ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-169/2017 от 23.05.2017 Нанайского районного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-169/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2017 года с. Троицкое

Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Литовченко А.Л.,

при секретаре Серенко М.В.

с участием прокурора Маркина А.А.

представителя административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Нанайского района Хабаровского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации района о признании бездействия незаконным. В обоснование указано, что Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, а также форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей. В соответствии с ними ответчик обязан утвердить Перечень объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, а также сформировать комиссию, в обязанности которой входит обследование, категорирование и составление паспортов безопасности на объекты, включенные в Перечень. Применительно к Нанайскому району, межведомственная комиссия сформирована 08 февраля 2016 года, перечень объектов (территорий) с массовым пребыванием людей утвержден 21 ноября 2016 года. В Перечень включено 55 объектов, из которых обследование и категорирование проведено только в отношении одного - КГКОУ Детский дом №37. Помимо этого, в Перечень включено КГБУЗ «Троицкая ЦРБ», правообладателем которой администрация района не является. Оснований для освобождения ответчика от проведения обследовании и категорирования остальных объектов не имеется, однако до настоящего времени соответствующих актов не составлено. Отсутствуют паспорта безопасности на 14 объектов (территорий) с массовым пребыванием людей, а именно на предприятия общественного питания, перечисленные в пунктах 1-12 Перечня от 21 ноября 2016 года, парк Межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района, стадион сельского поселения «Село Троицкое». Кроме того, в состав межведомственной комиссии не включены правообладатели объектов (территорий), не относящихся к муниципальной собственности района. Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор просит: признать бездействие незаконным; обязать администрацию района в срок до 01 сентября 2017 года провести обследование и категорирование объектов (территорий) с массовым пребыванием граждан, включенных в Перечень от 21 ноября 2016 года (за исключением КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» и КГКОУ «Детский дом №37»), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272; обязать администрацию района в срок до 01 сентября 2017 года разработать и утвердить паспорта безопасности на предприятия общественного питания, перечисленные в пунктах 1-12 Перечня от 21 ноября 2016 года, парк Межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района, стадион сельского поселения «Село Троицкое»; обязать администрацию района в срок до 15 июня 2017 года включить в состав межведомственной комиссии по обследованию мест и объектов (территорий) с массовым пребыванием людей правообладателей объектов (территорий), не относящихся к муниципальной собственности района, и включенных в Перечень от 21 ноября 2016 года (за исключением КГБУЗ «Троицкая ЦРБ»).

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, уточнив, что просит провести обследование, категорирование и паспортизацию объектов (территорий) с массовым пребыванием людей в срок до 01 ноября 2017 года. В отношении требований об изменении состава межведомственной комиссии просит установить срок исполнения до 01 августа 2017 года.

Представитель ответчика исковые требования признала частично, в части обследования и категорирования объектов, включенных в Перечень, а также паспортизации стадиона сельского поселения «Село Троицкое». В остальной части исковые требования не признала, пояснила, что паспорта безопасности должны разрабатываться и утверждаться за счет правообладателей. Правообладателем предприятий общественного питания, указанных в пункте 1-12 Перечня, администрация района не является. Парк Межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района включен в Перечень ошибочно, подлежит исключению, однако соответствующего постановления до настоящего времени не принято. Включение в состав межведомственной комиссии правообладателей объектов, не относящихся к муниципальной собственности нецелесообразно, поскольку основная часть принимаемых комиссией решений не затрагивает их прав.

Выслушав участников процесса, и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района.

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (часть 6 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утверждены Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272 (далее - Требования)

Согласно пунктам 2, 6, 13 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов РФ или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей.

Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Во исполнение вышеуказанных норм на основании постановления от 08 февраля 2016 года №98 администрацией района сформирована межведомственная комиссия по обследованию мест и объектов (территорий) с массовым пребыванием людей на территории Нанайского муниципального района Хабаровского края; 21 ноября 2016 года главой района утвержден Перечень объектов (территорий) с массовым пребыванием граждан, расположенных на территории Нанайского муниципального района, в который на 01 ноября 2016 года включено 55 объектов (территорий).

Среди прочих, в него включены: кафе «Звезда», «Степаныч», «Перекресток», «Анюта», «Ван», закусочные «Маяк», «Шашлычная», «Надежда», «Усадьба», «У Иваныча», «Карат», «Автостоп» (пункты 1-12); КГКОУ Детский дом №37 (пункт 52); КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» (пункт 53); парк Межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района (пункт54); стадион сельского поселения «Село Троицкое» (пункт 55).

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что на момент рассмотрения дела межведомсвенной комиссией обследован только лишь один объект - КГКОУ Детский дом №37. Правообладателем места массового пребывания людей КГБУЗ «Троицкая центральная районная больница» является Хабаровский край, в связи с чем оно не подлежит обследованию районной межведомственной комиссией.

Остальные 53 объекта, упомянутых в Перечне от 21 ноября 2016 года, межведомственной комиссией на предмет антитеррористической защищенности не обследованы, соответствующих актов не составлялось.

Согласно пунктам 14, 15, 16 Требований, на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.

Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Паспорт безопасности составляется в 6 экземплярах, согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и утверждается руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.

Согласование паспорта безопасности осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

Как видно из материалов дела, на момент его рассмотрения, не разработано, не утверждено и не согласовано 14 паспортов безопасности, а именно паспорта безопасности на предприятия общественного питания, упомянутые в пунктах 1-12 Перечня, парк Межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района, стадион сельского поселения «Село Троицкое», что противоречит вышеуказанным нормам.

При этом доводы ответчика о том, что правообладателем предприятий общественного питания является не муниципальный район, а субъекты малого и среднего предпринимательства, не могут быть приняты во внимание, так как обязанность составления паспорта безопасности возложена на межведомственную комиссию в силу прямого указания пункта 14 Требований.

Кроме того, обследование, категорирование и паспортизация мест массового пребывания людей относится к числу организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, обязанность по проведению которых возлагается на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления (пункт 3 Требований).

Согласно пункту 9 Требований, в состав комиссии включаются правообладатель места массового пребывания людей, представители территориального органа безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел РФ (по согласованию), Федеральной службы войск национальной гвардии РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Комиссию возглавляет руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, либо уполномоченное им должностное лицо.

Вместе с тем как видно из содержания постановления от 08 февраля 2016 года №98, правообладатели объектов (территорий) не относящихся к муниципальной собственности района, в нарушение данной нормы, не включены в состав межведомственной комиссии по обследованию мест и объектов (территорий) с массовым пребыванием людей.

При таких обстоятельствах требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Нанайского района Хабаровского края удовлетворить.

Бездействие администрации Нанайского муниципального района Хабаровского края по проведению обследования, категорирования и паспортизации объектов (территорий) с массовым пребыванием людей признать незаконным.

Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 ноября 2017 года провести обследование и категорирование объектов (территорий) с массовым пребыванием граждан, включенных в Перечень, утвержденный главой района 21 ноября 2016 года (за исключением КГБУЗ «Троицкая ЦРБ» и КГКОУ «Детский дом №37»), в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года №272.

Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 ноября 2017 года разработать и утвердить паспорта безопасности в отношении кафе «Звезда», «Степаныч», «Перекресток», «Анюта», «Ван», закусочных «Маяк», «Шашлычная», «Надежда», «Усадьба», «У Иваныча», «Карат», «Автостоп», парка межпоселенческого центра культуры и досуга Нанайского муниципального района, стадиона сельского поселения «Село Троицкое».

Обязать администрацию Нанайского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 августа 2017 года включить в состав межведомственной комиссии по обследованию мест и объектов (территорий) с массовым пребыванием людей правообладателей объектов (территорий), не относящихся к муниципальной собственности района, включенных в Перечень объектов (территорий) с массовым пребыванием граждан, расположенных на территории Нанайского муниципального района, утвержденный главой района 21 ноября 2016 года (за исключением КГБУЗ «Троицкая ЦРБ»).

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Нанайский районный суд Хабаровского края в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, то есть 29 мая 2017 года.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья А.Л.Литовченко