ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1698/20 от 26.08.2020 Ейского городского суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ейск «26» августа 2020г.

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующий судья Вихор П.Н.,

при секретаре Бондаревой А.И.,

с участием помощника Ейского межрайонного прокурора Шемет В.И., представителя административного истца ОМВД России по Ейскому району Долгих О.И., административного ответчика несовершеннолетнего Борисенко А.Е., его законного представителя Борисенко Е.В. и защитника – адвоката Уфимцевой Т.И., представившей удостоверение №4693 и ордер №120285 от 26.08.2020, а также педагога Беззубовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению отдела МВД России по Ейскому району Краснодарского края о помещении несовершеннолетнего ФИО\2ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) ГУ МВД России по Краснодарскому краю,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ОМВД РФ по Ейскому району Краснодарского края обратился в суд с административным исковым заявлением о помещении несовершеннолетнего ФИО\2 в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю, сроком до 30 суток в соответствии с п.п.4 ст.22 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в связи с совершением несовершеннолетним общественно-опасного деяния, содержащего признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ.

В исковом заявлении и в судебном заседании представитель административного истца по доверенности Долгих О.И. на исковых требованиях настаивала, приводя обоснование иска следующие доводы.

ДД.ММ.ГГГГ в отделе МВД России по Ейскому району зарегистрирован материал КУСП от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдовых мероприятий около 12 часов в <адрес> в лесозащитной полосе был выявлен несовершеннолетний ФИО\2ДД.ММ.ГГГГ г.р., у которого был обнаружен сверток, обмотанный в синюю изоляционную ленту. Данный сверток был изъят в ходе осмотра места происшествия в присутствии двух понятых и направлен на экспертизу. Согласно проведенного экспертного исследования в изъятом свертке содержалось наркотическое вещество- производное N-метилэфедрона, весом 0,43 гр., что является значительным размером.

31.07.2020 в возбуждении уголовного дела, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ по факту незаконного приобретения несовершеннолетним ФИО\2 наркотического вещества отказано на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступлении и не достижения возраста уголовной ответственности.

Ранее, Ейским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Краснодарскому краю проводилась проверка по факту безвестного исчезновения несовершеннолетнего ФИО\2, который 25.01.2020 в течении суток не вернулся домой. По данному факту 21.02.2020 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

09.03.2020 несовершеннолетний ФИО\2 поставлен на профилактический учет ОПДН на основании п.49.1.4 приказа МВД России г. – как лицо совершившее антиобщественное деяние.

По месту обучения в МБОУ СОШ <адрес>ФИО\2 характеризуется как уравновешенный, в меру сдержанный, поддается чужому влиянию, имеет широкий круг друзей и знакомых. Состоит на внутришкольном учете за самовольный уход из дома.

Проживает в полной семье, семейный достаток высокий, в семье воспитывается еще младший брат – ФИО\3ДД.ММ.ГГГГ г.р.

По мнению представителя административного истца имеется необходимость в применении к ФИО\2 такой профилактической меры, как помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю в целях предупреждения совершения им повторных правонарушений и общественно-опасных деяний.

Законный представитель административного ответчика ФИО\8 возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что ФИО\2 посещает школу, семья полная, родители пользуются у несовершеннолетнего авторитетом, с ним проведена воспитательная беседа, в семье взаимопонимание, воспитательных мер уже принятых к несовершеннолетнему достаточно.

Педагог ФИО\10 поддержала мнение законного представителя несовершеннолетнего, мотивируя позицию положительными характеристиками несовершеннолетнего и достаточностью принятых к нему воспитательных мер.

Адвокат полагает, что нет оснований для помещения ФИО\8 в центр содержания несовершеннолетних правонарушителей, поскольку нарушение совершено впервые, воспитательного воздействия родителей на несовершеннолетнего будет достаточно для предотвращения новых правонарушений.

В заключении прокурор полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием оснований для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В силу ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Положениями ч.ч.3-5 ст.2 КАС РФ установлено, что предусмотренные КАС РФ общие правила административного судопроизводства в судах первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций применяются ко всем категориям административных дел с учетом особенностей производства по отдельным категориям административных дел, установленных КАС РФ. В случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Административное судопроизводство осуществляется в соответствии с теми нормами процессуального права, которые действуют во время рассмотрения и разрешения административного дела, совершения отдельного процессуального действия.

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №36 от 27.09.2016 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» разъяснено, что в соответствии со ст.1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 ст.1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, дела о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Согласно пп.4 ч.2 ст.22 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются: 2) постановление судьи - в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2 - 6 пункта 2 настоящей статьи (п.2 ч.3 ст.22 ФЗ №120-ФЗ)

В силу ст.31.1 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ материалы о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел должны содержать: достаточные данные, подтверждающие совершение общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность за эти деяния, или правонарушения, влекущего административную ответственность, либо факт самовольного ухода из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа; указание на цели и мотивы помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел; данные, свидетельствующие о необходимости обеспечения защиты жизни или сохранения здоровья несовершеннолетнего либо предупреждения совершения им повторного общественно опасного деяния.

Из материалов дела следует, что ФИО\2 является несовершеннолетним, на момент совершения противоправного деяния не достигшим возраста 16 лет (л.д.13).

Материалами дела установлено, что на профилактическом учёте отделения по делам несовершеннолетних ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Ейскому району, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних (КДН и ЗП МО Ейский район) несовершеннолетний ФИО\2 ранее состоял в связи с суточным отсутствием дома, по факту чего следственным органами проведена проверка и в возбуждении уголовного дела отказано по п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием событий преступления. То есть указанное в административном исковом заявление противоправное деяние совершено несовершеннолетним впервые (л.д.11-12, 16).

Характеризуется ФИО\2 по месту жительства и по месту обучения удовлетворительно. Жалоб и нареканий в отношении него не поступало. Проживает в неполной семье, в достатке. Оба родителя принимают участие в воспитании сына (л.д.19, 21-22). Сведений о нахождении членов семьи несовершеннолетнего на профилактических учетах в ОМВД России по Ейскому району и муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних не представлено.

31.07.2020 инспектором ОУУП и ПДН отдела МВД России по Ейскому району ФИО\13 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО\2 по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.228 УК РФ по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ - отсутствие в деянии состава преступления, поскольку он в силу возраста не является субъектом указанного преступления (л.д.5-7).

Как пояснил ФИО\2 он раскаивается в совершенном деянии и обещает впредь подобного не совершать.

Суд полагает, что при рассмотрении названной категории дел определяющим является не факт совершения несовершеннолетним правонарушения, а именно защита основных прав несовершеннолетнего и профилактика совершения им новых противоправных действий. В данном случае судом установлено, что общественно опасное деяние несовершеннолетним совершено впервые, члены семьи ребенка могут надлежащим образом выполнять свои обязанности по воспитанию подростка и нести ответственность за его действия. Подросток обеспечен всем необходимым для проживания и проведения досуга. Члены семьи несовершеннолетнего ведут законопослушный образ жизни и стараются оказывать на него положительное влияние, следовательно, есть возможность достижения профилактических целей без помещения несовершеннолетнего в Центр.

ФИО\2 не выбыл из-под надлежащего контроля родителей, последние могут обеспечить должный контроль за его поведением. Данных, свидетельствующих о том, что родители несовершеннолетнего не могут осуществлять за ним надлежащий контроль и надзор, в суд не представлено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ОМВД России по Ейскому району Краснодарского края о помещении ФИО\2ДД.ММ.ГГГГ года рождения в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Краснодарскому краю отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ейский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения.

Судья