ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1689/2021 от 13.08.2021 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

Дело № 2а-1689/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации-России

13 августа 2021 года г. Орск

Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе:

председательствующего судьи Колобовой Л.В.,

при секретаре И.В.Белоус,

с участием представителя истца –помощника прокурора Ленинского района г.Орска Депутатова Александра Александровича, представителей ответчика администрации г.Орска Еремеева Евгения Юрьевича, Шелемина Андрея Викторовича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Октябрьского района г.Орска, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации г. Орска об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соответствия федеральному законодательству муниципальных нормативных правовых актов. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден порядок уведомления главы города Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, который не соответствует требованиям действующего законодательства. Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок, утверждённый постановлением администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п не содержит указанных положений. Отсутствие указанной нормы свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка. С целью устранения выявленных нарушений и приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Орска отказано. Просит суд признать бездействие администрации г. Орска в части не приведения постановления администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы города Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» в соответствие с требованиями федерального законодательства - незаконным. Обязать администрацию г. Орска в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу привести постановление администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы города Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» в соответствие с требованиями федерального законодательства. Исключить коррупциогенный фактор путем установления в постановлении администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы города Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» мер по защите муниципальных служащих, направивших уведомление.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Депутатов А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

В судебном заседании представители административного ответчика администрации г. Орска Еремеев Е.Ю. и Шелемин А.В., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения иска, просили в иске отказать.

В письменном отзыве, возражая на иск, администрация г. Орска посчитала необоснованной ссылку прокурора в иске на защиту неопределенного круга лиц при обращении в суд с административным иском, поскольку круг муниципальных служащих, для которых глава г. Орска выступает представителем нанимателя (работодателя) ограничен. Считает, что круг лиц, права и законные интересы которых затрагивает постановление администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ. -п «О порядке уведомления главы <адрес> о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений», определен и является исчерпывающим. Порядок уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений утвержден постановлением администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» (далее-Порядок). Согласно п. 1.5 Порядка он устанавливает процедуру уведомления муниципальным служащим главы г. Орска о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, а также регистрации таких уведомлений и организации проверки, содержащихся в них сведений. Перечень сведений, которые должны содержать уведомление о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, установлен п. 2.4 Порядка. Таким образом, постановление администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» содержит все положения, наличие которых установлено ч. 5 ст.9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Наличие в Порядке положений ч.ч. 3 и 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающих ответственность муниципального служащего за невыполнение обязанности, предусмотренной ч. 1 вышеназванной статьи Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также устанавливающих, что муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ, не относится к полномочиям органов местного самоуправления. Более того, вышеназванные положения не могут быть отражены в порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, так как выходят за рамки правового регулирования данного порядка.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что постановлением администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п утвержден порядок уведомления главы города Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, который не соответствует требованиям действующего законодательства.

Статьей 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Губернатора Оренбургской области от 13.04.2015г. №237-ук утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения лиц, замещающих должности государственной гражданской службы категории «Руководители» высшей группы должностей в органах исполнительной власти Оренбургской области, к совершению коррупционных правонарушений, согласно которому Губернатором Оренбургской области принимаются меры по защите гражданских служащих, направивших уведомление, в части обеспечения им гарантий, предотвращающих их неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного гражданскими служащими уведомления.

Порядок, утверждённый постановлением администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п не содержит указанных положений.

В соответствии с пунктом 3 раздела 2 письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 №18-2/10/2-1490 «О комплексе мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции» стимулирование к сообщению представителю нанимателя (работодателю) информации о фактах коррупции, нарушениях требований к служебному поведению в первую очередь необходимо обеспечить посредством информирования государственных (муниципальных) служащих о существующих механизмах представления уведомления и его защиты, в том числе: закрепить в локальном акте, устанавливающем порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к государственным или муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, механизмы защиты заявителей, в том числе предусмотренные пунктами 6 и 12 методических рекомендаций о порядке уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного (муниципального) служащего к совершению коррупционных правонарушений, разработанных Министерством здравоохранения и социального развития РФ и изложенных в письме от 20.09.2010 №7666-17, представителем нанимателя (работодателем) принимаются меры по защите государственного или муниципального служащего, уведомившего представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, о фактах обращения к иным государственным или муниципальным служащим в связи с исполнением служебных обязанностей каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, в части обеспечения государственному или муниципальному служащему гарантий, предотвращающих его неправомерное увольнение, перевод на нижестоящую должность, лишение или снижение размера премии, перенос времени отпуска, привлечение к дисциплинарной ответственности в период рассмотрения представленного государственным или муниципальным служащим уведомления.

В соответствии с пункта 3.1 раздела 3 порядка уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, организация проверки сведений, указанных в уведомлении, осуществляется отделом по профилактике коррупционных правонарушений администрации г. Орска. В соответствии с п. 3.2 раздела 3 порядка по результатам проведения проверки уведомление с приложением материалов проверки представляются главе г. Орска для принятия решения в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вместе с тем в силу действующего положения отдел по профилактике коррупционных правонарушений администрации г. Орска, а также глава г. Орска не наделены полномочиями по рассмотрению сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, а также принятию по ним решения.

Таким образом, норма закрепляющая процедуру организации проверки сведений, указанных в уведомлении, отделом по профилактике коррупционных правонарушений администрации г. Орска, а также принятию по ним решения главой г. Орска не отвечают требованиям федерального законодательства.

Отсутствие указанной нормы свидетельствует о наличии в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «ж» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» - отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

С целью устранения выявленных нарушений и приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ принесен протест, в удовлетворении которого ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Орска отказано.

Указанное бездействие администрации г. Орска в части не приведения постановления администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» в соответствие с требованиями федерального законодательства необходимо признать незаконным.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о правомерности заявленных требований: постановление администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством, а административное исковое заявление прокурора Ленинского района г. Орска удовлетворению.

Руководствуясь ст.198-199 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Орска, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к администрации г. Орска - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г. Орска в части не приведения постановления администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке уведомления главы <адрес> о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Обязать администрацию г. Орска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями федерального законодательства постановление администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ. -п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений», исключив коррупциогенный фактор путем установления в постановлении администрации г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ. -п «О порядке уведомления главы г. Орска о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений» мер по защите муниципальных служащих, направивших уведомление.

Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года

Судья Октябрьского

районного суда г. Орска подпись Л.В.Колобова