ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1693/18 от 21.08.2018 Березовского районного суда (Красноярский край)

2а-1693/2018

24RS0004-01-2018-001462-74

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Березовка 21 августа 2018 года

Березовский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи Лапуновой Е.С.,

при секретаре Медюк Р.В.,

с участием помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шаталова Р.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО1 ФИО11 к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края, кандидату в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу Адамович ФИО12 о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет Березовского района Красноярского края о признании решения избирательной комиссии незаконным, отмене регистрации кандидата в депутаты, ссылаясь, с учетом дополнений, на то, что решением Есаульского сельского Совета депутатов от <дата> назначены выборы депутатов Есаульского сельского Совета депутатов на <дата>. Решением избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> истец зарегистрирован кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу . Решением этой же избирательной комиссии от <дата> кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу зарегистрирован ФИО2 Полагает решение избирательной комиссии от <дата> незаконным и подлежащим отмене, поскольку при проверке представленных ФИО2 в избирательную комиссию подписных листов в количестве 4 штук с 12-ю подписями избирателей установлено, что все подписи собирались сборщиком ФИО3, которая исполняет полномочия главы Есаульского сельсовета, главы администрация Есаульского сельсовета, председателя Есаульского сельского Совета депутатов, а участие органов местного саомуправления в сборе подписей не допускается. Подписи, собранные с указанным нарушением, являются недействительными. В связи с этим, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей в подписных листах, ФИО2 должно было быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Кроме того, в заявлении от <дата> ФИО2 указал, что он является директором ООО «Линия-2», а согласно справке с места работы, он является генеральным директором ООО «Линия-2». Указание недостоверных сведений о занимаемой должности по месту работы также является нарушением требований закона. Помимо этого, ФИО2 отказался создавать избирательный фонд для финансирования своей избирательной компании, следовательно, в нарушение п.5 ст.37 ФЗ , подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда. Просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2, отменить регистрацию кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен кандидат в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании административные исковые требования в части признания незаконным и отмены решения Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2 поддержал в полном объеме, по изложенным в иске и дополнениях к исковому заявлению основаниям. Административные исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2 не поддержал, суду пояснил, что эти требования ошибочно включены в исковое заявление.

Представитель административного ответчика избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет ФИО5, действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования не признала, представила возражения на исковое заявление, в которых просит в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что все подписи активных избирателей в поддержку самовыдвижения ФИО2 собирались сборщиком ФИО3 в свободное от работы время, поэтому нарушения при сборе подписей отсутствовали. Указание в заявлении ФИО2 что он является директором, а не генеральным директором, не свидетельствует о неполноте представленных сведений. Кроме того, поскольку число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч, формирование избирательного фонда не является обязательным, а подписные листы по соответствующей форме были изготовлены ФИО2 самостоятельно.

Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом посредством телефонограммы и направления телеграммы, однако, на телефонные звонки не отвечал, за получением телеграммы не явился.

В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 6 ст. 45 КАС РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.

Судом были приняты все надлежащие меры по извещению административного ответчика о месте и времени судебного заседания, с учетом сокращенных сроков рассмотрения дела.

Вместе с тем, в свою очередь административный ответчик ФИО2 от получения извещения суда уклонился, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял, что свидетельствует о злоупотреблении им своим правом, в связи с чем, суд в силу ч.3 ст.243 КАС РФ рассмотрел дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица – председатель Территориальной избирательной комиссии Березовского района ФИО6 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, суду пояснил, что ФИО3, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, не вправе была собирать подписи в поддержку иного кандидата. Кроме того, также полагает существенным нарушением указание занимаемой должности ФИО2 директор, а не генеральный директор.

Выслушав лиц, участвующих в деле, мнение помощника прокурора Березовского района Красноярского края Шаталова Р.О., полагавшего административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.6 ст.76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно п. «д» ч.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

В соответствии с ч.6 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 07 февраля 2012 года №252-О-О, термины "органы местного самоуправления" и "должностные лица местного самоуправления" в их конституционно-правовом понимании не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления. Лица, замещающие должность главы муниципального образования, не вправе участвовать в сборе подписей при непосредственном исполнении своих полномочий, в том числе в ходе служебных командировок. При этом, такая возможность для них не исключается только при освобождении от должностных обязанностей в течение соответствующего периода избирательной кампании.

Судом установлено, что <дата> в избирательную комиссию муниципального образования Есаульский сельсовет подано заявление ФИО2 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов по пятимандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения.

<дата> ФИО2 представил в избирательную комиссию подписные листы в количестве 4 штук с 12 подписями, согласно которым, сбор подписей осуществлялся сборщиком ФИО3 ФИО13.

Между тем, как установлено в ходе судебного заседания, ФИО3 на период сбора подписей исполняла полномочия главы Есаульского сельсовета, главы администрации Есаульского сельсовета, председателя Есаульского сельского Совета депутатов.

Таким образом, из представленных документов следует, что сбор подписей в поддержку кандидата ФИО2 осуществлялся должностным лицом органа местного самоуправления, что является недопустимым. При этом, доказательств того, что в период сбора подписей ФИО3 освобождалась от исполнения возложенных на нее обязанностей, суду не представлено.

Указанное обстоятельство влечет недействительность всех 12 подписей, собранных в поддержку кандидата ФИО2, а, следовательно, в регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты должно было быть отказано в связи с недостаточным количеством подписей избирателей.

В связи с этим, решение избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2 является незаконным и подлежит отмене.

Кроме того, согласно п. «в1» и п. «в2» ч.24 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями отказа в регистрации кандидата являются наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закон; отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).

Как установлено судом, в заявлении от <дата> о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты ФИО2 указал род занятий: директор ООО «Линия-2». Одновременно, им была представлена справка о том, что он работает в должности Генерального директора ООО «Линия-2».

В этой связи совокупность сведений, изложенных в заявлении о согласии ФИО2 баллотироваться и содержащихся в приложенных к нему документах, позволяет прийти к выводу об их полноте, поэтому в действиях ФИО2 нарушений ч.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не усматривается.

Согласно ч.1 ст.58 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится.

Вместе с тем, в соответствии с ч.5 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Из смысла указанной нормы закона следует, что подписные листы могут изготавливаться только за счет средств избирательного фонда, каких-либо исключений из данного требования закона не предусмотрено.

Однако, из представленных суду документов следует, что избирательный фонд ФИО2 не создавался, о чем он направил в избирательную комиссию письменное уведомление.

В связи с этим, суд приходит к выводу, что подписные листы изготовлены ФИО2 не за счет средств избирательного фонда, доказательств обратного суду не представлено, что также является основанием для признания подписей в подписных листах недействительными и влечет отмену решения избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2

Административные исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов <адрес> Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО2 суд оставляет без удовлетворения, поскольку представитель административного истца не поддержал их в судебном заседании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу ФИО1 ФИО14 удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии муниципального образования Есаульский сельсовет от <дата> о регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу Адамович ФИО15.

Административные исковые требования об отмене регистрации кандидата в депутаты Есаульского сельского Совета депутатов Березовского района Красноярского края по пятимандатному избирательному округу Адамович ФИО17 оставить без удовлетворения.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение пяти дней с момента принятия решения судом с подачей жалобы через Березовский районный суд.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено <дата>

Копия верна

Судья: Е.С.Лапунова