ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-168/2023 от 07.12.2023 Казанского гарнизонного военного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-168/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

7 декабря 2023 г. г. Казань

Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,

с участием административного истца Карнопова С.В., представителя административного ответчика - начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление Росгвардии по <адрес>) - Ельмекеева А.В.,

при секретаре судебного заседания Ермолаевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-168/2023 по административному исковому заявлению военнослужащего Управления Росгвардии по <адрес>Карнопова С.В. об оспаривании действий начальника Управления Росгвардии по <адрес>, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,

установил:

Карнопов обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указано, что с февраля 2006 г. он непрерывно проходит военную службу по контракту, с 10 июня 2020 г. - в Управлении Росгвардии по <адрес>. Полагая, что в связи с присвоением ему в феврале 2007 г. воинского звания прапорщик он подлежал включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), 10 августа 2023 г. он обратился к начальнику Управления Росгвардии по <адрес> с рапортом о включении его в указанный реестр с 14 февраля 2009 г. Повторный рапорт подан Карноповым 22 августа 2023 г.

29 сентября 2023 г. начальником Управления Росгвардии по <адрес> предоставлен ответ, в котором указано, что в феврале 2009 г. общая продолжительность военной службы по контракту Карнопова составляла 3 года и он имел право на включение в реестр участников НИС, однако данное право реализовано не было, а после присвоения ему в ноябре 2009 г. первого офицерского звания он утратил основания для включения в данный реестр по категории «прапорщик», при этом под иные категории для включения в реестр участников НИС он не подходит.

Данная позиция должностного лица, по мнению Карнопова, свидетельствует об отказе во включении в реестр участников НИС и не соответствует положениям Федеральных законов «О статусе военнослужащих» и «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», а также приказа Росгвардии от 9 февраля 2021 г. № 43 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации», которые возлагают на ответственное должностное лицо совершить действия, направленные на включение военнослужащего в реестр участников НИС.

На основании изложенного Карнопов просил признать решение начальника Управления Росгвардии по <адрес>, оформленное извещением от 29 сентября 2023 г. № 48, незаконным и возложить на административного ответчика обязанность установленным порядком совершить действия, направленные на включение его в реестр участников НИС.

В судебном заседании Карнопов заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объёме и пояснил, что 15 февраля 2006 г. он заключил первый контракт о прохождении военной службы, которую с 10 июня 2020 г. проходит в Управлении Росгвардии по <адрес>. Поскольку 14 февраля 2007 г. ему присвоено воинское звание прапорщик и жильём от Росгвардии он не обеспечивался, административный истец полагает, что имеет безусловное право быть включённым в реестр участников НИС после достижения общей продолжительности военной службы по контракту 3 года. В августе 2023 г. он обратился к начальнику Управления Росгвардии по <адрес> с рапортом на включение в реестр участников НИС, однако решением административного ответчика от 29 сентября 2023 г. в этом фактически отказано, с указанием об отсутствии оснований для включения в реестр участников НИС, что лишает его права на обеспечение жильём посредством НИС.

Начальник Управления Росгвардии по <адрес>, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал.

Представитель административного ответчика - Цыганов А.В. направил в суд письменные возражения, в которых с требованиями административного истца не согласился, просил суд в их удовлетворении отказать и указал, что Карнопов в феврале 2006 г. заключил первый контракт о прохождении военной службы, которую до ноября 2019 г. проходил в войсковой части <Номер обезличен>. 14 февраля 2007 г. Карнопову было присвоено воинское звание прапорщик, а 29 ноября 2009 г. - младший лейтенант. В феврале 2009 г. общая выслуга военной службы Карнопова составляла 3 года и он имел право на включение в реестр участников НИС, но указанное право не было реализовано. После получения первого офицерского звания Карнопов утратил законные основания на включение в реестр участников НИС по категории «прапорщик», а под иные категории он не подходит. Таким образом, на момент подачи рапортов в августе 2023 г. отсутствовали основания для включения Карнопова в реестр участников НИС, при этом за административным истцом в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» сохраняется право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в собственность бесплатно или по договору социального найма, либо на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения для постоянного проживания.

В судебном заседании представитель начальника Управления Росгвардии по <адрес> - Ельмекеев, поддержав позицию представителя Цыганова, просил в удовлетворении требований Карнопова отказать и пояснил, что в соответствии с приказом Росгвардии от 9 февраля 2021 г. № 43 начальником Управления Росгвардии по <адрес> был издан приказ от 4 апреля 2022 г. № 130, которым назначены ответственные должностные лица за организацию и проведение в Управлении работы по реализации НИС - ФИО1 и ФИО2

Ельмекеев также указал, что согласно п. 5, 10 и 13 вышеуказанного Порядка ответственное должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по оформлению и представлению документов по НИС, в течение 5 рабочих дней с даты возникновения основания, указанного в ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», составляет список для включения военнослужащего в реестр участников НИС по Росгвардии и представляет их на подпись начальнику, при этом в позиции «Категория участника НИС» в данном списке указывается признак категории участника НИС в соответствии со структурой регистрационного номера участника НИС. Далее указанный список направляется в вышестоящий орган управления. Таким образом, ответственным лицом для определения категории участника НИС и дальнейшего направления для постановки в квартирно-эксплуатационный отдел тыла <адрес> Росгвардии является ответственный исполнитель (по жилищному обеспечению) и (или) начальник КЭС Управления Росгвардии по <адрес>.

Кроме этого, представитель Ельмекеев в суде пояснил, что в настоящее время отсутствует возможность для определения Карнопову категории участника НИС, так как он не относится к категории «прапорщик», а по иным категориям включению в НИС не подлежит, в связи с чем в удовлетворении рапорта административного истца было отказано.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 показала, что она является ответственным исполнителем (по жилищному обеспечению) Управления Росгвардии по <адрес>, и подготавливала ответ, оспариваемый административным истцом. Бондаренко указала, что до августа 2023 г. Карнопов о включении в реестр участников НИС не обращался. С рапортом о признании нуждающимся в постоянном жилье в иной форме Карнопов по настоящее время не обращался, с сентября 2020 г. он состоит на учёте нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда.

При рассмотрении рапорта Карнопова было установлено, что с учётом положений Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и п. 10 приказа Росгвардии от 9 февраля 2021 г. № 43 административный истец в настоящее время не может быть включен ни в одну из категорий военнослужащих, обеспечиваемых жильём в порядке НИС, в связи с чем в удовлетворении рапорта было отказано и указано на возможность обеспечения Карнопова жильём в иной форме.

Изучив доводы административного искового заявления, заслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, показания свидетеля, огласив объяснения представителя начальника Управления Росгвардии по <адрес>, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Карнопова подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.

Статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

Одной из форм реализации права на жилище является накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, введённая в действие Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон о НИС), в котором регламентированы основания для признания военнослужащего участником указанной системы.

В порядке реализации Закона о НИС и постановления Правительства РФ от 21 февраля 2005 г. № 89 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» (далее - Правила) в Росгвардии 9 февраля 2021 г. издан приказ № 43 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Порядок).

В соответствии с положениями указанного Порядка регистрирующим органом в Росгвардии является Департамент строительства, который формирует и ведёт реестр в порядке, установленном Правилами (п. 6). Реестр содержит сведения об участниках НИС, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи (п. 8). Для организации и проведения работы по реализации положений настоящего Порядка приказом начальника территориального органа Росгвардии назначаются ответственные должностные лица, на которых возлагаются, в том числе выявление и учёт военнослужащих, которые могут стать участниками НИС, изъявив такое желание, а также в обязательном порядке должны быть включены в реестр (п. 4 и 5).

Главой 3 вышеназванного Порядка установлено, что кадровый орган направляет ежемесячно до 10 числа очередного месяца ответственному должностному лицу сведения о военнослужащих, которые подлежат включению в реестр участников НИС (п. 9). Ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней с даты возникновения основания, указанного в ч. 2 ст. 9 Закона о НИС, составляет список данных для включения военнослужащего в реестр участников НИС, с приложением документов по перечню, и представляет его на подпись начальнику, при этом в позиции «Категория участника НИС» списка для включения в реестр указывается признак категории участника НИС в соответствии со структурой регистрационного номера участника НИС (п. 10). Рапорты (обращения) (в письменной форме) военнослужащих, указанных в подп. 4, 5-7, 9, 11, 13, 16 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС и подп. 4, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 17 п. 12 Правил о включении их в реестр приобщаются к личному делу военнослужащих (п. 11). Списки для включения в реестр и документы, указанные в п. 10 настоящего Порядка, а в случае превышения сроков, установленных п. 17 Правил (не более 3 месяцев с даты возникновения основания), - копии материалов разбирательства о причинах превышения установленного срока не позднее 1 числа месяца, следующего за отчётным, направляются организациями в вышестоящий орган управления (по подчинённости) (п. 12). Ответственное должностное лицо вышестоящего органа управления с даты получения списков и документов для включения в реестр в течение 5 рабочих дней осуществляет их проверку и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр участников НИС. Если представленный сводный список для включения в реестр оформлен с нарушениями требований настоящего Порядка, он возвращается ответственным должностным лицом в течение 3 рабочих дней после осуществления проверки в организацию для оформления надлежащим образом (п. 13). Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления сводных списков для включения в реестр (п. 15).

По исследованным в судебном заседании выписке из послужного списка Карнопова и копиям контрактов о прохождении военной службы установлено, и объяснениями сторон подтверждается, что 15 февраля 2006 г. Карнопов заключил первый контракт о прохождении военной службы, которую непрерывно проходит в различных воинских частях и организациях Росгвардии, с 10 июня 2020 г. - в Управлении Росгвардии по <адрес>. 14 февраля 2007 г. Карнопову было присвоено воинское звание прапорщик, а 29 октября 2009 г. - младший лейтенант.

Судом также установлено, что 10 августа 2023 г. Карнопов обратился к начальнику Управления Росгвардии по <адрес> с рапортом о включении его с 14 февраля 2009 г. в реестр участников НИС на основании п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС. 22 августа 2023 г. Карнопов подал на имя административного ответчика аналогичный по своему содержанию рапорт, приведя его в соответствие с рекомендуемым образцом, указанным в приложении № 4 к Порядку.

Из исследованного в судебном заседании извещения начальника Управления Росгвардии по <адрес> от 29 сентября 2023 г. № 48 усматривается позиция административного ответчика об отсутствии оснований для включения Карнопова в реестр участников НИС и возможности обеспечения жильём по иной форме жилищного обеспечения военнослужащих, нежели в порядке НИС.

Данная позиция, по мнению должностного лица, обусловлена тем, что на момент подачи рапортов в августе 2023 г. отсутствовали основания для включения Карнопова в реестр участников НИС, поскольку в феврале 2009 г. он, будучи прапорщиком и имея общую продолжительность военной службы по контракту 3 года, имел право на включение в реестр участников НИС, но указанное право не было реализовано, а после присвоения ему первого офицерского звания утратил основания на включение в указанный реестр по категории «прапорщик», а под иные категории он не подходит.

Оценивая указанные действия начальника Управления Росгвардии по <адрес>, суд не может согласиться с принятым им в отношении Карнопова решением от 29 сентября 2023 г. № 48, которым административному истцу фактически было отказано в реализации права на включение в реестр участников НИС, по следующим основаниям.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 9 Закона о НИС, в редакции, действовавшей на момент возникновения у Карнопова основания для включения в реестр участников НИС, к участникам НИС отнесены прапорщики, общая продолжительность военной службы по контракту которых составит 3 года начиная с 1 января 2005 г., при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., могут стать участниками, изъявив такое желание.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 9 вышеназванного Федерального закона для прапорщиков, заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г., основаниями для включения в реестр участников НИС является общая продолжительность их военной службы по контракту 3 года.

Вышеприведённые правовые нормы в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами позволяют суду прийти к выводу о том, что Карнопов как военнослужащий, заключивший первый контракт 15 февраля 2006 г., общая продолжительность военной службы по контракту которого 15 февраля 2009 г. составила 3 года, с этого момента и до 29 октября 2009 г. полностью соответствовал вышеуказанной категории военнослужащих и подлежал включению в реестр участников НИС независимо от его волеизъявления, то есть в обязательном порядке, однако данная обязанность командованием войсковой части <Номер обезличен>, в которой Карнопов проходил военную службу, исполнена не была.

Позицию начальника Управления Росгвардии по <адрес>, изложенную в оспариваемом извещении, суд считает несостоятельной и основанной на неправильном толковании норм материального права, так как по смыслу вышеприведённой нормы закона, в данном случае, обязательным условием является нахождение военнослужащего в воинском звании прапорщик на момент достижения им общей продолжительности военной службы по контракту 3 года.

При этом нахождение Карнопова в настоящее время в воинском звании <данные изъяты>, правового значения для рассматриваемого вопроса не имеет, поскольку документы на включение Карнопова в реестр участников НИС, вопреки требованиям п. 5 и 10 приказа Росгвардии от 9 февраля 2021 г. № 43 (ранее п. 14 и 16 приказа Росгвардии от 14 марта 2017 г. № 79, п. 8, 10 и 11 Приказа МВД РФ от 28 декабря 2005 г. № 1059) длительное время в вышестоящий орган управления не направлялись по нераспорядительности ответственных должностных лиц по предыдущим местам прохождения Карноповым военной службы, что не может являться основанием для ограничения права военнослужащего на жильё, которое подлежит восстановлению в безусловном порядке. При этом судом учитывается, что до настоящего времени Карнопов не состоит на учёте нуждающихся жилье в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В данном случае, с учётом указанных правовых норм, ответственным должностным лицом Управления Росгвардии по <адрес> Карнопов также подлежал выявлению и учёту как военнослужащий, который в обязательном порядке должен быть включен в реестр участников НИС, с направлением в вышестоящий орган управления (по подчинённости) списка и необходимых документов для включения административного истца в реестр участников НИС по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС. Тем более Карнопов в августе 2023 г. сам обратился с рапортом об этом к административному ответчику.

В связи с этим, для восстановления законного права административного истца не имеют юридического значения причины, по которым его право не было реализовано командованием по прежним местам его военной службы, а также необращение Карнопова о включении в реестр участников НИС в период прохождения им военной службы в воинском звании прапорщик и подача им рапорта об этом лишь в августе 2023 г.

Кроме этого, судом учитывается, что начальник Управления Росгвардии по <адрес> полномочием по рассмотрению вопросов по формированию и ведению реестра участников НИС не наделён, поскольку такие функции возложены на Департамент строительства Росгвардии. Таким образом, оспариваемое решение начальника Управления Росгвардии по <адрес> принято незаконно, поскольку не соответствует вышеуказанному Порядку и создало препятствия к осуществлению административным истцом своих прав и законных интересов.

На основании изложенного суд полагает необходимым признать решение начальника Управления Росгвардии по <адрес> об отказе во включении Карнопова в реестр участников НИС, оформленное извещением от 29 сентября 2023 г. № 48 незаконным, и считает, что права Карнопова будут восстановлены путём возложения на начальника Управления Росгвардии по <адрес> обязанности направить в вышестоящий орган управления (по подчинённости) список и необходимые документы для включения Карнопова в реестр участников НИС по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС.

Суд также считает необходимым возместить Карнопову затраченные им на уплату государственной пошлины денежные средства в размере 300 рублей, которые согласно ст. 103 и 111 КАС РФ являются судебными расходами и подлежат взысканию с Управления Росгвардии по <адрес> в пользу административного истца.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 и 228 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое заявление военнослужащего Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>Карнопова С.В. об оспаривании действий начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворить.

Признать решение начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> от 29 сентября 2023 г. № 48 об отказе Карнопову С.В. во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, незаконным.

Возложить на начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> обязанность направить в вышестоящий орган управления (по подчинённости) список и необходимые документы для включения Карнопова С.В. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Обязать начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> сообщить в суд и Карнопову С.В. об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес> в пользу Карнопова С.В. судебные расходы по делу, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 20 декабря 2023 г.

Судья Э.А. Сердитый