ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1695/20 от 15.07.2020 Ковровского городского суда (Владимирская область)

Дело №2а-1695/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ковров 15 июля 2020 года

Ковровский городской суд Владимирской области в составе судьи Королева А.Н.

при секретаре Алфимовой Виктории Андреевне

с участием административного истца Леонтьева Александра Геннадьевича,

представителей Совета народных депутатов города Коврова Морозова Дмитрия Юрьевича, Ванюшиной Елены Валентиновны,

представителей конкурсной комиссии Шикина Михаила Юрьевича, Кашицына Сергея Владимировича,

представителя администрации города Коврова Барановой Инессы Анатольевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонтьева Александра Геннадьевича о признании незаконными действий конкурсной комиссии, выразившихся в отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Коврова, возложении обязанности восстановить нарушенные избирательные права в части дальнейшего участия в конкурсе,

установил:

Леонтьев Александр Геннадьевич обратился в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением о признании незаконными действий конкурсной комиссии, выразившихся в отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Коврова, возложении обязанности восстановить нарушенные избирательные права в части дальнейшего участия в конкурсе.

В обоснование указал, что в городе Коврове проводится конкурс на должность главы города. В соответствии с условиями конкурса он проводится в 2 этапа. На первом этапе конкурсная комиссия проверяет документы, представленные кандидатами на должность главы города, на соответствие условиям конкурса и принимает решение о допуске кандидатов ко второму этапу. Он также принял участие в конкурсе и подал необходимые документы, в том числе справку о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, заверенную департаментом безопасности администрации Владимирской области. Однако конкурсная комиссия данную справку посчитала не представленной и не допустила его к участию во втором этапе конкурса. Эти действия конкурсной комиссии являются незаконными, поэтому он обратился в суд с административным иском.

В судебном заседании административный истец Леонтьев А.Г. поддержал заявленные требования. Пояснил, что справка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31.12.2019 подана им 31.03.2020 в департамент безопасности администрации Владимирской области, проверена, при этом каких-либо нарушений им не допущено. В этой справке указано, что она подана в рамках декларационной кампании. Такая же справка была им изготовлена и подана уже в ходе конкурса 20.06.2020 тоже с указанием, что она подана в рамках декларационной кампании. Считает, что законодательство не возлагает на кандидатов на пост главы города Коврова обязанности изготовить еще одну справку о доходах с указанием, что она подана для участия в конкурсе. В любом случае, отказ только по этому основанию в допуске ко второму этапу является явно формальным и незаконным. Доводы административного ответчика о том, что он должен был представить часть данных об имуществе по состоянию на 01.06.2020, считает необоснованными, поскольку в условиях конкурса об этом не указано.

Представители административного ответчика конкурсной комиссии, заинтересованных лиц Совета народных депутатов города Коврова, администрации города Коврова просили в удовлетворении административного иска отказать. Указали, что в соответствии с условиями конкурса Леонтьев А.Г. должен представить справку о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Эта справка кандидатом представляется в департамент безопасности администрации Владимирской области, который проводит проверку представленных данных. Однако Леонтьев А.Г. такую справку не изготовил и не представил, а использовал ранее поданную (в марте 2020 года) в департамент безопасности администрации Владимирской области справку, которую он обязан ежегодно подавать как депутат представительного органа местного самоуправления. Данный факт им самим не отрицается и подтверждается тем, что на справке указано «в рамках декларационной кампании». Для участия в конкурсе на должность главы города Коврова на справке должна быть указана соответствующая цель, например, «для участия в конкурсе». Поэтому конкурсная комиссия не вправе рассматривать эту справку, поскольку она явно подана для других целей. Кроме того, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции Леонтьев А.Г. должен был представить сведения о своем имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.06.2020, в то время как представленная им справка содержит сведения по состоянию на 31.12.2019. В связи с этим конкурсная комиссия безусловно обязана не допустить Леонтьева А.Г. к участию во втором этапе конкурса.

Представитель департамента безопасности администрации Владимирской области и прокурор, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению административного дела.

Суд, выслушав административного истца, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

Частью 1, пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.

Абзацами 1, 3, 4, 7-9 части 21 указанной статьи предусмотрено, что порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

В муниципальном районе, муниципальном округе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Условиями конкурса могут быть предусмотрены требования к профессиональному образованию и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены учитываемые в условиях конкурса требования к уровню профессионального образования и (или) профессиональным знаниям и навыкам, которые являются предпочтительными для осуществления главой муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Представительному органу муниципального образования для проведения голосования по кандидатурам на должность главы муниципального образования представляется не менее двух зарегистрированных конкурсной комиссией кандидатов.

Из материалов административного дела следует, что в мае 2020 года в связи с отставкой главы города Коврова на территории данного городского округа назначены выборы нового главы города.

Частью 2 статьи 3 Закона Владимирской области от 14.11.2014 №120-ОЗ «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области» предусмотрено, что глава городского округа в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию либо избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию, если частями 3, 4 настоящей статьи не предусмотрено иное.

Уставом города Коврова предусмотрено проведение конкурса (часть 2 статьи 31).

Решением Совета народных депутатов города Коврова от 28.05.2020 №101 объявлено о проведении конкурса на должность главы города Коврова, определен порядок проведения конкурса.

Конкурс проводится в 2 этапа. На первом этапе конкурсная комиссия проверяет представленные кандидатами документы и в случае их несоответствия условиям конкурса не допускает кандидатов ко второму этапу. На втором этапе проводится собеседование, на котором заслушиваются кандидаты, оцениваются их качества, после чего комиссия рекомендует кандидатов Совету народных депутатов города Коврова либо отказывает в рекомендации.

Леонтьев А.Г. принял решение участвовать в данном конкурсе и подал необходимые для участия документы.

Согласно пункту 11 Приложения №1 к решению Совета народных депутатов города Коврова от 28.05.2020 №101, кандидаты на должность главы города должны представить справку о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера с отметкой о принятии департамента безопасности администрации Владимирской области. При этом сведения представляются за предшествующий год, то есть по состоянию на 31.12.2019.

Леонтьевым А.Г. ранее (в марте 2020 года) в соответствии с положениями законодательства о противодействии коррупции подана в департамент безопасности администрации Владимирской области ежегодная справка о его доходах и имуществе по состоянию на 31.12.2019. Поскольку справка подается для ежегодного отчета муниципальных служащих (Леонтьев А.Г. является депутатом представительного органа местного самоуправления в Камешковском районе), на ней на первом листе указано, что она подается в рамках декларационной кампании.

Справку о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Леонтьев А.Г. представил и в рамках конкурса на должность главы города Коврова с той же отметкой о подаче этой справки в рамках декларационной кампании.

В представленной им в конкурсную комиссию справке сведения об имуществе кандидата и обязательствах имущественного характера отражены по состоянию на 31.12.2019.

Однако положениями федерального и областного законодательства установлены иные требования.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с нормами Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» принят Закон Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области».

Частью 1, пунктом 1 части 4 статьи 89 данного Закона предусмотрено, что граждане, претендующие на замещение муниципальных должностей, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют Губернатору Владимирской области сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности, при подаче документов для замещения муниципальной должности представляет сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения муниципальной должности, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения муниципальной должности (на отчетную дату).

В апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 №44-АПА19-11 высказана правовая позиция по вопросу о том, обязаны ли лица, претендующие на должность главы муниципального образования, представлять справки о своих доходах и имуществе.

Решением Чайковской городской Думы от 8 октября 2018 года №39 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Чайковского - главы администрации города Чайковского» утверждено Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города Чайковского - главы администрации города Чайковского.

Пунктом 4.3 Положения установлен перечень документов, которые кандидат на должность главы города Чайковского - главы администрации города Чайковского обязан представить в конкурсную комиссию, а также определена процедура представления этих документов в комиссию.

Так, кандидат обязан представить в конкурсную комиссию, в том числе сведения о своих доходах, доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за календарный год, предшествующий году подачи документов для участия в конкурсе, а также сведения о своем имуществе, имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для участия в конкурсе, по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460 (подпункт 9).

Верховным Судом Российской Федерации указанное Положение признано не противоречащим федеральному законодательству. При этом Судебной коллегией по административным делам указано, что суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными утверждения административных истцов о том, что оспариваемые нормы неправомерно понуждают кандидата к предоставлению сведений о доходах, расходах и имуществе ранее дня вступления в должность главы города, поскольку указанные нормы не противоречат федеральному законодательству в сфере избирательного права и противодействия коррупции, соответствуют законодательству субъекта Российской Федерации и не содержат коррупциогенных факторов.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации признал законным истребование у кандидатов на должность главы муниципального образования сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также подчеркнул, что эти требования соответствует законодательству субъекта Российской Федерации.

С учетом изложенных требований Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области» (аналогичных тем требованиям, которые признаны законным Верховным Судом Российской Федерации), Леонтьев А.Г. должен для участия в конкурсе на должность главы города Коврова представить сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов, то есть по состоянию на 01.06.2020.

Из материалов административного дела следует и самим административным истцом не отрицается, что такие сведения он не представил, поскольку им направлена справка об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31.12.2019.

Таким образом, он не исполнил требования Закона Владимирской области от 10.11.2008 №181-ОЗ «О противодействии коррупции во Владимирской области».

В связи с этим имеются основания для недопуска его к участию в втором этапе конкурса на должность главы города Коврова.

Доводы административного истца о том, что в пункте 11 Приложения №1 к решению Совета народных депутатов города Коврова от 28.05.2020 №101 не было указано о необходимости представить сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов, суд не считает обоснованными, поскольку такая обязанность предусмотрена федеральным и областным законодательством о коррупции. В любом случае, административный истец мог, по мнению суда, обратиться в конкурсную комиссию за разъяснением данного положения.

При этом суд учитывает, что частями 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что непредставление гражданином при поступлении на муниципальную службу сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на муниципальную службу. Невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с муниципальной службы.

В соответствии с положениями законодательства о противодействии коррупции справка о доходах и имуществе представляется по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года №460.

Данным Указом предусмотрено заполнение указанной справки с помощью специального программного обеспечения «Справки БК», которое можно свободно загрузить с официального сайта Президента Российской Федерации (пункт 2).

Из объяснений участников процесса следует, что если бы Леонтьев А.Г. заполнял справку о доходах и имуществе с помощью данного программного обеспечения и указал бы при этом цель «для участия в конкурсе», то программный комплекс предоставил возможность оформить справку именно на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения муниципальной должности.

Суд также учитывает, что все иные кандидаты на должность главы города Коврова представили справки об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.06.2020. Допуск в этом случае Леонтьева А.Г. к участию в конкурсе нарушил бы принцип равенства кандидатов, свидетельствовал бы о неравных условиях для них и вызвал бы сомнения у граждан в объективности конкурсной комиссии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении административных исковых требований следует отказать.

Частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что апелляционные жалоба, представление на решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права граждан Российской Федерации на участие в референдуме, которые регулируют отношения, связанные с данной избирательной кампанией, кампанией референдума, по делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Поскольку глава города Коврова избирается представительным органом местного самоуправления, депутаты которого избираются непосредственно населением, суд полагает, что настоящее административное дело связано с защитой избирательных прав. Следовательно, срок обжалования решения по настоящему административному делу составляет 5 дней.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Леонтьева Александра Геннадьевича оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 5 дней со дня его принятия.

Судья А.Н. Королев