ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1695/20 от 15.09.2020 Щекинского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 сентября 2020 года п. Теплое Тепло-Огаревского района

Тульской области

Щекинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Жучковой О.А.,

при секретаре Дубровиной Т.С.,

с участием административного истца помощника прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Трембич Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-1695/2020 по административному исковому заявлению прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Тепло-Огаревского района Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о недропользовании и охране недр, в ходе которой установлена интернет-страница, расположенная по адресу: https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera, на которой размещена информация о продаже дипломов маркшейдера.

Указанная на странице в сети «Интернет» по адресу: https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera информация находится в свободном доступе и вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения документов об образовании по специальности маркшейдера, без фактического обучения и прохождения итоговой аттестации, что нарушает запреты, установленные федеральным законодательством.

В связи с чем административный истец просил признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта: https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera, а решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе данной страницы сайта в «Единый реестр доменных имен, указателей сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В судебном заседании помощник прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области Трембич Ю.В. заявленные требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Указал, что информация, расположенная на указанном сайте, ранее не признавалась запрещенной, доступ к ней не ограничен.

В силу положений ст. 150 КАС РФ суд счел возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав помощника прокурора, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 149-ФЗ).

На основании ст. 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п. п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.

Как следует из ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июня 2006 г. N 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 этого же Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006, в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Как следует из материалов дела, в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", проведенного прокуратурой Тепло-Огаревского района Тульской области установлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о продаже документов об образовании – удостоверений повышения квалификации маркшейдера, без фактического обучения и прохождения итоговой аттестации.

Вход в указанный сайт свободный, не требует дополнительной регистрации, информация о нем распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен.

На момент проверки страница сайта по адресу: https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera, в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует.

В ходе проверки владелец (администратор) доменных имен https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera не установлен.

Между тем, в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Согласно п. 16 ст. 60 указанного Федерального закона за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

В силу п. п. 43 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуется получение лицензии, в том числе входят: производство маркшейдерских работ.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 257 "О лицензировании производства маркшейдерских работ" лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемой деятельности (лицензиату) являются, в том числе:

- наличие в штате юридического лица работника, имеющего высшее профессиональное образование по специальности "маркшейдерское дело" (имеющего высшее профессиональное образование и прошедшего профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности), аттестованного в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ) и имеющего стаж работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 3 лет;

- наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по специальности "маркшейдерское дело" (высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки с получением квалификации по указанной специальности), удостоверения об аттестации в области промышленной безопасности (маркшейдерского обеспечения

безопасного ведения горных работ), и стажа работы в области осуществления лицензируемой деятельности не менее 5 лет;

- повышение квалификации индивидуального предпринимателя и работников юридического лица, осуществляющих лицензируемую деятельность, не реже 1 раза в 3 года.

В силу п. 6 указанного Постановления Правительства для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также среди прочего, копии документов (дипломов, аттестатов, удостоверений), подтверждающих квалификацию работников юридического лица (индивидуального предпринимателя), осуществляющих лицензируемую деятельность.

Согласно п. п. 9, 10 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 N 18 "Об утверждении Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" деятельность служб главного геолога и главного маркшейдера должна быть направлена на обеспечение эффективности производства и промышленной безопасности, предупреждение нерационального использования недр и нарушений требований по их охране.

Работники, ответственные за осуществление производственного контроля, при производстве геологических и маркшейдерских работ должны иметь:

- высшее техническое образование соответствующего профиля;

- стаж работы не менее 3 лет на соответствующей работе на опасном производственном объекте отрасли;

- удостоверение, подтверждающее прохождение аттестации по промышленной безопасности и охране недр.

Из п. 27 Постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 22.05.2001 N 18 "Об утверждении Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр" следует, что лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации "О недрах", в нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 24 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору.

Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются, в том числе, допуск к работам лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию, а к руководству горными работами - лиц, имеющих соответствующее специальное образование.

Согласно ст. 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.

Кроме того, подделка официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа является уголовно наказуемым деянием, предусмотренным ст. 327 УК РФ.

Таким образом, документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программе последующего уровня образования, а также необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.

Основанием для внесения указанного Интернет-ресурса в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Таким образом, с учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона следует признать информацию, содержащуюся на указанном Интернет-сайте, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, принимая во внимание вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований и необходимости признания информации, размещенной на Интернет-ресурсе по сетевому адресу: https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera, запрещенной для распространения в Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,

решил:

административное исковое заявление прокурора Тепло-Огаревского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на странице сайта https://rudok.co/povishenie-kvalifikacii-marksheydera.

Настоящее решение является основанием для включения указанных страниц сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Щекинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 17.09.2020 года.

Председательствующий подпись