Решение
Именем Российской Федерации
15 сентября 2020 г. г. Владикавказ
Владикавказский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Тагирова Д.З., при секретаре судебного заседания Самойловой А.И., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2 и представителя административного ответчика – Федеральной службы войск национальной гвардии <данные изъяты> ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-168/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании бездействия Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанного с неначислением инвестиционного дохода,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил:
- признать бездействие ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека), связанное с неначислением доходов от инвестирования накоплений на именном накопительном счете за период несвоевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), незаконным;
- обязать Росвоенипотеку определить величину инвестиционного дохода, которая была бы начислена за период несвоевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих – с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г.;
- обязать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее – Росгвардия) перечислить в Росвоенипотеку денежные средства в размере неначисленного инвестиционного дохода за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г.;
- взыскать с Росгвардии судебные расходы.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель ФИО2, каждый в отдельности поддержали заявленные и уточненные требования, а также доводы, изложенные в административном исковом заявлении. При этом ФИО1 пояснил, что о неначислении инвестиционного дохода ему стало известно в мае 2020 года.
ФИО2 пояснил, что вина воинских должностных лиц Росгвардии в позднем включении административного истца в реестр участников НИС, повлекшем неначисление на именном накопительном счете ФИО1 инвестиционного дохода, была установлена в ходе проведенного разбирательства.
Представитель административного ответчика ФИО3 требования административного искового заявления не признал и пояснил, что Росгвардия не является надлежащим ответчиком по делу, так как ФИО1 был поздно включен в реестр по вине должностных лиц войсковой части №. Кроме того, уполномоченным органом в системе функционирования НИС, по накоплению инвестиционного дохода, по его мнению, является Министерство обороны РФ и осуществление этой деятельности происходит через Росвоенипотеку. Росгвардия не является распорядителем требуемых денежных средств, не осуществляет деятельность по инвестированию в системе НИС. Данная деятельность осуществляется управляющими компаниями. Также он пояснил, что обязанность по включению военнослужащих в реестр участников НИС возложена непосредственно на командиров воинских частей.
Административный ответчик – руководитель Росвоенипотеки, извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не прибыл, в связи с чем принято решение о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя и представителя административного ответчика, исследовав обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В суде установлено, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части №. В 2011 году административным истцом заключен контракт о прохождении военной службы, а в реестр участников НИС он включен 12 сентября 2019 г. с указанием даты возникновения основания для включения в реестр – 11 марта 2011 г. В связи с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников НИС по причине нераспорядиетельности должностных лиц войсковой части №, накопления для жилищного обеспечения на именном накопительном счете были учтены без дохода от инвестирования накопительных взносов, о чем административному истцу стало известно после обращения с рапортом и перечислении ему накоплений, учтенных на его именном накопительном счете.
Изложенное следует из административного искового заявления ФИО1, объяснений административного истца, его представителя и представителя административного ответчика, письменных возражений представителей Росгвардии ФИО4 от 14 сентября 2020 г. и ФИО3 от 9 сентября 2020 г., копии послужного списка ФИО1, копий контрактов о прохождении военной службы ФИО1, выписок из приказов командира войсковой части № от 26 марта 2011 г. № 70, командира войсковой части № от 15 апреля 2019 г. № 10 и от 7 мая 2019 г. № 85, уведомления о включении военнослужащего в реестр участников НИС от 12 сентября 2019 г., копии заключения по материалам разбирательства от 29 июня 2019 г., справки на ФИО1 от 11 сентября 2020 г., копий сводных списков № 6 от 22 июля 2019 г. и от 30 августа 2019 г. военнослужащих для повторного включения в реестр участников НИС, копии сводных сведений о лицах, имеющих право на использование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и изъявивших желание реализовать это право по СКО от 17 февраля 2019 г., сообщения главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 декабря 2012 г., № 4/22-11090, выписки из информации о состоянии именных накопительных счетов участников НИС по состоянию на 1 января 2020 г. и рапорта ФИО1 от 18 января 2020 г.
Согласно ч. 1.1. ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Как следует из содержания административного искового заявления, а также пояснений административного истца, ему после обращения с рапортом 18 января 2020 г. в мае этого же года были перечислены накопления, учтенные на его именном накопительном счете. В результате чего он узнал о неначислении инвестиционного дохода. Причину этому ему пояснили после обращения в Росвоенипотеку. Иных сведений свидетельствующих о том, что ФИО1 стало известно о нарушении его прав ранее этой даты представителем административного ответчика не представлено, в связи с чем оснований для признания срока на обращение в суд пропущенным не имеется.
Разрешая административный иск, суд приходит к следующему.
Согласно пп. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках НИС, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, реализация права на жилище участниками НИС осуществляется посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений
При этом ч. 1 ст. 5 Федерального закона устанавливает, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников: 1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета; 2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения; 3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Частью 6 этой же статьи предусмотрено, что учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
В соответствии с ч. 1 статьи 14 Федерального закона каждый участник НИС не менее чем через три года его участия в НИС имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Согласно чч. 4 и 6 этой же статьи, предельный размер целевого жилищного займа не может превышать общую сумму расчетного суммарного взноса и учтенных на именном накопительном счете доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на день предоставления целевого жилищного займа. Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника.
Из анализа приведенных норм закона следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 24 апреля 2017 г. № 245, указанным выше уполномоченным федеральным органом является Росвоенипотека.
Вместе с тем, пп. 2 и 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 655 определено, что уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет. Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления. Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с п. 7 Правил уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала. Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Согласно подп. 90 п. 9 и подп. 10 п. 14 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 510 (далее – Положение) Росгвардия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета. Директор Росгвардии утверждает, в том числе, порядок утверждения бюджетных смет организаций войск национальной гвардии, созданных в форме федеральных казенных учреждений, являющихся получателями бюджетных ассигнований федерального бюджета, нормы и порядок расходования бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на проведение мероприятий, связанных с осуществлением войсками национальной гвардии своих полномочий, порядок администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 Положения Росгвардия является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, в том числе валютные, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, главным распорядителем которого является орган государственной власти Российской Федерации, имеет право распределять средства федерального бюджета по ведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Как установлено в суде ФИО1 по вине должностных лиц войсковой части № был включен в реестр НИС лишь 12 сентября 2019 г. и на его имя открыт именной накопительный счет с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – 11 марта 2011 г., что повлекло начисление на его именном накопительном счете накоплений жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в указанный реестр по дату открытия накопительного счета без учета доходов от инвестирования, то есть в меньшем размере, что препятствует реализации им своих жилищных прав в полном объеме.
Таким образом, инвестиционный доход, который мог быть начислен ФИО1 в случае, если бы он был своевременно включен в реестр, подлежит возмещению административному истцу путем перечисления Росгвардией указанных денежных средств в Росвоенипотеку для зачисления их на именном накопительном счете ФИО1
Действиями Росвоенипотеки по неначислению на именной накопительный счет ФИО1 доходов от инвестирования накоплений привело к невозможности реализации административным истцом жилищных прав в полном объеме. В связи с чем, данные действия Росвоенипотеки являются незаконными.
Поскольку в ходе судебного разбирательства не установлен размер недоначисленного административному истцу инвестиционного дохода и не был представлен его расчет, то суд приходит к выводу, что для восстановления нарушенных прав административного истца на Росвоенипотеку следует возложить обязанность определить величину инвестиционного дохода, которая должна была быть начислена на именной накопительный счет ФИО1 за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г., при условии, если бы он был своевременно включен в реестр участников НИС. После чего истребовать указанную величину инвестиционного дохода от Росгвардии в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым возложить на Росгвардию обязанность перечислить на именной накопительный счет ФИО1 денежные средства в размере неначисленного ему инвестиционного дохода за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г., определенного Росвоенипотекой.
Возложение обязанности на Росвоенипотеку по начислению ФИО1 инвестиционного дохода направлено на восстановления нарушенных прав административного истца.
С учетом приведенных выше норм, поскольку Росгвардия является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, то суд считает несостоятельным довод представителя административного ответчика ФИО3 о том, что Росгвардия является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу.
Также суд учитывает, что отсутствие в действующем законодательстве прямого указания на учет инвестиционного дохода на именном накопительном счете участников НИС, которые были включены в реестр НИС несвоевременно, не свидетельствует о невозможности такого учета.
При этом, обстоятельства включения ФИО1 в реестр НИС и открытия в этой связи его именного накопительного счета, с учетом установленных судом обстоятельств по делу, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на учет на его именном накопительном счете всех положенных накоплений, включая доход от инвестирования с даты возникновения основания для включения в реестр участника НИС.
Разрешая требование ФИО1 о взыскании с Росгвардии судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, в частности, отнесены расходы на оплату услуг представителя, а также другие признанные судом необходимыми расходы, о чём указано в ст. 106 КАС РФ.
Согласно чч. 1 и 2 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС РФ.
Кроме того, ст. 112 КАС РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пп. 13 и 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. При этом при рассмотрении заявления по вопросу о судебных издержках суд разрешает также вопросы о распределении судебных издержек, связанных с рассмотрением данного заявления.
Учитывая, что ФИО1 оплатил ФИО2 20 000 руб. за подготовку административного иска, за представление его интересов в суде суд приходит к выводу, что расходы административного истца, связанные с оплатой услуг представителя по данному административному делу, составили указанную сумму.
Вместе с тем, учитывая объем заявленных административным истцом требований, сложность административного дела, количество его материалов, продолжительность рассмотрения, объем оказанных административному истцу услуг, перечисленных выше, а также требование о присуждении судебных расходов на оплату услуг представителя в разумных пределах, суд присуждает ФИО1 понесенные по делу расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб. и отказывает в присуждении судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 17 000 руб.
Таким образом, учитывая, что административный иск удовлетворен, суд приходит к выводу, что судебные расходы в указанном выше размере подлежат присуждению административному истцу с Росгвардии, путем их взыскания с данного органа.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175 – 180 и 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанное с неначислением на именном накопительном счете ФИО1 доходов от инвестирования накоплений за период его несвоевременного включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда произвести расчет величины инвестиционного дохода, которая должна была быть начислена на именном накопительном счете ФИО1 за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г. и истребовать денежные средства от Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в установленном порядке, о чём в тот же срок сообщить в суд и административному истцу
Обязать Федеральную службу войск национальной гвардии РФ в течение месяца со дня получения для исполнения копии вступившего в законную силу решения суда перечислить в установленном порядке денежные средства для их зачисления на именном накопительном счете ФИО1 в размере недоначисленного инвестиционного дохода за период с 11 марта 2011 г. по 31 декабря 2019 г.
Взыскать с Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя, в размере 3 000 (три тысячи) руб.
В удовлетворении требований о взыскании с Федеральной службы войск национальной гвардии РФ в пользу ФИО1 судебных расходов в размере 17 000 (семнадцать тысяч) руб. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Южного окружного военного суда через Владикавказский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий Д.З. Тагиров
В окончательной форме решение принято 21 сентября 2020 г.