инвалидам Великой Отечественной войны, для каждой из категории, а именно для участников Великой Отечественной войны и инвалидов войны отдельно установлены меры социальной поддержки, что свидетельствует о том, что эти понятия не идентичны, поэтому у административного ответчика отсутствуют правовые основания для применения льгот по уплате земельного налога, предусмотренные для участников и ветеранов Великой Отечественной войны. Предусмотренные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки инвалидов войны не включают льготы по уплате земельного налога.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, нельзя признать заслуживающей внимания ссылку административного ответчика на Закон РФ от 11.10.1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», пунктом 6 статьи 12 которого от уплаты земельного налога полностью освобождались участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны, инвалиды первой и второй группы, который утратил силу с 1 января 2006 года на основании Федерального закона от 29.11.2004 г. № 141-ФЗ. Следует также отметить, что Инструкцией МНС РФ от 21.02.2000 г. № 56 разъяснялось, что от уплаты земельного налога полностью освобождались также граждане, которые Федеральным законом «О ветеранах» отнесены к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, при этом льгота предоставлялась на основании удостоверения, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 г. № 209, в котором имелась отметка о группе инвалидности и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах». Соответственно, административный ответчик не отнесен к предусмотренным Федеральным законом «О ветеранах» категориям «участник Великой Отечественной войны» и «инвалид Великой Отечественной войны», при этом данная льгота не предоставлялась гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы инвалида Великой Отечественной войны.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что при расчете спорного налога за находящийся в собственности Еськова И.И. земельный участок налоговой инспекцией применяются положения статьи 391 Кодекса относительно уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму 10 000 рублей. Данное обстоятельство представитель административного истца по доверенности Плотникова Ю.Ю. подтвердила в судебном заседании.
Как видно из предоставленного административным истцом расчета, задолженность по налогу складывается из земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ - земельный налог в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.) и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ - земельный налог <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., за ДД.ММ.ГГГГ - земельный налог в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Согласно пункта 2 статьи 48 Кодекса заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила <данные изъяты> рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила <данные изъяты> руб.
Таким образом, в силу подпункта 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании № от ДД.ММ.ГГГГ, когда размер взыскиваемых сумм превысил <данные изъяты> руб., то есть с ДД.ММ.ГГГГ Как видно из материалов дела, судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ вынесен в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, окончание которых приходилось на ДД.ММ.ГГГГ На момент издания данного приказа требование № от ДД.ММ.ГГГГ было частично исполнено административным ответчиком, а именно, ДД.ММ.ГГГГ уплачен транспортный налог в размере <данные изъяты> руб. Далее требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ было исполнено Еськовым И.И. частично в установленный срок, в точности, ДД.ММ.ГГГГ уплачен транспортный налог в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. за ДД.ММ.ГГГГ В требовании № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ сумма недоимки не превысила <данные изъяты> руб. Соответственно, обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа должно было последовать в 6-месячный срок после истечения срока для добровольного исполнения требования № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ
Судебный приказ о взыскании недоимки, пени по земельному налогу с Еськова И.И., который впоследствии был отменен, был вынесен ДД.ММ.ГГГГ, то есть с заявлением о взыскании недоимки, пени на налогу МИ ФНС России № 8 по Воронежской области обратилась в установленные законом сроки.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Кодекса требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, в данном случае в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно материалам дела административный истец обратился в районный суд ДД.ММ.ГГГГ
С учетом изложенного доводы административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением необоснованны. Материалами дела объективно подтверждается, что МИ ФНС России № 8 по Воронежской области своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, выражалась воля на взыскание с Еськова И.И. неуплаченной суммы налога в принудительном порядке.
В возражениях на административный иск и в судебном заседании Еськов И.И. указывал на то, что земельный налог за ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ должен быть признан безнадежными к взысканию и подлежащим списанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по земельному налогу, образовавшаяся у физического лица по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Пунктом 2 статьи 11 Кодекса предусмотрено, что недоимка – это сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Обязанность по уплате земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ для Еськова И.И. была установлена до ДД.ММ.ГГГГ, земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, недоимка по земельному налогу возникает только после неисполнения обязанности по уплате налога в указанный срок. Поскольку земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежал уплате после ДД.ММ.ГГГГ, то недоимка по этому налогу за указанный период по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не возникала и списанию на основании Федерального закона № 436-ФЗ не подлежит. То есть, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика – физического лица может иметься недоимка по земельному налогу только за налоговые периоды по ДД.ММ.ГГГГ поэтому возражения административного ответчика в данной части не основаны на нормах материального права. Вместе с тем, несмотря на то, что в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты земельного налога за ДД.ММ.ГГГГ в связи с перерасчетом установлен ДД.ММ.ГГГГ, неуплаченный земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ подлежит списанию как безнадежный к взысканию, поскольку недоимка фактически образуется в случае неуплаты соответствующего налога в срок, установленный законодательством, а не с момента ее выявления налоговым органом.
Следовательно, в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ и задолженность по пени, начисленной на указанную недоимку, не подлежат взысканию в судебном порядке.
Таким образом, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., данная задолженность включает недоимку по земельному налогу в сумме <данные изъяты> руб. ( <данные изъяты> руб. (земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ) + <данные изъяты> руб. (земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ) + <данные изъяты> руб. (земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ г.)), пени в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ) + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ.) + <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (пени на земельный налог за ДД.ММ.ГГГГ)).
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса с Еськова И.И. подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб. в доход местного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Еськова Ивана Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по налогу в общей сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. <данные изъяты> коп., из них земельный налог <данные изъяты> руб., пени <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., в доход государства, в остальной части административного иска отказать.
Реквизиты банковского счета, на который подлежат зачислению взысканные средства:
УФК по Воронежской области (МИ ФНС России № 8 по Воронежской области),
ИНН 3628009995,
КПП 362801001,
р/с 40101810500000010004 в ГРКЦ ГУ Банка России по Воронежской области,
БИК 042007001,
КБК 18210606043131000110,
ОКТМО 20649101.
Взыскать с Еськова Ивана Ивановича государственную пошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья