ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1687/2021 от 02.07.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 июля 2021 года

г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области

в составе: председательствующего судьи Артемьевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Гараниной Ю.А.,

рассмотрев административное дело № 2 а - 1687/2021 по административному иску административного истца ФИО1 к административным ответчикам - Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области и УФНС по Самарской области о признании незаконными и отмене налоговых уведомлений по уплате транспортного налога, о перерасчете транспортного налога,

у с т а н о в и л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд к ответчикам Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области и УФНС по Самарской области, в уточненном административном иске просит пересчитать начисленный транспортный налог за <дата> год, <дата> год, <дата> год исходя из мощности двигателя моторной лодки * * * с налоговой базой 90 л.с, зарегистрированной за ним в налоговой период.

В обосновании иска ссылаясь на то, что в собственности ФИО1 имеется зарегистрированная в установленном порядке моторная лодка * * *, заводской номер № ***, <дата> года постройки, рег. знак № ***

Согласно данным судового билета, формула класса лодки 2.0.2В.5/76. Руководствуясь п. 3.2.6, Приказа МЧС РФ от <дата>№ *** "Об утверждении Временных правил классификации морских прогулочных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", шестой знак кода через косую черту с наклоном вправо после пятого знака указывает допустимую мощность главного двигателя в кВт., поэтому 76 кВт составляет 103,3 л.с.

Также в собственности ФИО1 имеется зарегистрированный в установленном порядке подвесной лодочный мотор * * *, заводской № ***, мощностью 90 л.с.

Дата регистрации <дата> по настоящее время.

До <дата> в собственности ФИО1 находился подвесной лодочный мотор * * * заводской номер № ***, мощностью также 90 л.с.

Согласно выписки из реестра Центра Государственной инспекции по маломерным судам вышеуказанные моторы могут использоваться попеременно, одновременная установка двух или более зарегистрированных подвесных моторов на принадлежащей ФИО1 моторной лодке по техническим характеристикам невозможна.

Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области в его адрес направлены налоговые уведомления от <дата>№ ***, от <дата>№ ***, от <дата>№ *** об уплате транспортного налога (водного транспортного средства) за период <дата>-<дата> гг.

Согласно требования ИФНС по состоянию на <дата> за ФИО1 числится недоимка с учетом пени в сумме 31 410 руб.

Не согласившись с данными налоговыми уведомлениями, ФИО1 направил в адрес Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области заявления о пересчете транспортного налога исходя из мощности моторов одного двигателя 90 л/с.

Ответами от <дата>, от <дата> было отказано в перерасчете транспортного налога в пользу налогоплательщика.

<дата> была подана жалоба в Управление ФНС по Самарской области, ответом от <дата> было отказано в перерасчете транспортного налога.

По данным личного кабинета налогоплательщика на <дата> задолженность по транспортному налогу составляет за <дата> г., <дата> г. - 26 820 руб.; пени - 466,22 руб.; начисления по транспортному налогу за <дата> г. составляют 18 000 руб.

Согласно ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.

Мощность двигателя вышеуказанной моторной лодки не превышает 103,3 л.с.

Кроме того, учитывая, что, если по техническим причинам допускается использование только одного двигателя или нескольких попеременно, о чем имеется соответствующая отметка в судовом билете, то налог следует исчислять с двигателя большей мощности.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании уточненные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные выше.

Представитель административного ответчика - МРИ ФНС № *** по Самарской области ФИО2 /доверенность от <дата>/ в судебном заседании и в письменном отзыве в удовлетворении заявленных требований ФИО1 просил отказать в полном объеме, пояснил, что согласно сведениям, представленным в Межрайонную ИФНС России № *** по Самарской области в рамках статьи 85 НК РФ из Центра ГИМС МЧС России по Самарской области на водное транспортное средство * * * рег. номер № *** с <дата> по <дата> было зарегистрировано 2 двигателя каждый с мощностью 90 л.с. соответственно, с <дата> зарегистрирован 1 двигатель с мощностью 90 л.с. (второй был снят). Данная информация также содержится в выписке из реестра, представленной административным истцом из Центра ГИМС МЧС России по Самарской области, согласно которой водное транспортное средство * * * рег. номер № *** имеет подвесные двигатели: * * *, заводской № *** - № ***, мощность 90 л.с., дата регистрации <дата>, дата снятия с учета <дата>; * * * заводской № ***, мощность 90 л.с., дата регистрации <дата>, состоит на учете по настоящее время. В соответствии с полученными сведениями инспекцией произведен расчет транспортного налога ФИО1 за <дата>. в сумме 18 000 руб., за <дата> в сумме 18 000 руб., за <дата>. в сумме 18 000 руб., исходя из суммарной мощности двигателей, зарегистрированных за объектом налогообложения - моторной лодкой. Налоговые органы, в силу ст. 30 НК РФ, действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с пп. 1, 5 п. 1 ст. 32 НК РФ обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах, руководствоваться письменным разъяснениям Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Правом на правовую оценку природы налогов, в силу ст. 31 НК РФ, налоговые органы не обладают. Начисления транспортного налога за <дата>-<дата> г.г. ФИО1, произведенные налоговой инспекцией за маломерное моторное судно * * * рег. номер № ***, исходя из налоговой базы (лошадиных сил), взятой из суммарной мощности лодочных моторов, являются законными и обоснованными. Административный истец в своем заявлении ссылается на письмо УМНС России по Самарской области от <дата>№ ***, однако его ссылка считается ошибочной, в связи с тем, что разъяснения в данном письме даны по объектам налогообложения в силу Закона РФ от <дата>№ *** «О налоге на имущество физических лиц» (утратил силу с <дата> ФЗ от <дата> № 284-ФЗ). Согласно пункта 2 ст. 3 Закона РФ от <дата>№ *** «О налоге на имущество физических лиц» к объектам налогообложения налога на имущество физических лиц относились яхты, катера, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства, данный пункт исключен ФЗ от <дата> № 110-ФЗ.

Представитель административного ответчика УФНС России по Самарской области - ФИО3 /доверенность от <дата>/ в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просит дело рассмотреть в их отсутствие, предоставили возражения на административный иск, в котором в удовлетворении требований просят отказать в полном объеме, ссылаясь на то, что на территории Самарской области транспортный налог введен Законом Самарской области от <дата>№ ***-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области». На основании ст. 357 НК РФ и Закона Самарской области от <дата>№ ***-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса. В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подпунктом 1 п. 1 ст. 359 НК РФ установлено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. В соответствии со статьями 85 и 362 Налогового кодекса, Федеральное казенное учреждение "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области" (далее - ГИМС) предоставляет налоговым органам области регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы. Регистрирующие органы и налоговые органы не располагают сведениями о том, каким образом налогоплательщик использует (вместе или по одному) зарегистрированные на моторную лодку подвесные моторы и, соответственно, обязанность по уплате транспортного налога, в том числе по моторным лодкам, ставится в зависимость от регистрации объекта налогообложения с указанием мощности всех зарегистрированных на него подвесных моторов, а не от фактического использования одного из них или технических возможностей транспортного средства. Порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах. По сведениям ГИМС, предоставленным в соответствии со ст. ст. 85 и 362 НК РФ, на ФИО1 зарегистрировано водное транспортное средство (моторная лодка) * * *», рег. номер № *** с <дата> по настоящее время. Согласно сведениям, предоставленным ГИМС, мощность двигателя (двигателей) указанного водного транспортного средства составляет: с <дата> по <дата> - 180 л.с. (суммарная мощность зарегистрированных двигателей); с <дата> по настоящее время 90 л.с. В соответствии с п. 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Учитывая изложенное, исчисление транспортного налога в отношении указанного транспортного средства за налоговые периоды <дата> и <дата>. произведено инспекцией в соответствии с действующим законодательством.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы, суд считает требования ФИО1 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно абз. 1 п. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит моторная лодка * * *, заводской номер № ***, <дата> года постройки, рег. знак № ***.

Согласно данным судового билета, формула класса лодки 2.0.2В.5/76, а также два мотора: мотор * * *, заводской № ***, мощностью 90 л.с. с <дата> по настоящее время; мотор * * *, заводской номер № ***, мощностью также 90 л.с. (снят с учета <дата>).

Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области ФИО1 был произведен расчет транспортного налога за <дата> г. в сумме 18 000 руб., за <дата> г. в сумме 18 000 руб., за <дата> г. в сумме 18 000 руб., исходя суммарной мощности двигателей зарегистрированных за объектом налогообложения моторной лодкой, направлены налоговые уведомления № *** от <дата>, № *** от <дата>, № *** от <дата>.

Согласно требования ИФНС по состоянию на <дата> за ФИО1 числится недоимка с учетом пени в сумме 31 410 руб.

ФИО1 обращался в Межрайонную ИФНС России № *** по Самарский области с заявлениями о перерасчете величины транспортного налога исходя из мощности каждого отдельного двигателя в 90 л/с.

Ответами от <дата>, от <дата> было отказано в перерасчете транспортного налога в пользу налогоплательщика, ссылаясь на обоснованность расчета налога исходя из суммарной мощности двигателей водного транспортного средства.

<дата> была подана жалоба в Управление ФНС по Самарской области, ответом от <дата> было отказано в перерасчете транспортного налога.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в числе прочего, моторные лодки, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 359 НК РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах и определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В соответствии с положениями пункта 20 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от <дата> № БГ-3-21/177, при определении налоговой базы по водным транспортным средствам учитывается мощность двигателей судна, зарегистрированных за водным транспортным средством.

В соответствии со статьями 85 и 362 НК РФ ГИМС МЧС России предоставляет налоговым органам регламентированные сведения о моторных лодках с указанием мощности двигателя (мощностей двигателей) и о лицах, на которых они зарегистрированы.

В подпункте 5.7 раздела 5 Порядка заполнения формы налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденному Приказом ФНС России от <дата>, указано, что при определении налоговой базы по водным и воздушным транспортным средствам в строке с кодом № ***, указывается общая мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах, о чем указано также в Приказе ФНС России от <дата>.

Порядок определения налоговой базы в целях исчисления суммы транспортного налога по имеющим двигатели транспортным средствам (включая моторные лодки) в отношении транспортных средств, зарегистрированных на организации, и в отношении транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, является единым, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статья 1 и статья 3 НК РФ).

Соответственно, при определении налоговой базы в отношении имеющих двигатели водных транспортных средств, зарегистрированных на физических лиц, применяется аналогичный порядок.

Таким образом, исчисление транспортного налога, в том числе на моторную лодку, производится, исходя из суммарной мощности всех двигателей, зарегистрированных за данным транспортным средством, независимо от его конструктивных особенностей и фактического использования.

Данный вывод согласуется с позицией Министерства финансов РФ, изложенной в письме от <дата> N № ***

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку, при исчислении транспортного налога налоговый орган действовал в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства и права ФИО1 не нарушил, основания для удовлетворения требований отсутствуют и в их удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление административного истца ФИО1 к административным ответчикам - Межрайонной ИФНС России № *** по Самарской области и УФНС по Самарской области о перерасчете транспортного налога на моторную лодку * * *, заводской номер № ***, <дата> года постройки, рег. знак <дата>, за <дата>-<дата> гг. исходя из мощности одного из зарегистрированных в налоговый период подвесных лодочных моторов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>

Судья: