ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1699/19 от 11.09.2019 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

89RS0001-01-2019-002710-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2019 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Афанасенко В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1699/2019 по административному исковому заявлению прокурора города Салехард действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Салехард о признании частично недействующим нормативного правового,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Салехард, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о признании частично недействующим нормативного правового.

В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Салехард проведена правовая экспертиза постановления администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 в результате которой установлено то, что указанным постановлением утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в г. Салехард. В пункте 3.4.7 Постановления определены основания для проведения внеплановой проверки граждан, а именно: поступление в орган муниципального земельного контроля обращения (заявления) гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, указывающего на нарушение установленных требований по использованию земель; публикация в средствах массовой информации сведений, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; непосредственного обнаружения инспектором данных, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Первоначальный текст постановления опубликован на официальном интернет-сайте МО г. Салехард- http://www.salekhard.org 07.08.2013 и в газете «Полярный круг», спецвыпуск № 33/1, 15.08.2013. В действующей редакции текст постановления опубликован на официальном интернет-сайте МО г. Салехард- http://www.salekhard.org - 26.09.2017 и в газете «Полярный круг», спецвыпуск № 39/1, 28.09.2017. Указанный нормативно-правовой акт издан в соответствии со ст.72 ЗК РФ с целью установления порядка осуществления муниципального земельного контроля. Из п. 1 ст. 72 ЗК РФ, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Согласно п.2 ст.72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи. Из положений ч.1 ст.17.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный контроль организуется и осуществляется органами местного самоуправления, его предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а также соблюдение требований установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. Основания для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля перечислены в ст. 71.1 ЗК РФ. Согласно п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях: 1) предусмотренных ч. 2 ст. 10 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; 2) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства РФ, за которые законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность; 3) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан; 4) предусмотренных ч. 23 ст. 8 ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 5) предусмотренных п. 16 ст. 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Рассматривая вопрос о соблюдении администрацией МО г. Салехард компетенции при издании оспариваемого нормативного правового акта, необходимо учесть, что воспроизведение в этом акте положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, само по себе не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта (п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48). Оспариваемые положения постановления, не воспроизводя положения п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ и иных норм федерального законодательства, устанавливают самостоятельные основания для проведения внеплановых проверок граждан. Указанное свидетельствует, что оспариваемые положения п.3.4.7 постановления администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 (в редакции от 26.09.2017) «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард» в части установления новых оснований для проведения внеплановых проверок в отношении граждан противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. У органов местного самоуправления отсутствуют полномочия на самостоятельное определение оснований внеплановой проверки в отношении граждан, федеральным законодательством установлено иное правовое регулирование, не предусматривающее возможности принятия на местном уровне нормативных правовых актов, регулирующих введение самостоятельных, отличных от закрепленных в п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, оснований для проведения внеплановой проверки граждан. Применение оспариваемых положений постановления нарушает принцип верховенства федеральных законов на территории РФ (ст. 4 Конституции РФ). По результатам прокурорской проверки в адрес администрации г. Салехард принесен протест от 06.05.2019, внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых дан ответ об отказе в удовлетворении требований.

Просил признать п. 3.4.7 административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард, утвержденного Постановлением администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 (в редакции от 26.09.2017) недействующим в части установления новых оснований для проведения внеплановых проверок граждан с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора г. Салехард Усенова Б.А. уточнила исковые требования, просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 3.4.7 Постановления администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 (в редакции от 26.09.2017) «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард», в части установления следующих оснований для проведения внеплановых проверок граждан: поступление в орган муниципального земельного контроля обращения (заявления) гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, указывающего на нарушение установленных требований по использованию земель; публикация в средствах массовой информации сведений, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; непосредственного обнаружения инспектором данных, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выступила по доводам, приведенным в иске.

Представитель ответчика администрации МО г. Салехард Вакула В.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, указав, на наличие у МО г. Салехард полномочий на самостоятельное определение оснований внеплановой проверки в отношении граждан.

Выслушав стороны, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению.

Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Судом установлено, что Постановлением администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 (в редакции от 26.09.2017) утвержден административный регламент осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард. Постановление издано в соответствии со ст. 72 ЗК РФ с целью установления порядка осуществления муниципального земельного контроля.

Оспариваемый акт в установленном порядке опубликован для всеобщего сведения в официальном средстве массовой информации в газете «Полярный круг», а также на официальном интернет-сайте МО г. Салехард.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленной компетенции, процедурных нарушений при принятии указанного акта допущено не было.

Между тем, административный истец - прокурор г. Салехарда, обращаясь с настоящим иском в суд, указывает, что оспариваемый им акт в части противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный контроль организуется и осуществляется органами местного самоуправления, его предметом является соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а также соблюдение требований установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений этой статьи.

Таким образом, осуществление муниципального земельного контроля должно соответствовать нормам законодательства Российской Федерации и может реализовываться в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:

- предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (подпункт 1);

- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (подпункт 2);

- поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан (подпункт 3);

- предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (подпункт 4);

- предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 5).

Согласно п. п. 3.4.7. оспариваемого Постановления определены основания для проведения внеплановой проверки граждан, а именно: поступление в орган муниципального земельного контроля обращения (заявления) гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, указывающего на нарушение установленных требований по использованию земель; публикация в средствах массовой информации сведений, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; непосредственного обнаружения инспектором данных, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель; истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Таким образом, установленный в федеральном законе перечень внеплановых проверок является исчерпывающим, а поскольку основания, перечисленные в оспариваемом п. 3.4.7. Постановления об утверждении административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард, ему не соответствуют, то обжалуемый нормативный акт в указанной части (п. 3.4.7.) подлежит признанию недействующим.

В силу приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что у МО г. Салехард отсутствуют полномочия на самостоятельное определение оснований внеплановой проверки в отношении граждан, поскольку федеральным законодательством установлено иное правовое регулирование, не предусматривающее возможности принятия на региональном уровне нормативных правовых актов, регулирующих введение самостоятельных, отличных от закрепленных в п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, оснований для проведения внеплановой проверки граждан.

Федеральный законодатель в п. 2 ст. 72 ЗК РФ определил, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, предусмотрев возможность правового регулирования региональным законодателем исключительно порядка осуществления такого контроля. Однако введенные в оспариваемом нормативном акте основания проведения внеплановой проверки не могут быть отнесены к порядку осуществления контроля.

Частью 2 ст. 215 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Ввиду того, что п. 3.4.7 Постановления, не воспроизводя положения п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ и иных норм федерального законодательства, устанавливают самостоятельные основания для проведения внеплановых проверок граждан, он подлежит признанию недействующим с момента вступления в силу решения суда.

В соответствии с п.2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица.

Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административный иск прокурора города Салехард действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Салехард о признании недействующим в части пункта 3.4.7 Постановления администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 года № 366 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард», удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 3.4.7 Постановления администрации МО г. Салехард от 06.08.2013 № 366 (в редакции от 26.09.2017) «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля в муниципальном образовании город Салехард», в части установления следующих оснований для проведения внеплановых проверок граждан:

- поступление в орган муниципального земельного контроля обращения (заявления) гражданина, юридического лица или индивидуального предпринимателя, указывающего на нарушение установленных требований по использованию земель;

- публикация в средствах массовой информации сведений, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель;

- непосредственного обнаружения инспектором данных, указывающих на нарушение установленных требований по использованию земель;

- истечение срока исполнения гражданином ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Обязать администрацию муниципального образования город Салехард сообщить о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете «Полярный Круг».

Решение суда о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, апелляционного представления через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 сентября 2019 года