ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1697/20 от 27.01.2021 Канашского районного суда (Чувашская Республика)

Дело № 2а - 265/2021

УИД <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Никифорова С.В.,

при секретаре судебного заседания Энюховой М.Н.,

с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Страстотерцева К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики административное дело по иску и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики к административному ответчику администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов с возложением обязанности по проведению данной экспертизы,

у с т а н о в и л :

И.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия, выразившегося в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной ДД.ММ.ГГГГ Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения администрацией Хучельского сельского поселения антикоррупционного законодательства в части исполнения обязанности проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов установлено, что администрацией поселения в нарушение требования статей 3 и 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» о проведении антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных правовых актов, не проводилась антикоррупционная экспертиза следующих муниципальных нормативных правовых актов:

-постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О совершении нотариальных действий»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления Хучельского сельского поселения Канашского райогна Чувашской Республики и предоставление этих сведений средствами массовой информации для опубликования»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики».

Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов проводится с целью выявления и исключения из них коррупционных факторов. По мнению прокурора, указанное нарушение федерального закона нарушает права неопределенного круга лиц, в частности, жителей населенных пунктов муниципального образования Хучельского сельского поселения, граждан, временно находящихся на территории населенных пунктов данного муниципального образования, на которых распространяется действие принятых органами местного самоуправления данного муниципального образования нормативных правовых актов, а также создает условия для проявления коррупции, и свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика.

В судебном заседании прокурор Страстотерцев К.Д. административные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика - глава администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Иванов Л.Г. исковые требования прокурора признал и пояснил, что в настоящее время по указанным постановлениям администрации Хучельского сельского поселения антикоррупционная экспертиза проведена.

Суд, выслушав прокурора, пояснения представителя административного ответчика, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.

Согласно статьи 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ и в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального Закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Согласно частям 3 и 4 статьи 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

В силу п.п. 3 п. 1 и п. 4 ст. 3 указанного Федерального закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики регулируются Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов, утвержденным Постановление Кабинета Министров ЧР от 25.12.2007 № 348, Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 14 «О противодействии коррупции».

В соответствии со статьей 15 Закона Чувашской Республики от 04.06.2007 №14 «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, осуществляют меры по противодействию коррупции в границах муниципальных образований.

Постановлением администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о мониторинге муниципальных правовых актов Хучельского сельского поселения Канашского района, которое разработано в целях совершенствования муниципальных нормативных правовых актов и обеспечения законности в правотворческой деятельности поселения.

Целями проведения мониторинга является выявление коррупционных факторов в муниципальных правовых актах и их последующее устранение (п. 4 Положения).

Согласно п<данные изъяты> данного Положения при осуществлении мониторинга проверяется наличие в нормативном правовом акте коррупционных факторов.

Таким образом, проведение антикоррупционной экспертизы обязательно для всех органов власти, уполномоченных принимать нормативные правовые акты, в данном случае для администрации Хучельского сельского поселения <адрес>. Проведение экспертизы позволяет контролировать содержание нормативных правовых актов не только на стадии их подготовки (проекта), но и в период их действительного применения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Канашского межрайонного прокурора Л. в ходе проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства выявлено, что администрацией Хучельского сельского поселения не проводилась антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов: постановлений от ДД.ММ.ГГГГ «О совершении нотариальных действий», от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления Хучельского сельского поселения Канашского райогна Чувашской Республики и предоставление этих сведений средствами массовой информации для опубликования» и от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики» (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании представитель административного ответчика не отрицал, что антикоррупционная экспертиза указанных постановлений на момент проверки не проводилась, но она проведена на момент рассмотрения настоящего административного дела.

Поскольку указанные обстоятельства являются прямым нарушением федерального законодательства, то исковые требования и.о. Канашского межрайонного прокурора, подлежат удовлетворению. При этом требование прокурора о возложении на ответчика обязанности проведения данной экспертизы следует признать исполненным.

В силу части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики, выразившееся в непроведении антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов:

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О совершении нотариальных действий»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и предоставление этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики».

Обязать администрацию Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О совершении нотариальных действий»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и членов их семей на официальном сайте органа местного самоуправления Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики и предоставление этих сведений средствам массовой информации для опубликования»;

- постановления администрации Хучельского сельского поселения Канашского района от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых постановлений администрации Хучельского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики».

Решение в части возложения на административного ответчика администрацию Хучельского сельского поселения Канашского района обязанности по проведению антикоррупционной экспертизы признать исполненным.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение01.02.2021