< >
№ 2а-1694/2022
УИД 35RS0001-02-2022-001484-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
судьи Изюмовой С.В.,
при секретаре Ивановой А.С.,
с участием помощника прокурора Лозовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к мэрии <адрес>, Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании недействующими в части постановлений мэрии <адрес>,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в суд с административным иском к мэрии <адрес>, Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании недействующими в части постановлений мэрии <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом <адрес> был заключен договор за № о размещении объекта услуг. В п.1 вышеуказанного договора за ним предусмотрено право на размещение сезонных аттракционов на земельном участке, расположенном <адрес> Плата за размещение нестационарного объекта на данном земельном участке рассчитывается на основании Постановления Правительства Вологодской области от 28.12.2015 года за № 1208 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории <адрес> объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов». Согласно п.3 Порядка, выступающего приложением № к данному постановлению, размер платы за право заключения договора определяется как произведение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (земель), площади, необходимой для размещения объекта услуг, и ставки платы за право на заключение договора с применением повышающих (понижающих) коэффициентов. Согласно ч.1 и п.2 ч.3 ст.39.7 ЗК РФ, введенной в действие ФЗ от 23.06.2014 г. за № 171-ФЗ, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 года за №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ» арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из ряда основных принципов, в том числе: принципа экономической обоснованности - принципа предсказуемости расчета размера арендной платы. С учетом единства экономического пространства и правовой системы РФ, нашедшие свое отражение в Постановлении Правительства РФ за № 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами. Учитывая, что расположенные на территории города Череповца земельные участки, собственность на которые не разграничена, в силу положений ч.1 ст.16 ЗК РФ относятся к государственным землям, механизм расчета платы за такие объекты недвижимости, порядок и периодичность ее изменения не могут противоречить указанным выше принципам определения арендной платы. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении от 11.05.2004 года за № 209-О, соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем предоставления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков. Таким образом, оспариваемые нормативные акты нарушают принцип экономической обоснованности расчета арендной платы, так как при их принятии не проведены анализ и оценка факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка. Полагает, что при утверждении оспариваемых значений коэффициентов вышеуказанные показатели доходности земельных участков учтены не были, в связи с чем, п.5.1. приложения № к Постановлению мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и п.1.2. Приложения № к Постановлению мэрии города Череповца от 14.06.2019 года № 2813 являются экономически необоснованными, в связи с чем, подлежат признанию недействующими с момента их принятия как противоречащие п.1 ст.39.7 ЗК РФ, Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582. При этом особо обращает на себя внимание тот факт, что Приложение № к Постановлению мэрии города Череповца от 14.06.2019 года № 2813 без какого-либо обоснования устанавливает дополнительный коэффициент только для двух видов объектов: передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки, сезонные аттракционы. Однако, если для первого вида установлен понижающий коэффициент, то для сезонных аттракционов установлен повышающий коэффициент в размере 2,54, принимаемый исключительно для сезонных аттракционов, никакие иные виды объектов данное постановление не затрагивает, что дополнительно свидетельствует об отсутствии какого-либо экономического обоснования. Полагает, что необходимым признанием оспариваемых норм недействующими с момента их принятия. Просил признать недействующим с момента принятия п. 5.1 Приложения № к Постановлению Мэрии города Череповца от 25 декабря 2013 г. № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции Постановления Мэрии <адрес> от 12 августа 2020 г. № 3259 в части установления ставки арендной платы для эксплуатации объектов торговли, рынков, магазинов, развлечений, равной 4,46%; признать недействующим с момента принятия п. 1.2 Приложения № к Постановлению мэрии <адрес> от 14 июня 2019 г. № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>» в части установления для сезонных аттракционов коэффициента в зависимости от вида размещаемого объекта, равного 2,54. В ходе судебного разбирательства требования были увеличены, в заявлении об увеличении требований указано, что плата за размещение нестационарного объекта рассчитывается на основании Приложения № к Постановлению мэрии <адрес> от 25.12.2013 года № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» и Постановление мэрии от 14.06.2019 № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>». В соответствии с п. 1 Приложения 1 Годовой размер арендной платы за использование земельного участка определяется по формуле АгЯКс х С х (К1хК2... К) х Ki, где: Аг — годовой размер арендной платы в рублях; Кс — кадастровая стоимость земельного участка в рублях; С — ставка арендной платы, в процентах; К1, К2...Кп - коэффициенты, устанавливающие зависимость арендной платы от срока строительства, категории арендаторов и т.д., Ki — коэффициент, установленный исходя из уровня инфляции на соответствующий год, равный предельному уровню инфляции в соответствии с Федеральным Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ставка арендной платы установлена Приложением к Постановлению мэрии <адрес> от 12.08.2020 № 3259 «О внесении изменений в постановление мэрии города от 25.12.2013 №6263». В соответствии с п/п. 5.1. указанного приложения ставка арендной платы за использование земельного участка по Договору № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Истцом составила 4,46 % как для эксплуатации объекта торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы). Обращаю внимание, что размещение административным истцом сезонного аттракциона осуществляется на пл. Химиков в <адрес> — не в закрытом помещении, а на непосредственно на открытом воздухе на городской площади — не под навесом или иными архитектурными формами. Пунктом 2 Приложения 1 к Постановлению Мэрии г. Череповца № 2813 от 14.06. 2019 г. введен коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кп). Кп — равен количеству полных месяцев, в течение которых размещается объект (неполный месяц округляется до целого числа в большую сторону). Принимая во внимание, что постановлением мэрии <адрес> от 25.12.2013 года № 6263 п.1 Приложения-установлена формула расчета Годового расчета арендной платы, коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кп) не может быть равным количеству полных месяцев, в течение которых размещается объект, так как для расчета месячной суммы арендной платы подлежит применению 1/12 часть годовой платы. Применение коэффициента, введенного п.2 Приложения 1 к Постановлению Мэрии г. Череповца №2813 от 14.06. 2019 г. фактически увеличивает установленный годовой размер платы не в месячный, а в многолетний. Кроме того, введение дополнительных коэффициентов противоречит принятым нормам права и установленным Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 принципам. Для расчета месячного размера платы отсутствуют законные основания введения коэффициента, равного количеству полных месяцев к годовой арендной плате. Просит признать недействующим с момента принятия п. 1. Приложения № к Постановлению мэрии <адрес> от 25.12.2013 года № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в редакции Постановления мэрии <адрес> от 12.08.2020 года № 3259 в части отнесения сезонного аттракциона при установлении ставки арендной платы для эксплуатации объектов торговли, рынков, магазинов, развлечений, равной 4,46%. Признать недействующим с момента принятия п/п 2. п.1 Приложения № к Постановлению мэрии <адрес> от 14.06.2019 года № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>» в части установления для сезонных аттракционов коэффициента в зависимости от вида размещаемого объекта, равного 2,54. Признать недействующим с момента принятия п/п. 2 Приложения № к Постановлению Мэрии г. Череповца № 2813 от 14.06. 2019 г. «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>» о введении коэффициента, устанавливающего зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кn).
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2 увеличенные требования поддержали, согласно доводов, изложенных в заявлениях и дополнениях к ним, пояснив, что отчет ООО «Эларум» неверен, имеет ошибки, выполнен некорректно. Кроме того, в отношении административного истца, при расчете надлежит применять вид деятельности не «сезонные аттракционы», а отнести его деятельность к «иным».
Представитель административного ответчика мэрии <адрес>ФИО3 с иском не согласна, представлены письменные возражения.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом ФИО4 с иском не согласна, полагает, что административным истцом оспаривается не НПА, а их ошибочное применение со стороны Комитета по управлению имуществом, по мнению истца, при произведении расчета платы.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО5 с иском не согласилась, представлен отзыв.
Суд, выслушав участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно частям 1, 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
По вопросам местного значения муниципального образования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 3, 4 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ).
Органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (части 1, 2 статьи 51 Федерального закона № 131-ФЗ).
Реализуя данные полномочия, в соответствии со статьями 10, 40 Устава городского округа Череповец Вологодской утверждено Постановление мэрии <адрес> от 25.12.2013 № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (далее – Постановление № 6263»).
В Постановление № вносились изменения, в настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции постановления мэрии от ДД.ММ.ГГГГ№ (опубликовано в газете «Речь» ДД.ММ.ГГГГ).
В Приложении № в пункте 1 Постановления № указано, что годовой размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», предоставленных в аренду без торгов, определяется по формуле: А = Кс x С x Кi, где:
А - годовой размер арендной платы в рублях;
Кс - кадастровая стоимость земельного участка в рублях;
С - ставка арендной платы, установленная в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, в процентах;
Кi - коэффициент, индексирующий размер арендной платы исходя из уровня инфляции.
Значение Кi определяется по формуле:
Кi1, Кi2,.. ., Кin - коэффициенты, индексирующие размер арендной платы по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор аренды, но не ранее чем через год после заключения договора аренды, на уровень инфляции за каждый период (финансовый год).
Значения Кi1, Кi2,.. ., Кin для расчета арендной платы за использование земельного участка на соответствующий финансовый год применяются в размере, установленном в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции не проводится при расчете арендной платы на финансовый год, в котором происходит изменение кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктами 5, 5.1 Приложения № Постановления № ставка арендной платы, установленная в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, для эксплуатации объектов торговли (торговые центры, рынки и развлечения), рынки, магазины, развлечения, утверждена – 4,46% (коэффициент С).
ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Постановление мэрии г. Череповца Вологодской области от 14.06.2019 № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>» (далее – Постановление № 2813»), которым утверждены коэффициенты, применяемые для определения размера платы за право заключения договора о размещении о размещении объектов, указанных в пунктах 23, 24 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, на территории города, в границах земельных участков, свободных от прав третьих лиц и находящихся в муниципальной собственности либо государственная собственность на которые не разграничена (приложение 1); определены места размещения передвижных цирков, передвижных зоопарков, передвижных луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес> в границах территорий, определенных схемами в приложении 2 к настоящему постановлению, и утвердить схемы границ территорий согласно приложению 3 (не приводится) (опубликовано в газете «Речь» ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Приложения № Постановления № утверждены коэффициенты, устанавливающие зависимость размера платы от вида размещаемого объекта (Kв), для сезонных аттракционов 2,54 %.
В соответствии с пунктом 2 Приложения № Постановления № утвержден коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кn), где Кn - равен количеству полных месяцев, в течение которых размещается объект (неполный месяц округляется до целого числа в большую сторону).
В постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» в пункте 23 указаны передвижные цирки, передвижные зоопарки и передвижные луна-парки, в пункте 24 - сезонные аттракционы, палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции.
Постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 № 1208 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории <адрес> объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов» утвержден Порядок и условия размещения на территории <адрес> объектов (за исключением объектов, указанных в пунктах 19, 23 - 25 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300) на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, Порядок и условия размещения на территории <адрес> объектов, указанных в пунктах 19, 23 - 25 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года № 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, где в пункте 3 Приложения № указано, что размер платы за право заключения Договора определяется как произведение среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (земель) (приложение к настоящему Порядку), площади, необходимой для размещения объекта услуг, и ставки платы за право на заключение Договора с применением повышающих (понижающих) коэффициентов, ставки платы за право на заключение Договора принимаются равными ставкам арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена либо земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (при размещении объекта услуг в границах земель, земельных участков, находящихся в муниципальной собственности), на территории соответствующего муниципального образования. Размеры повышающих (понижающих) коэффициентов устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Оспариваемые нормативные правовые акты (с учетом их изменений) приняты с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия, а также официального опубликования, которые полностью соответствуют Уставу муниципального образования Череповец, Регламенту, утвержденному постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
ФИО1 на основании договора о размещении объекта услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом <адрес>, получил право на размещение объекта услуг «сезонные аттракционы» на части земельного участка, площадью 25,0 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного <адрес> В разделе 3 договора о размещении объекта услуг № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что плата за право на заключение договора о размещении объекта услуг, определена в соответствии с Порядком, утвержденным постановление мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Таким образом, установлено, что плата по договору о размещении объекта услуг № от ДД.ММ.ГГГГ рассчитывается, в том числе с применением ставки 4,46 %, предусмотренной пунктом 1 Приложения № Постановления №, а также коэффициента, устанавливающие зависимость размера платы от вида размещаемого объекта (Kв), для сезонных аттракционов 2,54 %, и коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кn).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, поскольку в отношении административного истца применены оспариваемыми нормативные правовые акты, он вправе обращаться в суд с настоящим административным иском.
Основные принципы определения арендной платы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
К числу таких принципов относится, в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Исходя из указанного принципа, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган власти местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Соблюдение принципа экономической обоснованности уполномоченным государственным или муниципальным органом должно доказываться путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
В обоснование подтверждения соблюдения принципа экономической обоснованности ставки арендной платы, установленной в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков, для эксплуатации объектов торговли (торговые центры, рынки и развлечения), рынки, магазины, развлечения, утверждена – 4,46% (коэффициент С), указанной в пунктах 5, 5.1 Приложения № Постановления № 6263, административным ответчиком представлен отчет по разработке ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования «<адрес>», выполненный ООО «< > на основании заключенного между Комитетом по управлению имуществом <адрес> и ООО «< >», ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №. Согласно техническому заданию Комитета по управлению имуществом города ставки должны быть определены на ДД.ММ.ГГГГ; работы должны осуществляться с требованиями, в том числе Земельного Кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 16.07.2019 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации». Представлено заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления мэрии «О внесении изменений в постановление мэрии города от 25.12.2013 № 6263, данное управлением экономической политики мэрии.
Проанализировав представленные отчет и заключение, суд полагает, что в данных документах оценивались и обосновывались цифровые показатели ставок, утверждаемые оспариваемым нормативным правовым актом, были спрогнозированы доходы бюджета муниципального образования, сравнивались полученные показатели в целях выявления ставки арендной платы, учитывающей баланс интересов арендаторов земельных участков, учитывались данные, определяющие доходность земельных участков, присутствует сравнительный анализ различных ставок арендной платы и т.д.
Таким образом, установленный оспариваемой нормой размер ставки расчета арендной платы соответствует основным принципам определения арендной платы земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности.
ФИО1 также просит признать недействующими с момента принятия п. 5.1 Приложения 1 к Постановлению мэрии города Череповца от 25.12.2013 № 6263 (в редакции постановления мэрии от 12.08.2020 № 3259) и п. 1.2. Приложения 1 к Постановлению мэрии от 14.06.2019 № 2813 в связи с тем, что считает, при принятии нормативных актов в обжалуемой части не был соблюден принцип экономической обоснованности.
Суд полагает, данный вывод административного истца ошибочным.
Так, процедура размещения сезонных аттракционов, установленная постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2015 № 1208, в том числе путем проведения аукционов, и предполагает конкуренцию за право на размещение таких объектов.
ФИО1 добровольно заключал договоры на право размещения сезонных аттракционов с Комитетом по управлению имуществом города по установленной цене, возражений не имел.
Размер платы за право заключения договора на размещение объекта «сезонные аттракционы» определяется, в том числе, исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, ставки платы за право на заключение договора и коэффициента, устанавливающего зависимость размера платы от вида размещаемого объекта.
Экономическое обоснование коэффициента, устанавливающего зависимость размера платы от вида размещаемого объекта несопоставимо с критериями принципа экономической обоснованности размера арендной платы, коэффициентов, связанных с| категорией земель и видом разрешенного использования земельных участков.
Таким образом, принцип экономического обоснования, установленный постановлением Правительства РФ № 582 не подлежит применению в отношении коэффициента, устанавливающего зависимость размера платы от вида размещаемого объекта, поскольку не зависит от категории земель и вида разрешенного использования земельных участков.
Вместе с тем, административными ответчиками представлены обоснование коэффициента, устанавливающего зависимость размера платы от вида размещаемого объекта, заключение управления экономической политики мэрии об оценке регулирующего воздействия на проект постановления мэрии <адрес> «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>».
В основу обоснования положены анализ результатов аукционов по продаже права на заключение договора о размещении нестационарных объектов развозной торговли живыми и искусственными елями и соснами, елочными украшениями («елочные базары») на территории города, проводимых в 2016-2018 годах, как аналогов объектам «сезонные аттракционы», условием для выбора аналога явились: принцип сезонности, реализация непродовольственных товаров. Суд соглашается с данным обоснованием, поскольку в постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» в пункте 24 кроме сезонных аттракционов, указаны палатки и лотки, размещаемые в целях организации сезонных ярмарок, на которых осуществляется реализация продуктов питания и сельскохозяйственной продукции, что, по мнению суда не запрещает возможность проведение подобного анализа, проведенного Комитетом по управлению имущества <адрес>.
Иные доводы административного истца, в том числе о том, что коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта (Кn) (установлен постановлением мэрии от ДД.ММ.ГГГГ№) не может быть равным количеству полных месяцев, так как для расчета месячной суммы арендной платы подлежит применению 1/12 часть годовой платы, являются неверными в виду того, что в силу части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку указанные обстоятельства не могут быть предметом оценки в рамках административного судопроизводства.
Фактически доводы административного истца сводятся к несогласию с условиями заключенного договора о размещении объекта услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором расчет платы истцу произведен из расчета ставки 4,46 %, отнесенной в виду деятельности «сезонные аттракционы», а не к иным видам деятельности, а также повышающего коэффициента, устанавливающие зависимость размера платы от вида размещаемого объекта, для сезонных аттракционов 2,54 %, а не иного, и коэффициент, устанавливающий зависимость размера платы от продолжительности размещения объекта, который, по мнению истца, также неверно рассчитан.
Данные доводы не могут являться предметом спора, рассматриваемого в порядке главы 21 КАС РФ (производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов).
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Проанализировав приведенные нормативные правовые акты, оценив приведенные доводы сторон, представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд отказывает в иске, поскольку постановление мэрии города Череповца от 25.12.2013 № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», постановление мэрии города Череповца от 14.06.2019 № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>», в оспариваемой части принято в пределах компетенции данного органа муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Требования ФИО1 к мэрии <адрес>, Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании недействующими в части пункта 1 Приложения № к Постановлению мэрии города Череповца от 25.12.2013 № 6263 «Об арендной плате за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, об установлении ставок арендной платы и коэффициентов в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», в части пунктов 1, 2 Приложения № к Постановлению мэрии города Череповца от 14.06.2019 № 2813 «О размещении передвижных цирков, зоопарков, луна-парков и сезонных аттракционов на территории <адрес>», - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2022 года.
Судья < > С.В.Изюмова