ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1692/2016 от 26.04.2016 Шуйского городского суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1692/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2016 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Малетиной К.Ю.,

при секретаре Ершовой И.П.,

с участием представителя административного истца помощника Шуйского межрайонного прокурора Илларионовой Е.С.,

представителя административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Зайчикова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления,

У С Т А Н О В И Л:

Шуйский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления.

Административные исковые требования мотивированы следующим.

Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

В ходе проверки было установлено, что Администрацией Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования» не проводилась.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер, по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В силу прямого указания закона на Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, бездействие Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Административный истец просит суд признать незаконным бездействие Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования», а также обязать Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 01 июня 2016 года провести антикоррупционную экспертизу постановления Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования».

В судебном заседании представитель административного истца помощник Шуйского межрайонного прокурора Илларионова Е.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области Зайчиков А.Н., действующий на основании Решения № … от... . … года, исковые требования Шуйского межрайонного прокурора признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Шуйской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

Проведенной проверкой установлено, что Администрацией Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области принято постановление № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования».

Данное постановление обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» (далее – Закон) противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Согласно статье 2 Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

В статье 3 Закона закреплено, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов проводится органами, организациями, их должностными лицами – в соответствии с настоящим федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 4 Закона выявленные в нормативных правовых актах и проектах нормативных правовых актов коррупциогенные факторы отражаются в заключении, составленном при проведении антикоррупционной экспертизы в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 3 Закона.

Согласно положениям п. 1 ст. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

Из вышеизложенных норм следует, что проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов органом местного самоуправления, является обязательным.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 48 от 29 ноября 2007 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Постановлением Правительства от 26 февраля 2010 года № 96 утверждены Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, которые распространяют свое действие в том числе и на нормативные правовые акты (проекты) органов местного самоуправления.

В ходе проверки, проведенной межрайонной прокуратурой, в Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области установлено, что антикоррупционная экспертиза как проекта, так и постановления № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования» не проводилась.

В силу ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения. Органы, организации, их должностные лица в случае обнаружения в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенных факторов, принятие мер, по устранению которых не относится к их компетенции, информируют об этом органы прокуратуры.

Согласно статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В силу прямого указания закона на Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области возложена обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) независимо от деятельности иных субъектов, на которые законом также возложена обязанность проведения антикоррупционной экспертизы принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, и независимо от выводов, сделанных соответствующими компетентными органами по результатам проведения ими самостоятельной антикоррупционной экспертизы.

Таким образом, бездействие Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выражающееся в не проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта не основано на требованиях закона, является противоправным, нарушает законные интересы неопределенного круга лиц, а также публичные интересы Российской Федерации в сфере реализации государственной политики в области противодействия коррупции, исполнения Российской Федерацией принятых на себя обязательств в рамках Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года.

Устранение выявленных нарушений требований закона возможно путем возложения обязанности выполнить мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, нарушающих права неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск. Суд не принимает признание административного иска административным ответчиком, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Представителем административного ответчика Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Зайчиковым А.Н. представлено заявление о признании административного иска, оформленное в соответствии со ст. 46 КАС РФ.

Суд принимает признание административного иска представителем административного ответчика Зайчиковым А.Н., поскольку это не противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, признания административного иска административным ответчиком, в соответствии со ст. 46 КАС РФ суд считает исковые требования Шуйского межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Шуйского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и обязании провести антикоррупционную экспертизу постановления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы постановления Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования».

Обязать Администрацию Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области в срок до 01 июня 2016 года провести антикоррупционную экспертизу постановления Администрации Перемиловского сельского поселения Шуйского муниципального района Ивановской области № 71-а от 29 июля 2015 года «Об утверждении Порядка проведения мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Малетина К.Ю.

Мотивированное решение изготовлено 04 мая 2016 года.

Согласовано.

Судья: К.Ю. Малетина