ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-168/16 от 25.10.2016 Реутовского гарнизонного военного суда (Московская область)

КОПИЯ

Административное дело № 2а-168/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Реутов 25 октября 2016 года

Реутовский гарнизонный военный суд в составе председательствующего по делу судьи Татаринова А.В., при секретаре Дрыкине И.А., с участием представителя административного ответчика ФИО1, в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> юстиции ФИО2 об оспаривании действий военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, связанных с внесением представления,

установил:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в войсковой части (<адрес>). На основании представления военного прокурора <данные изъяты> гарнизона об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного в адрес войсковой части , была назначена служебная проверка, по результатам которой приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ему объявлен выговор. Полагал указанное представление прокурора необоснованным, поскольку приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ войсковая часть была расформирована, тогда как прокурорская проверка проводилась в период ДД.ММ.ГГГГ года. В заключение административного искового заявления отметил, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются конфиденциальными, а согласия на их обработку должностными лицами военной прокуратуры <данные изъяты> гарнизона он не давал.

Полагая в связи с указанными обстоятельствами свои права нарушенными, ФИО2 просил суд признать незаконным представление об устранении нарушений закона военного прокурора <данные изъяты> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ и возложить обязанность на данное должностное лицо по его отмене.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл. В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ настаивал на заявленных требованиях и просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика требования административного истца не признал и просил отказать в их удовлетворении. В обоснование чего в судебном заседании, а также в своих письменных возражениях указал, что в силу ст. 27 и 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в полномочия военного прокурора входит проведение в поднадзорных ему воинских частях проверочных мероприятий, а также внесение представлений, как мер прокурорского реагирования. Отметил, что административный ответчик не обладает дисциплинарной властью по отношению к военнослужащим поднадзорных ему воинских частей. Указал, что обязательным условием при рассмотрении внесенного представления является принятие мер по устранению нарушений закона и недопущению повторения их впредь, при этом вопрос о привлечении к ответственности соответствующих военнослужащих носит рекомендательный характер, а избрание меры наказания находится в компетенции правомочного должностного лица.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 22 названного Федерального закона прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В силу п. 2 ст. 21 этого же Федерального закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Таким образом, реализуя предусмотренные федеральным законодательством полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, а также вносить им представления об устранении выявленных нарушений закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть противоправного, виновного действия (бездействия), выражающегося в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности (п. 1 ст. 28.2), командир имеет право применить дисциплинарное взыскание, виды которого определяются общевоинскими уставами (ст. 28.9).

В силу ст. 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности относится к компетенции соответствующего командира (начальника), а прокурор не обладает дисциплинарной властью по отношению к военнослужащим поднадзорных ему воинских частей.

Кроме этого, применение к военнослужащему мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью соответствующего командира и производится в законодательно установленном порядке.

Из представления об устранении нарушений закона военного прокурора <данные изъяты> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ военной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами войсковой части законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части предоставления полных и достоверных сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по итогам которой выявлены нарушения закона в служебной деятельности должностных лиц. В связи с этим военный прокурор предписывал рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, в том числе административного истца.

Как следует из сообщения командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в адрес военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, в воинской части проведена служебная проверка в отношении бывших военнослужащих войсковой части в том числе ФИО2, в ходе которой установлено представление неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за ДД.ММ.ГГГГ, за что он соответствующим решением был привлечен к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, в оспариваемом представлении прокурор предписывал принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона, о чем уведомить прокуратуру.

По результатам рассмотрения указанного представления была проведена служебная проверка, в ходе которой обстоятельства, изложенные в нем, были подтверждены, должностное лицо фактически согласилось с выявленными нарушениями, и приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 объявлен выговор.

Исходя из системного анализа изложенных норм законодательства и обстоятельств дела, оспариваемое представление, внесенное в адрес командира войсковой части , права, свободы и законные интересы ФИО2 не нарушает.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования ФИО2 о признании незаконным представления об устранении нарушений закона военного прокурора <данные изъяты> гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанность на данное должностное лицо по его отмене, удовлетворению не подлежат.

Принимая такое решение суд учитывает, что нарушение своих прав, свобод и законных интересов ФИО2 связывает именно с объявленным ему приказом командира войсковой части взысканием, которое предметом рассмотрения по настоящему административному делу не является.

Утверждения административного истца о том, что на момент завершения прокурорской проверки войсковая часть была расформирована, что является препятствием для осуществления прокурорского реагирования, несостоятельны, поскольку прокурорской проверкой охватывался период ДД.ММ.ГГГГ, то есть период нахождения войсковой части в городе <адрес>.

Довод ФИО2 о том, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера являются конфиденциальными, а согласия на их обработку должностными лицами военной прокуратуры <данные изъяты> гарнизона он не давал, не влияет на принятое судом решение, поскольку из исследованного в судебном заседании соглашения «О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что получение согласия лиц на обработку их персональных данных не требуется.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 297, 298 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части <данные изъяты> юстиции ФИО2 об оспаривании действий военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, связанных с внесением представления, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Реутовский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий по делу подпись А.В. Татаринов

-----------------------------------------¬

¦"КОПИЯ ВЕРНА" ¦

¦подпись судьи _______________________ ¦

¦ ¦

¦Наименование должности ¦

¦уполномоченного работника аппарата ¦

¦федерального суда общей юрисдикции ¦

¦ ¦

¦ _______________________¦

¦ (Инициалы, фамилия) ¦

¦"__" _____________ 20__ г. ¦

L-----------------------------------------