РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего - судьи Подгурского В.В., при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя административного истца ФИО5 представителя командира войсковой части №ФИО3, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 в интересах военнослужащего войсковой части № майора Немцова Евгения Александровича об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, командира войсковой части №, Федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с неначислением дохода от инвестирования накоплений,
установил:
ФИО5 обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Немцова Е.А. признать незаконными действия командира войсковой части № связанные с несвоевременным включением Немцова Е.А. в реестр участников НИС жилищного обеспечения и обязать «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете Немцова Е.А. доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Кроме того, представитель истца просил разрешить вопрос о возмещении судебных расходов на сумму <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований в судебном заседании представитель истца сообщил, что Немцов первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ на время обучения и пять лет военной службы. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ему присвоено воинское звание лейтенант. По причине нераспорядительности действий воинских должностных лиц войсковой части № он был включен в реестр участников НИС несвоевременно, в ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания включения в названный реестр с ДД.ММ.ГГГГ. Информация о том, что доход от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения поступал не с момента возникновения права на включение в реестр, а с даты открытия лицевого стала известна в ДД.ММ.ГГГГ, при получении ответа на обращение.
Представитель командира войсковой части № возражая против удовлетворения требований истца пояснил, что по окончании учебного заведения документы должны быть направлены в регистрирующий орган, поэтому вины его доверителя в несвоевременном включении Немцова в реестр нет.
Административный истец, Министерство обороны Российской Федерации, и Росвоенипотека надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.
Представитель Росвоенипотеки –в представленных возражения просил отказать в удовлетворения требований административного истца указав, что Росвоенипотекой каких-либо прав Немцова не нарушено. Согласно Правилам ведения именных накопительных счетов Росвоенипотека осуществляет открытие и закрытие именных счетов, а также внесение в них изменений. Учет накоплений ИНС Данилова и передача их в доверительное управление производится с ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционный доход начисляется и учитывается со ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона к участникам накопительно-ипотечной системы относятся лица окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Пунктом 1 части 2 статьи 9 Закона определено, что основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников является для лиц, окончивших военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и заключивших первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, - получение первого воинского звания офицера.
Из выписки из послужного списка усматривается, что Немцов первый контракт о прохождении военной службы заключил ДД.ММ.ГГГГ на время обучения и пять лет военной службы. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ему присвоено воинское звание лейтенант.
Из личной карточки участника НИС усматривается, что Немцов включен в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ с датой возникновения оснований ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Немцов окончил военную образовательную организацию высшего образования и заключил первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ он относится к категории военнослужащих, которые должны быть участниками НИС в обязательном порядке.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется посредством: 1) формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений; 2) предоставления целевого жилищного займа; 3) выплаты по решению федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, выделяемых соответствующим федеральному органу исполнительной власти и федеральному государственному органу, в размере и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника, до расчетного размера денежных средств, которые мог бы накопить участник накопительно-ипотечной системы в период от даты предоставления таких средств до даты, когда общая продолжительность его военной службы в календарном исчислении (далее - общая продолжительность военной службы) могла бы составить двадцать лет (без учета дохода от инвестирования).
В соответствии с частью 1 статьи 5 названного Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет следующих источников:
1) учитываемые на именных накопительных счетах участников накопительные взносы за счет средств федерального бюджета;
2) доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
3) иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Частями 2, 3, 6 и 8 указанной статьи предусмотрено, что размер накопительного взноса на одного участника устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на год внесения накопительного взноса в размере не менее чем накопительный взнос, полученный путем индексации фактически начисленного и перечисленного накопительного взноса предыдущего года с учетом уровня инфляции, предусмотренного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год.
Накопительные взносы, перечисляемые ежеквартально из федерального бюджета на одного участника накопительно-ипотечной системы, учитываются на именном накопительном счете участника в течение всего периода его военной службы в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами функционирования накопительно-ипотечной системы.
Учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджет какого-либо уровня, не могут являться предметом залога или иного обеспечения (за исключением индивидуального клирингового обеспечения) обязательств собственника указанных накоплений и субъектов отношений по их формированию и инвестированию.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в обязательном порядке учитываются при формировании и определении размера накоплений и последующего использования военнослужащими этих накоплений для их жилищного обеспечения. При этом накопления для жилищного обеспечения являются собственностью Российской Федерации, а одним из показателей реализации права на жилище участниками НИС является предоставление целевого жилищного займа.
В период возникновения спорных правоотношений действовала Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Инструкция), при этом функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) были возложены на Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации функции.
Согласно п. 10, пп. «а» п. 11, п. 12-20 Инструкции командиры (начальники) воинских частей (организаций), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) на офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащего в реестр (далее именуется - список) по форме, указанной в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения Немцова в реестр было получение первого воинского звания офицера.
На выпускников военных образовательных учреждений профессионального образования личные карточки участников, а также списки на них формируются по прибытии в воинскую часть (организацию) (далее именуется - воинская часть), в которую они назначены на должность (в чье распоряжение зачислены) приказом Министра обороны Российской Федерации.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по команде в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - органы военного управления).
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по команде в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее именуются - органы военного управления).
Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр (далее именуется - сводный список для включения в реестр) по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.
Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются в регистрирующий орган.
Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 7 настоящей Инструкции, в 10-дневный срок со дня представления сводного списка для включения в реестр.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением о включении в реестр.
Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет:
в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках на бумажных и электронных носителях по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом;
военнослужащим через органы военного управления - уведомление о включении в реестр по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
При получении уведомления о включении в реестр командир воинской части обязан организовать:
а) проверку соответствия сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, содержащимся в списке воинской части для включения в реестр;
б) внесение в личную карточку участника регистрационного номера участника, реквизитов уведомления о включении военнослужащего в реестр и приобщение ее к личному делу военнослужащего в случае соответствия сведений, содержащихся в уведомлении, сведениям, содержащимся в личной карточке участника.
Согласно п. 2 и 6 действующих в настоящее время Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченный федеральный орган в отношении каждого участника накопительно-ипотечной системы открывает именной накопительный счет.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учет накопительных взносов на именном накопительном счете начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, также утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, представленной Росвоенипотекой, ИНС участника НИС Немцова открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений о включении в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – ДД.ММ.ГГГГ. Так как положенные ФИО1 накопления были учтены на его ИНС и переданы в доверительное управление ДД.ММ.ГГГГ, доход от их инвестирования начислялся и учитывался на его ИНС начиная ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на его ИНС учтены накопления за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, в том числе доход от инвестирования в размере <данные изъяты>.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что Немцов должен был стать участником НИС с ДД.ММ.ГГГГ, однако, по причине нераспорядительности действий должностных лиц воинской части №, в которой он проходил службу, административный истец несвоевременно включен в реестр участников НИС, что является нарушением его прав.
В связи с этим, суд в рамках восстановления прав административного истца находит необходимым признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с несвоевременным включением Данилова в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Несвоевременное включение Немцова в реестр участников НИС привело к начислению на его ИНС накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения его в указанный реестр по дату открытия ИНС без учета доходов от их инвестирования.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что накопительные взносы до ДД.ММ.ГГГГ административному истцу не начислялись, в связи с чем, доходы от их инвестирования до указанной даты на его ИНС не производились.
Данное обстоятельство существенно снижает размер целевого жилищного займа, который мог быть предоставлен Немцову для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объеме.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Согласно п. 66 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) (Приложение № к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет <данные изъяты>.
Реализуя принцип диспозитивности, в целях определения размера подлежащего учету упущенного инвестиционного дохода суд считает необходимым указать, что сумма инвестиционного дохода, подлежащего доведению в отношении административного истца, согласно сведениям, официально опубликованным ФГКУ «Росвоенипотека» в сети «Интернет» (п. 66 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) (Приложение № к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) составляет <данные изъяты>.
Разрешая вопрос о способе и порядке восстановления нарушенного права истца, суд исходит из следующего.
Предметом спора по настоящему административному делу является нарушение, права Немцова на получение накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в полном объёме, то есть с учётом доходов от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом.
В силу п 5 ст. 3 Федерального закона обеспечение функционирования НИС осуществляет уполномоченный федеральный орган.
В соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС возложены на Министерство обороны РФ.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы» установлено, что Министерство обороны РФ является уполномоченным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников НИС.
Министерство обороны РФ как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию и государственному контролю (надзору) в сфере отношений по формированию, инвестированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы: осуществляет контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о формировании и об использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – заинтересованные федеральные органы); получает от заинтересованных федеральных органов информацию об осуществлении ими деятельности по формированию и использованию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также иную информацию с учётом требований федеральных законов; рассматривает отчёты о поступлении накопительных взносов и направлении на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, о средствах, учтённых на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы, об использовании этими участниками накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, а также о результатах инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, переданных в доверительное управление управляющим компаниям; обращается в суд с исками о защите прав и законных интересов собственника накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, об устранении последствий нарушения законодательства Российской Федерации и о возмещении убытков, причиненных субъектами отношений по формированию и инвестированию накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в результате нарушения законодательства Российской Федерации.
Для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в ведении Министерства обороны РФ создано названное учреждение.
В силу п. 6 ст. 3 и п. 13 ч. 2 ст. 7 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения, включающие, в том числе доходы от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям уполномоченным федеральным органом, выплачивает участникам НИС или членам их семей после возникновения права на их использование уполномоченный федеральный орган.
Согласно подп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министр обороны является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 этого Положения Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого отнесено участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством НИС и защита нарушенных прав в указанной сфере, и в ведении которого находится Росвоенипотека.
С учетом приведенных норм, поскольку Министерство обороны РФ является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих через НИС, так и защита их нарушенных прав в указанной сфере, то суд находит возможным обязать военное ведомство перечислить в Росвоенипотеку для зачисления на ИНС Немцова сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений, за период несвоевременного включения в реестр участников НИС, в размере <данные изъяты>, а на Росвоенипотеку возложить обязанность учесть на ИНС Немцова сумму недополученного дохода в указанном размере, удовлетворив таким образом заявленные требования.
Приходя к выводам об удовлетворении требований в вышеуказанной части, суд учитывает, что поскольку действующим законодательством, предусмотрено, что военнослужащим являющимся участниками НИС, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, то такое обеспечение является одной из форм обеспечения военнослужащих жильем. При этом, поскольку подп. 1 и 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на ИНС участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета, а также доходов от инвестирования накоплений, то необходимость учета доходов от инвестирования накоплений на ИНС участников прямо предусмотрена законом. Кроме того, поскольку Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ на Министерство обороны РФ возложены функции уполномоченного органа, обеспечивающего функционирование НИС, а п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ предусмотрено, что в ведении Министерства обороны РФ для обеспечения функционирования НИС и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование НИС, создано Росвоенипотека, то именно данные органы и должны восстанавливать доходы от инвестирования накоплений административного истца.
По вышеприведенным основаниям суд отвергает доводы представителя Росвоенипотеки о том, что право административного истца на доначисление инвестиционного дохода может быть восстановлено за счет поступающего и распределяемого Росвоенипотекой инвестиционного дохода, поскольку это может затрагивать права иных участников НИС, в связи с чем, требование административного иска Немцова в части способа восстановления его прав, не подлежит удовлетворению.
Доводы представителя Министерства обороны РФ о том, что действующим законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были включены в реестр несвоевременно или не находились в реестре, суд признает несостоятельными, поскольку на основании правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре практики применения военными судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих в 2019 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при несвоевременном включении военнослужащего по вине воинских должностных лиц в реестр участников НИС, подлежат восстановлению права военнослужащих, в том числе на инвестиционный доход, который был бы начислен военнослужащему в случае, если бы он был включен в реестр в установленные сроки.
Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд и расходы на оплату услуг представителей.
Статьей 111 КАС РФ определено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В соответствии со ст. 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-О следует, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым на реализацию требований ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» (далее – Пленум), лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Как усматривается из копии договора об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ Немцов заключил его с ООО «Всероссийский оператор военной ипотеки» на составление и сопровождение подачи искового заявления. Стоимость услуг составила <данные изъяты> рублей.
Из копии платежных документов видно, что Немцов перечислил ООО «Всероссийский оператор военной ипотеки» в счет оплаты предоставленных юридических услуг <данные изъяты> рублей.
Из копии чека следует, что при подаче заявления Немцов оплатил госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Принимая во внимание, что для обращения в суд Немцов воспользовался услугами юриста который принимал участие в составлении административного иска, и участвовал в судебном заседании с учетом принципов разумности, а также предмета доказывания по делу, в соответствии с вышеприведенными положениями КАС РФ приходит к выводу о необходимости взыскания с войсковой части № в пользу Немцова понесенных им судебных расходов по оплате услуг представителя, и оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Приходя к выводу о частичном удовлетворении заявления о возмещении Немцову расходов на оплату услуг представителя, суд также учитывает, что условия договора, по общему правилу, определяются по усмотрению сторон, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ, а к их числу относятся и те условия, которыми устанавливаются размер и порядок оплаты услуг представителя, в связи с чем, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО5 в интересах Немцова Евгения Александровича – удовлетворить частично.
Признать незаконными действия командира войсковой части №, связанные с несвоевременным включением Немцова Е.А.. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации перечислить в ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» для зачисления на именной накопительный счет Немцова Евгения Александровича сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> копеек.
Обязать ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Немцова Евгения Александровича сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, после поступления этой суммы из Министерства обороны Российской Федерации.
Взыскать с войсковой части № в пользу Немцова Евгения Александровича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Указать ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Немцову Е.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальных требований ФИО5 в интересах Немцова Евгения Александровича, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий В.В. Подгурский