ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1697/2022 от 06.09.2022 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0002-01-2022-002025-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Воркута

06 сентября 2022 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административных ответчиков ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН по Республике Коми ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском, с учетом уточнения, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в сумме 10000 руб., признании незаконными действий ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ограничивающими доступ к правосудию.

В обоснование требований ФИО1 указал, что Учреждением ему не были вручены уведомления о судебном заседании по делу № 2-2899/2021 Сыктывкарского городского суда, вследствие чего он был лишен доступа к правосудию.

В судебном заседании ФИО1 требования административного иска поддержал, пояснив, что иск в суд предъявил о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, к которым относит факт невручения ему повестки на судебное заседание, назначенное Сыктывкарским городским судом 13.05.2021, а также вручение 18.05.2021 извещения на 17.05.2021.

В отзыве на административное исковое заявление ответчик представитель ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России с требованиями не согласился, считает что административным истцом пропущен срок на обращение в суд, поскольку ФИО1 обжалует действия сотрудников СИЗО-3 по невручению ему корреспонденции. Также по существу спора представитель указывает о ведении документооборота в Учреждении в соответствии с Инструкцией по делопроизводству, утвержденной приказом ФСИН 10.08.2011 № 463. В службе делопроизводства вскрываются все пакеты, кроме с пометкой «лично». Поступившие документы подлежат централизованной регистрации в день поступления. 13.05.2021 посредством электронной почты на имя ФИО1 поступило извещение Сыктывкарского городского суда о назначении судебного заседания 17.05.2021, а также заявка на проведение ВКС. Также, в период с 16.03.2021 по 17.05.2021 ФИО1 поступили четыре конверта с пометкой «лично» и не вскрывались. Извещение на 13.05.2021 не поступало.

Представитель СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФИН России по Республике Коми по доверенности ФИО2 с требованиями административного истца не согласился по доводам отзыва.

Суд, выслушав административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).

В силу ст.74 УИК РФ следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое.

В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц.

Согласно ст.20 Закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, п.87 Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений утверждаются в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, утвержденных Приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (действовали до 17.07.2022), вручение писем и телеграмм, поступающих на имя подозреваемого или обвиняемого, а также отправление его писем адресатам производятся администрацией СИЗО не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его подозреваемым или обвиняемым, за исключением праздничных и выходных дней.

В соответствии с п.89 ПВР СИЗО вся корреспонденция подозреваемых и обвиняемых подлежит регистрации в специальном журнале с указанием даты ее поступления и отправления.

Как установлено в судебном заседании, по данным Журнала учёта входящих документов в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми 23.03.2021 из Сыктывкарского городского суда поступили извещения на 13.05.2021 для ФИО3 и ФИО1 (порядковый № 4792ос), а также заявка на ВКС 13.05.2021 с участием указанных лиц.

13.05.2021 из Сыктывкарского городского суда поступили извещения для ФИО1, ФИО3 на 17.05.2021 (порядковый № 8565ос) и заявка на ВКС на ту же дату.

Из материалов гражданского дела № 2-2899/2021 Сыктывкарского городского суда следует, что участие, в том числе ФИО1, в судебном заседании 13.05.2021 не состоялось по причине убытия в ИВС г.Печоры (дело № 2-2899/2021, л.д.63).

После объявленного перерыва, 17.05.2021 ФИО1 принял участие в судебном заседании.

Судебное извещение на 17.05.2021 было вручено ФИО1 18.05.2021. Также на имя ФИО1 поступали 4 закрытых конверта: 12.04.2021, 13.04.2021, 26.04.2021, 29.04.2021.

Как указывает ФИО1, в результате действий ФКУ СИЗО-3 он был лишен доступа к правосудию. Однако данное утверждение подтверждения в судебном заседании не нашло.

В материалах гражданского дела № 2-2899/2021 Сыктывкарского городского суда отсутствует расписка-извещение ФИО1 о судебном заседании 13.05.2021. Однако данное обстоятельство причиной отложения судебного заседания или рассмотрения дела в отсутствие ФИО1 не явилось. Участие ФИО1 при рассмотрении дела было обеспечено 17.05.2021.

Вручение ФИО1 извещения 18.05.2021 было осуществлено в течение 3-х рабочих дней с момента поступления, что соответствует указанным выше правилам, кроме того не повлияло на возможность участия ФИО1 в судебном заседании.

В судебном заседании 17.05.2021 ФИО1 об отложении судебного разбирательства не просил, заявил о готовности участвовать, давал пояснения по существу спора (дело № 2-2899/2021, л.д.69-71).

Пп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, поскольку признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Поскольку отсутствие извещения ФИО1 о судебном разбирательстве 13.05.2021 и вручение извещения на 17.05.2021 – 18.05.2021 не повлекло никаких неблагоприятных последствий для административного истца, не ограничило ему доступ к правосудию, участие в судебном заседании было обеспечено, в том числе путем организации видеоконференц-связи в назначенную судом дату, оснований для признания действий ФКУ СИЗО-3 незаконными не имеется.

Как пояснил административный истец, требуемая им денежная сумма представляет собой компенсацию за ненадлежащие условия содержания. Однако при рассмотрении настоящего спора, в пределах приведенных истцом доводов, такие условия из установленных обстоятельств не следуют, в связи с чем в требованиях истцу надлежит отказать в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании незаконными действий, взыскании компенсации за нарушение условий содержания, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме –12.09.2022.

Судья Е.Ю.Солодилова