ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1699/2022 от 19.07.2022 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Административное дело № 2а-1699/2022

УИД 74RS0030-01-2021-002460-29

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 19 июля 2022 года

Правобережный районный суд города Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Корниловой И.А.,

при секретаре Жаксембаевой А.С.,

с участием старшего помощника прокурора Плотниковой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «КУРС» к Администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании недействующим Постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области в части установления размера платы за содержание жилого помещения, обязании произвести перерасчет, обязании внести изменения в постановление, обязании производить расчет,

установил:

ООО «КУРС» обратилось в суд с иском с учетом уточненных требований к Администрации г. Магнитогорска Челябинской области с учетом уточненных требований о признании недействующим приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 года № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» в части установления экономически необоснованным размера платы, за содержание жилого помещения установленного в приложении № 1 в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,10 руб./ кв. м., в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,42 руб./ кв.м. с момента вступления в законную силу решения суда. Обязании администрацию города Магнитогорска в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда произвести расчет экономически обоснованной платы за содержание жилого помещения на 2021 год в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами, в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами. Внести изменение в Постановление Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» дополнив его Приложением № 3 «Размер платы за содержание жилого помещения с разбивкой по видам работ в соответствии с минимальным перечнем необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения с указанием ее стоимости - руб. кв.м в месяц». Обязании администрацию города Магнитогорска в будущем при установлении размера платы на содержание жилого помещения на 2022 год произвести расчет экономически обоснованной платы за содержание жилого помещения с разбивкой по видам работ в соответствии с минимальным перечнем необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, с указанием ее стоимости руб. кв.м в месяц. Взыскать с администрации города Магнитогорска Челябинской области в пользу ООО «КУРС» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 руб.

В обоснование заявленного требования указало, на то, что 28 декабря 2020 года постановлением администрации города Магнитогорска № 15348-П установлена с 01.01.2021 плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения и коэффициенты потребительских качеств жилого помещения для определения платы за услуги по содержанию жилого помещения. П.п. 2.1; 2.2 Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» на 2021 год установлен размер платы за содержание жилого помещения в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,10 руб./кв.м., в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,42 руб./кв.м. в месяц. Установленный размер платы не является экономически обоснованным. Принятый муниципальный акт не соответствует требованиям действующего законодательства для обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме. 15.10.2020 ООО «КУРС» исходя из необходимого выполнения перечня и объемов работ, текущего ремонта конструктивных элементов и инженерного оборудования в многоквартирных домах, находящихся в управлении, произвело расчет платы за содержание жилого помещения. Из представленного расчета ООО «КУРС» в УЖКХ следует, что размер платы «за содержание жилого помещения» по МКД составляет от 29,98 руб./кв.м до 35,82 руб./кв.м. Административным ответчиком не приняты к сведению расчеты административного истца для установления размера платы за содержание жилого помещения на 2021 год, который обеспечивал бы содержание жилого помещения в соответствии с нормативными актами.

Размер платы за содержание жилого помещения, установленный постановлением № 15348-П в части пункта 2 п.п.2.1, 2.2 применен административным ответчиком в размере ниже утвержденного прогноза индекса потребительских цен на текущий год, установленного действующим прогнозом социально-экономического развития РФ. На основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года размещенного на сайте Минэкономразвития России, значения индекса непосредственно в отношении услуг организаций ЖКХ составили: в 2019-5,6%, в 2020- 3,3%, в 2021-3,9%. В 2020 году размер платы на содержание общего имущества многоквартирного дома не была проиндексирована. Обслуживание внутридомового газового оборудования не может быть выделено в отдельную структуру. При этом в постановлении № 15348-П структура платы за содержание жилого помещения разделена на самостоятельные составляющие п.2.4,2.6 (Обслуживание ВДГО и техническое обслуживание лифтов). При условии включения административным ответчиком в структуру платы за содержание жилого помещения на 2021 год услугу на техническое обслуживание лифтов, обслуживание ВДГО усматривается неравномерное применение индекса роста к размеру платы за жилое помещение и его структурных составляющих. Размер платы на содержание жилого помещения на 2021 год вырос бы на 1,4%, услуга обслуживание внутридомового газового оборудования выросли на 4,3%, услуга техническое обслуживание лифтов выросли на 3,6%. При изменении размера платы на содержание общего имущества многоквартирного дома важен не только «индекс инфляции», установленный Минэкономразвития РФ, но и прежде всего «основа» (экономически обоснованный расчет затрат на содержание жилого помещения), к которой применяется данный коэффициент. Установленный ответчиком размер платы за содержание жилого помещения без учета всех необходимых затрат нарушает права и законные интересы ООО «КУРС» при осуществлении своей хозяйственной деятельности по причине отсутствия экономического обоснования размера платы. Принятый произвольно административным ответчиком размер платы за содержание жилого помещения не позволяет исполнить управляющей организацией свои обязательства перед собственниками жилых помещений, то есть выполнить обязательные работы и услуги, которые обеспечивают нормативные требования к содержанию многоквартирных домов в полном объеме, входящих в минимальный перечень работ и услуг по договору. Доказательствами являются предписания со стороны надзорных органов в адрес ООО «КУРС». Принятый произвольно (заниженный) административным ответчиком размер платы за содержание жилого помещения нарушает права ООО «КУРС» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не обеспечивает полного возмещения экономически обоснованных затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Представители административного истца ООО «КУРС» Мухаметзянова Т.Ю., Щепеткин К.И. в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указали на то, что права общества нарушаются оспариваемым постановлением Администрации города, поскольку размер платы за содержание жилого помещения не является экономически обоснованным. Установленный размер платы не позволяет административному истцу в полном объеме выплачивать гарантированную государством минимальную заработную плату работнику, отработавшему полный рабочий месяц.

Представитель административного ответчика Бессонова Н.В. в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска ООО «КУРС» отказать. Представлены письменные возражения, из которых следует, что оспариваемым Постановлением установлен размер платы за содержание жилого помещения на 2021 год. Размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом установлен в соответствии с действующим законодательством, нарушений прав истца не допущено. Принятое постановление не нарушает прав административного истца, является законным и обоснованным, истец не лишен права инициировать и провести общее собрание с жильцами многоквартирного дома для установления размера платы за содержание жилых помещений, которое обеспечит полное возмещение экономически обоснованных затрат на содержание общего имущества многоквартирного дома ООО «КУРС».

Представитель заинтересованного лица Министерства Тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещен, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав доводы сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении иска отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ООО «КУРС» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования город Магнитогорск.

В управлении административного истца находятся дома, собственники жилых помещений не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, что подтверждается представленными суду копиями протоколов общих собраний собственников помещений.

Администрацией г. Магнитогорска Челябинской области принято Постановление от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение», согласно которому в соответствии с Жилищным кодексом РФ установлена с 01.01.2021 плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Пунктами 2.1; 2.2 Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» на 2021 год установлен размер платы за содержание жилого помещения в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,10 руб./кв.м., в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами в размере 14,42 руб./кв.м. в месяц.

Административным истцом заявлены требования о признании данного постановления недействующим в части.

Разрешая указанные требования административного иска ООО «КУРС», суд руководствуется следующим.

При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Закон № 131-ФЗ).

Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг.

Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.

С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Причиной обращения ООО «КУРС» с вышеуказанным административным исковым заявлением явилось несогласие административного истца с принятым постановлением Администрации об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.

Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Относя к полномочиям органа местного самоуправление определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.

Вместе с тем, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.04.2011 № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы и содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.

Оспариваемое приложение № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 года № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение», утратило силу в связи с принятием Постановления Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 24.12.2021 года № 14581-П «Об установлении платы за жилое помещение» в части п.п. 2.1; 2.2 Приложения № 1 об установлении размера платы за содержание жилого помещения.

Постановление Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 115348-П «Об установлении платы за жилое помещение», в части Приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» на 2021 год, не регулирует отношения, сложившиеся между ООО «КУРС» и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, собственниками жилых помещений многоквартирных домов, не принявших решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в таких домах, и не подлежит применению в случаях, установленных частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом Постановление права и законные интересы административного истца не нарушает. Административный истец не лишен права инициировать проведение общего собрания и решением установить размер платы за содержание жилого помещения, с учетом представленных расчетов.

Оснований для удовлетворения административного иска, а также взыскания расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-177, 180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ООО «КУРС» к Администрации г. Магнитогорска Челябинской области о признании недействующим приложения № 1 к Постановлению Администрации г. Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 года № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» в части установления экономически необоснованным размера платы, за содержание жилого помещения установленного в приложении № 1 в домах, не оборудованных в установленном порядке с лифтами в размере 14,10 руб./ кв. м., в домах, оборудованных в установленном порядке с лифтами в размере 14,42 руб./ кв.м. с момента вступления в законную силу решения суда, обязании администрации города Магнитогорска в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда произвести расчет экономически обоснованной платы за содержание жилого помещения на 2021 год в домах, не оборудованных в установленном порядке лифтами, в домах, оборудованных в установленном порядке лифтами, внесении изменения в Постановление Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 28.12.2020 № 15348-П «Об установлении платы за жилое помещение» дополнив его Приложением № 3 «Размер платы за содержание жилого помещения с разбивкой по видам работ в соответствии с минимальным перечнем необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения с указанием ее стоимости - руб. кв.м в месяц», обязании администрацию города Магнитогорска в будущем при установлении размера платы на содержание жилого помещения на 2022 год произвести расчет экономически обоснованной платы за содержание жилого помещения с разбивкой по видам работ в соответствии с минимальным перечнем необходимым для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и порядке их оказания и выполнения, с указанием ее стоимости руб. кв. м в месяц, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Правобережный районный суд города Магнитогорска Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Корнилова

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2022