Дело № 2а-169/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 г. г. Ефремов Тульская область
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Мамоновой М.Н.,
при секретаре Куценко С.Г.,
с участием помощника Ефремовского межрайонного прокурора Ушаковой В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-169/2022 по административному иску Ефремовского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования город Ефремов Тульской области о несвоевременном принятии мер по приведению нормативно-правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства,
у с т а н о в и л :
Ефремовский межайонный прокурор Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений в порядке ст. 46 КАС РФ, обратился в суд с настоящим административным иском, указав, что прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере муниципального нормотворчества и законодательства об антикоррупционной экспертизе, в части своевременного приведения нормативных правовых актов МО город Ефремов во исполнение принесённых прокуратурой протестов.
В ходе ранее проведенного Ефремовской межайонной прокуратурой мониторинга установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ № №) не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, органов местного самоуправления либо подведомственных органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации,
предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства; предоставления на бумажном носителе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.
В нарушение вышеуказанных норм закона в п. 18 раздела II Административного регламента не отражены положения п.п. 1, 2, 5 вышеуказанной статьи.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в НПА коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации МО город Ефремов межрайонным прокурором принесен протест на постановление администрации МО город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), в котором он требует привести оспариваемый НПА в соответствие с действующим законодательством и вышеизложенными требованиями.
Вместе с тем, мер по приведению постановления администрации МО город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейновыставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) в соответствие с действующим законодательством РФ не предпринято, соответствующие изменения в административный регламент не были внесены, что послужило основанием для обращения Ефремовского межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ в суд с админстративным иском с целью устранения вышеуказанных нарушений.
Только после обращения прокурора в суд с настоящим иском, вышеуказанный нормативно-правовой акт муниципального образования город Ефремов был приведен в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании помощник Ефремовского межрайонного прокурора Ушакова В.Д. поддержала административные исковые требования с учетом уточнения в порядке ст. 46 КАС РФ.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Ефремов по доверенности ФИО1 в судебное заседание, о дате и времени которого извещена надлежащим образом, не явилась, своих возражений не представила.
В соотвествии с требованиями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя админисстративного ответчика.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 6 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
При этом, согласно части 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» издаваемый органами местного самоуправления муниципальный правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Согласно части 1 статьи 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проанализировано состояние законности в сфере муниципального нормотворчества и законодательства об антикоррупционной экспертизе, в части своевременного приведения нормативных правовых актов муниципального оразования город Ефремов во исполнение принесённых прокуратурой протестов.
В ходе ранее проведенного Ефремовской межайонной прокуратурой мониторинга установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг;
2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальные услуги, органов местного самоуправления либо подведомственных органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;
3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
4) представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, за исключением следующих случаев:
а) изменение требований нормативных правовых актов, касающихся предоставления муниципальной услуги, после первоначальной подачи заявления о предоставлении муниципальной услуги;
б) наличие ошибок в заявлении о предоставлении муниципальной услуги и документах, поданных заявителем после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги и не включенных в представленный ранее комплект документов;
в) истечение срока действия документов или изменение информации после первоначального отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги;
г) выявление документально подтвержденного факта (признаков) ошибочного или противоправного действия (бездействия) должностного лица органа, предоставляющего муниципальную услугу, муниципального служащего, работника многофункционального центра, работника организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо в предоставлении муниципальной услуги, о чем в письменном виде за подписью руководителя органа, предоставляющего муниципальную услугу, руководителя многофункционального центра при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, либо руководителя организации, предусмотренной частью 1.1 статьи 16 настоящего Федерального закона, уведомляется заявитель, а также приносятся извинения за доставленные неудобства; предоставления на бумажном носителе документов иинформации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если нанесение отметок на такие документы либо их изъятие является необходимым условием предоставления государственной или муниципальной услуги, и иных случаев, установленных федеральными законами.
В нарушение вышеуказанных норм закона в п. 18 раздела II Административного регламента не были отражены положения п.п. 1, 2, 5 вышеуказанной статьи.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в НПА коррупциогенного фактора, предусмотренного п.п. «в» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования город Ефремов межрайонным прокурором принесен протест на постановление администрации МО город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№), в котором он требует привести оспариваемый НПА в соответствие с действующим законодательством и вышеизложенными требованиями.
В силу статьи 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, меры по приведению постановления администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) в соответствие с действующим законодательством РФ были приняты только ДД.ММ.ГГГГ – вынесено постановление № «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекцим (фондам)», то есть после того, как Ефремовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском об устранении вышеуказанных нарушений (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что административный ответчик несвоевременно выполнил требования Ефремовского межрайонного прокурора по приведению постановления администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам)» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) в соответствие с действующим законодательством РФ, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Вышеуказанные обстоятельства дают суду основания для удовлетворения исковых требований прокурора.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации мунииципального образования город Ефремов Тульской области о несвоевременном принятии мер по приведению нормативно-правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации мунииципального образования город Ефремов Тульской области, выразившееся в несвоевременном принятии мер по приведению постановления администрации муниципального образования город Ефремов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждениии адмнистративного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление доступа к музейно-выставочным коллекциям (фондам) (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ№) в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.03.2022.
Председательствующий М.Н. Мамонова