ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-169/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь Дело № 2а-169/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

Судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Григор А.Н.,

с участием представителя Администрации города Ялта Республики Крым Плотникова К.В., представителя Совета министров Республики Крым Тришкина Д.Ю., представителя Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым Одабаши А.А.,, представителя Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Борзенкова А.В., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Ковалевской В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации города Ялта Республики Крым к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, заинтересованные лица Глава Республики Крым Аксенов С.В., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» о признании нормативных правовых актов недействующими в части, выслушав объяснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими п. 13 раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, Приложения, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02. 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым»; п.170 (п.13 раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения») Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, Приложения, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 04.08.2015 года № 679-р); п.171 (п.13раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения») Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, Приложения, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02. 2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10.11. 2015 года № 1050-р, от 30.08.2016 года № 1014-р, от 25. 04. 2017 года № 433-р, от 16. 05.2017 года № 501-р); п.173 (п.13 раздела «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения») Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, Приложения, утвержденного распоряжением Совета министров Республики Крым от 05.02.2015 года № 69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 27.03.2018 года № 253-р, от 12. 12.2018 года № 1571-р, от 10.03. 2020 года № 209-р, от 04.02. 2021 года № 96-р, от 23.07.2021года № 938-р, от 27.01.2022 года № 74-р, от 08.06.2022 года № 802-р), а также признать недействующим приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28.11. 2016 года № 2464 «Об утверждении положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой», а также приказы, его изменяющие, Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 11.10. 208 года № 2106 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым» - в части п.10 Приказа; Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 17.01.2019 года №38 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым» - в части п.10. Приказа; Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 03.06.2020 года № 867 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым» - в части п. 10 Приказа; Приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 14.09.2020 года № 1278 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым» - в части п.10 Приказа; признать недействующим Постановление Совета министров Республики Крым от 06.05.2022года № 314 «Об изменении режима особой охраны парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой».

Определением от 07.07.2022 года административное исковое заявление Администрация города Ялта Республики Крым (далее Администрация) к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым ( далее Министерство) о признании нормативных правовых актов недействующими в части принято к производству Верховного Суда Республики Крым

В судебном заседании 18.08.2022 года представителем Совета министров Республики Крым заявлено ходатайство о приобщении документов к материалам дела, привлечении к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Главу Республики Крым Аксенова С.В., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ( далее Комитет), Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» ( далее Учреждение).

В судебном заседании, которое состоялось 29.08.2022 года, представителем Администрации предоставлены дополнительные обоснования заявленных требований, представителями Совета министров Республики Крым, Министерства, представлены возражения на административное исковое заявление, доказательства, подтверждающие полномочие на принятия оспариваемых в части нормативных правовых актов, сведения об их обнародовании.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 09.09.2022 года от Главы Республики Крым Аксенова С.В., Учреждения поступили письменные пояснения на административное исковое заявление, в которых указано на обоснованность заявленных в нем требований.

В судебном заседании, которое состоялось 09.09.2022 года, представители Администрации, Совета министров Республики Крым, Министерства поддержали позиции, изложенные в административном исковом заявлении, предоставленных ранее возражениях, представитель Комитета, подтвердив информацию, изложенную в документах, направленных ранее в Верховный Суд Республики Крым, указал на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направило 12.09.2022 года на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым пояснение на административное исковое заявление, заявив ходатайство о рассмотрение дела без участия его представителя.

В адрес Верховного Суда Республики Крым 14.09.2022 года и 15.09.2022 года поступили соответственно из Министерства и Совета министров Республики Крым пояснения, в которых указано о признании в полном объеме административного иска.

Учреждение направило 19.09.2022 года в адрес Верховного Суда Республики Крым дополнительные пояснения, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Администрация 20.09.2022 года предоставила дополнительные обоснования заявленных требований.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым предоставила 22.09.2022 года пояснения на административное исковое заявление, содержавшие ходатайство о рассмотрение дела без участия его представителя.

В судебном заседании 22.09.2022 года представитель Администрации настаивал на удовлетворении заявленных требований, представители Совета министров Республики Крым, Министерства настаивали на пояснениях, направленных адрес Верховного Суда Республики Крым соответственно 15.09.2022года и 14.09.2022 года. Представители Комитета и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым поддержали позиции, изложенные в пояснениях, направленных ранее в адрес Верховного Суда Республики Крым. В судебном заседании был объявлен перерыв до 28.09.2022года.

В ходе судебного заседания, состоявшегося 28.09.2022 год, представитель Администрации настаивал на обоснованности заявленных требований, представители Совета министров Республики Крым, Министерства поддержали позицию, изложенную в предоставленных ранее пояснениях, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Представитель Комитета поддержал доводы, изложенные в предоставленных ранее пояснений, о наличии оснований для удовлетворения требований административного искового заявления.

Глава Республики Крым Аксенов С.В., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Учреждение явку своих представителей в судебные заседания не обеспечили, предоставили пояснения на административное исковое заявление, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителей Администрации, Совета министров Республики Крым, Министерства, Комитета, прокурора, изучив ходатайства, имеющиеся в материалах дела, руководствуясь ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело с участием явившихся в судебное заседание представителей участников процесса.

Прокурор в судебном заседании 28.09.2022 года предоставила заключение, указав на то, что в ходе рассмотрения настоящего административного дела нашли частичное подтверждение доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, выслушав мнение представителей Администрации, исследовав позицию Совета министров Республики Крым, Министерства, Главы Республики Крым Аксенова С.В., Комитета по заявленным требованиям, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.03. 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Федеральным законом от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.ст.83,84 Конституции Республики Крым,ст.41 Закона Республики Крым от 21.05.2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Законом Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» Советом министров Республики Крым 05.02.2015 года принято распоряжение №69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» (далее Распоряжение № 69-р), которым утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым. В Приложении к Распоряжению №69-р в разделе «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» под порядковым номером 13 указан Парк-памятник садово-паркового искусства «Парк санатория «Морской прибой». В дальнейшем распоряжениями Совета министров Республики Крым от 04.08.2015 года № 679-р, от 10.11. 2015 года № 1050-р, от 30.08.2016 года № 1014-р, от 25. 04. 2017 года № 433-р, от 16. 05.2017 года № 501-р, 27.03.2018 года № 253-р, от 12. 12.2018 года № 1571-р, от 10.03. 2020 года № 209-р, от 04.02. 2021 года № 96-р, от 23.07.2021года № 938-р, от 27.01.2022 года № 74-р, от 08.06.2022 года № 802-р в Распоряжение №69-р вносились изменения, в связи с чем на момент обращения Администрации в суд с настоящим административным исковым заявлением в разделе «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» этого распоряжения под порядковым номером 173, порядковый номер в категории 13 указан «Парк санатория «Морской прибой».

В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст.ст. 3,5,20,21 Республики Крым от 10.11.2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым», Распоряжением №69-р, распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.06.2015 года № 477-р «Об определении исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения» Министерством 28.11.2016 года принят приказ №2464 «Об утверждении положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой» ( далее Приказ №2464), в который Приказами Министерства №2106 от 11.10.2018 года, №38 от 17.01.2019года, №867 от 03.07.2020 года, №1278 от 14.09.2020 года вносились изменения.

Советом министров Республики Крым 06.05.2022 года было принято Постановление № 314 «Об изменении режима особой охраны Парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой» (далее Постановление №314).

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены.

В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено в ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с нормами Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ( далее Закона №131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 1 ст. 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый ч.1, ч. 3 ст.3).

В Постановлении от 26.04.2016 года № 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения, с целью создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, и, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочий реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.

В ст. 14 Закона №131-ФЗ оговорены вопросы местного значения городского поселения, к которым относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В ч. 1 ст. 34 Закона №131 - ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( ч.1 ст.37 Закона № 131-ФЗ).

Согласно ст.42 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, принятого решением Ялтинского городского Совета Республики Крым № 1 от 22.09. 2017 года, который зарегистрирован в Главном управлении Минюста России по Республике Крым и Севастополю 27.09. 2017 года за №RU933110002017001 (далее Устав) администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

В ст.ст. 50, 52 Устава оговорены полномочия Администрации в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа Ялта, в также в сфере использования земли, других природных ресурсов и охраны окружающей среды, среди которых, осуществление полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым, настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами, осуществление управления и распоряжения земельными и лесными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа, а также в пределах полномочий, определенных законодательством Российской Федерации и Республики Крым, а также распоряжение земельными и лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Администрация, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что территория, на которой расположен Парк санатория «Морской прибой», находящийся по адресу :Республика Крым, г.Ялта, пгт. Кореиз, в соответствии с положениями ст.1 Закона Республики Крым от 05.06.2014 года №15-ЗРК «Об установлении границ муниципальных образований и статусе муниципальных образований в Республике Крым», ст.1, ст.2 Устава относится к территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которую составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа. На указанной территории находится имущество муниципального образование, управление и распоряжение которым осуществляет этот орган местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом министров Республики Крым Распоряжения № 69-р ( с учетом изменений), Постановления №314), а Министерством - Приказа№2464 (с учетом изменений) затрагивает интересы Администрации.

В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Ст.76 Конституции Российской Федерации устанавливает, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Согласно п.п. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10. 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Ч.3 ст.7 Закона № 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Согласно ч.1 ст.23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Ст.12.1 Закона № 6-ФКЗ ( в редакции действовавшей на момент принятия Распоряжения № 69-Р )установлено, что до 01.01.2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В ст.8 Закона Республики Крым №5-ЗРК/2014 от 10.11.2014 года «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» установлено, что к полномочиям Совета Министров Республики Крым относится, в частности, создание (объявление) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади, определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях.

Согласно ч.2 ст. 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения, которые, обязательны к исполнению в Республике Крым (ст.84 Конституции Республики Крым).

Во исполнение указанных выше положений Закона №33-ФЗ и Закона №5-ЗРК в порядке, предусмотренном Законом № 6-ФКЗ, Конституцией Республики Крым, Советом Министров Республики Крым было принято Распоряжение №69-р, в которое, как указано выше, в последующем вносились изменения, в том числе, относительно Парка-памятника садово-паркового искусства «Парк санатория «Морской прибой».

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Распоряжение №69-р, а также распоряжения от 04.08.2015 года № 679-р, от 10.11. 2015 года № 1050-р, от 30.08.2016 года № 1014-р, от 25. 04. 2017 года № 433-р, от 16. 05.2017 года № 501-р, 27.03.2018 года № 253-р, от 12. 12.2018 года № 1571-р, от 10.03. 2020 года № 209-р, от 04.02. 2021 года № 96-р, от 23.07.2021года № 938-р, от 27.01.2022 года № 74-р, от 08.06.2022 года № 802-р, которыми вносились в него изменения, были опубликованы на официальном веб-сайте Совета Министров Республики Крым (www.rk/gov.ru.).

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 02.06.2015 года № 477-р Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Положением о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136 определено, что Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым ( далее Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, лесных отношений, а также охране и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (п. 1.1 ).

В п.2.15 Положения определены задачи Министерства, одной из которых является осуществление мер по повышению эффективности управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения на территории Республики Крым.

Как указано, выше Министерством 28.11.2016 года принят Приказ №2464, в который Приказами №2106 от 11.10.2018 года, №38 от 17.01.2019года, №867 от 03.07.2020 года, №1278 от 14.09.2020 года вносились изменения.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что Приказ №2464, как и Приказы №2106 от 11.10.2018 года, №38 от 17.01.2019года, №867 от 03.07.2020года, №1278 от 14.09.2020, опубликованы на портале Правительства Республики Крым на странице Министерства (https://meco.rk.gov.ru/ru/document/show/)

В соответствии с Законом № 33-ФЗ, Законом №5-ЗРК, ст.41,42 Закона Республики Крым от 29.05.2014 года №5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым, Постановлением от 23.06.2015 года № 336 «Об утверждении Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения», на основании Распоряжения №69-р, Приказа №2464 Советом министров Республики Крым 06.05.2022 года Приято Постановление № 314, которое опубликовано на его официальном веб- сайте (www.rk/gov.ru.).

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается, что Распоряжение №69-р, Приказ №2464, Постановление №134 приняты уполномоченными органами в пределах их компетенции, с соблюдением требований об официальном их опубликовании. Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и определенному виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов(ч.1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (ч.2).

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» ( далее Закон №33-ФЗ).

Согласно ч.1,2 ст.1 Закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Порядок создания особо охраняемых природных территорий в зависимости от их категории установлен ст.ст. 19, 23,26,28.1 Закона №33-ФЗ.

Во исполнение указанных выше положений действующего законодательства Российской Федерации, в том числе Закона № 33-ФЗ, Государственным Советом Республики Крым 10.11.2014 года был принят Закон Республики Крым №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» (далее Закон №5-ЗРК), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Порядок создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения и изменения режима их особой охраны устанавливается Советом министров Республики Крым (ст. 12 Закона №5-ЗРК).

Советом министров Республики Крым 23.06.2015 года приято Постановление №336, которым утвержден Порядка создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения. Верховным Судом Республики Крым установлено, что на момент вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации на её территории было создано 197 территорий и объектов природно-заповедного фонда на общей площади 220 тыс. га.

С целью осуществления преобразования территорий и объектов природно-заповедного фонда в особо охраняемые природные территории регионального значения, которые являются их аналогами согласно указанного выше законодательства Российской Федерации и Республики Крым, для приведения правоотношений в данной сфере в соответствие с законодательством Российской Федерации, на основании Закона № 6-ФКЗ, Советом министров Республики Крым 05.02.2015 года принято Распоряжение № 69-р об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в состав которых вошел парк-памятник садово-паркового искусства «Парк санатория «Морской прибой».

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанная территория создана на базе парка-памятника садово-паркового искусства «Парк санатория «Морской прибой», образованного в соответствии с Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26.04.2000 года № 1089-2/2000 «О придании паркам статуса парков-памятников садово-паркового искусства и исключении из состава природно-заповедного фонда местного значения в Автономной Республике Крым территорий и объектов, утративших свою ценность», в котором указано, что он был включен в перечень объектов природно-заповедного фонда Автономной Республики Крым на основании положений ст.ст. 51-54 Закона Украины от 16.06.1992 года № 2456-XII «О природно-заповедном фонде Украины» (далее Закон № 2456).

Ст.ст. 51-54 Закона №2456 установлено, что подготовка и подача ходатайств о создании или объявлении территорий и объектов природно-заповедного фонда может осуществляться органами центрального органа исполнительной власти в отрасли охраны окружающей природной среды, научными учреждениями, природными общественными объединениями или иными заинтересованными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Ходатайства должны были подаваться в государственные органы, уполномоченные проводить их предварительное рассмотрение. Такие ходатайства должны были содержать обоснование необходимости создания или объявления территории, или объекта природно - заповедного фонда определенной категории, характеристику природоохранной, научной, эстетичной и иной ценности природных комплексов и объектов, которые предлагаются для включения в заповедный фонд, сведения о местонахождении, размерах, характере использования, собственниках и пользователях природных ресурсов, а также соответствующий картографический материал.

Ходатайства относительно территорий и объектов местного значения должны были предварительно рассматриваться в месячный срок органами центральной исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды на местах. После удовлетворения ходатайств на местах, проводится их согласование с собственниками и первичными пользователями природных ресурсов в границах территорий, рекомендованных для включения в заповедный фонд.

Разработка проектов создания региональных ландшафтных парков, парков-памятников садово-паркового искусства местного значения должны были обеспечиваться органами центрального органа исполнительной власти в отрасли охраны окружающей среды на местах. Проекты создания территорий и объектов природно-заповедного фонда в последующем должны были передаваться центральным органом исполнительной власти в отрасли охраны окружающей среды или его органами на местах в установленном порядке уполномоченным принимать решения по созданию или объявлению территорий и объектов природно-заповедного фонда органам. Решение о создании или объявлении территорий и объектов природно - заповедного фонда местного значения и установления охранных зон для территорий и объектов природно - заповедного фонда должны были приниматься областными советами, Киевским и Севастопольским городским советом.

В ходе рассмотрения настоящего дела представители участников процесса подтвердили то, что в Постановлении Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26.04.2000 года № 1089-2/2000, и в приложениях к нему, отсутствуют сведения о разработке специализированными проектными и научными организациями в порядке, предусмотренном Законом №2456, проекта создания парка-памятника садово-паркового искусства «Парк санатория «Морской прибой».

В материалах дела также отсутствует информация о согласовании такого проекта с собственниками и первичными пользователями природных ресурсов в границах территории, рекомендованной для включения в состав этого объекта, также отсутствуют сведений о субъектах подготовки такого проекта и внесении соответствующего ходатайства в орган государственной власти, уполномоченный проводить их предварительное рассмотрение, о результатах предварительного рассмотрения такого ходатайства, обоснованности необходимости присвоения указанной территории особого статуса.

В силу изложенного, изучив доводы административного искового заявления, пояснения участников процесса, исследовав представленные документы, выслушав позицию прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу об обоснованности утверждений о том, что включение Парка «Санатория «Морской прибой» в ходе осуществления мероприятий по преобразованию территорий и объектов природно-заповедного фонда регионального значения в особо охраняемые природные территории регионального значения в связи с вхождением Республики Крым в состав Российской Федерации с целью приведения правоотношений в данной сфере в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации в Перечень, утвержденный Распоряжением № 69-р, было осуществлено без принятия во внимания того факта, что его создания до 18.03.2014года было осуществлено с нарушениями действующего в тот момент законодательства.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26.04.2000 года № 1089-2/2000 «О придании паркам статуса парков-памятников садово-паркового искусства и исключении из состава природно-заповедного фонда местного значения в Автономной Республике Крым территорий и объектов, утративших свою ценность» Парк санатория «Морской прибой» площадью 8,87 га, расположенный по адресу г. Ялта, пгт.Кореиз, объявлен парком-памятником садово-паркового искусства местного значения. Границы Парка санатория «Морской прибой» были установлены и вынесены в натуру в соответствии с Техническим отчетом от 2003 года, выполненным Обществом с ограниченной ответственностью «Экоземпроект». Истец указывает на то, что в соответствии с кадастровым планом земельного участка, таблицей линий и дискреционных углов и каталогом координат граничных точек площадь Парка санатория «Морской прибой» в момент принятия 26.04.2000года Верховной Рады Автономной Республики Крым Постановления № 1089-2/2000 составляла 8,8700 га.

При рассмотрении настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации границы Парка санатория «Морской прибой» не были установлены, в связи с чем в целях их определения и установления в соответствии с заключенным государственным контрактом №М 138-ОК/2017 от 30.05.2017 года было проведено обследование состояния территории и границ этого объекта, его фактическая площадь была определена в размере 8,8707 га.

Материалы дела свидетельствуют о том, что согласно информации, содержащейся в Распоряжении №69-р ( с учетом изменений) и с учетом положений Приказа № 2464 ( с учетом изменений), площадь Парка санатория «Морской прибой» составляет 8,8707 га, что не соответствует размеру площади, определенной в Постановлении Верховной Рады Автономной Республики Крым от 26.04.2000 года № 1089-2/2000.

Согласно пояснений Комитета, предоставленных в материалы дела, площадь Парка санатория «Морской прибой», право собственности на который зарегистрировано 18.08.2016 года за Республикой Крым, составляет 87341 кв.м.

Являются обоснованными утверждения Администрации о том, что в силу положений ст.12 Закона №6-ФКЗ включение в ходе осуществления преобразования территорий и объектов природно-заповедного фонда в особо охраняемые природные территории регионального значения, которые являются их аналогами, согласно указанного выше законодательства Российской Федерации и Республики Крым, для приведения правоотношений в данной сфере в соответствие с законодательством Российской Федерации, Парка санатория «Морской прибой» в Перечень территорий, оговоренных Распоряжением №69-р, возможно исключительно в конфигурации и размерах, совпадающих с параметрами этого объекта, указанными в Постановлении Верховной Рады Автономной Республики Крым Постановления № 1089-2/2000 от 26.04.2000 года.

В противном случае такие действия согласно указанным выше положениям Закона №33-ФЗ и Закона № 5-ЗРК могут осуществляться с соблюдением процедуры, определенной Порядком создания (объявления) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2015 года №336.

Материалы дела не содержат доказательств соблюдения оговоренных выше требований при осуществлении действий по внесению Парка санатория «Морской прибой» в Перечень территорий, определенных Распоряжением №69-р.

Изучив указанные обстоятельства, принимая во внимание позицию Совета министров Республики Крым, Министерства, Комитета, Главы Республики Крым, изложенную в пояснениях о признании обоснованными доводов административного искового заявления Администрации, предоставленных в ходе рассмотрения дела, Верховный Суд Республики Крым считает, что существуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

После вступления решения суда в законную силу Комитету согласно действующему законодательству Российской Федерации надлежит внести соответствующие изменения в ЕГРН в части отображения сведений о регистрации права собственности на указанные объект.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 214, 215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявления Администрации города Ялта Республики Крым к Совету министров Республики Крым, Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, заинтересованные лица Глава Республики Крым Аксенов С.В., Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Управление особо охраняемыми природными территориями Республики Крым» о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Распоряжение Совета Министров Республики Крым № 69-р от 05.02.2015 года «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» в части указания в Приложении «Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым» (в редакции распоряжении Совета министров Республики Крым от 04.08.2015 г. № 679-р, от 10.11. 2015 года № 1050-р, от 30.08.2016 года № 1014-р, от 25. 04. 2017 года № 433-р, от 16. 05.2017 года № 501-р, 27.03.2018 года № 253-р, от 12. 12.2018 года № 1571-р, от 10.03. 2020 года № 209-р, от 04.02. 2021 года № 96-р, от 23.07.2021года № 938-р, от 27.01.2022 года № 74-р, от 08.06.2022 года № 802-р) в разделе «Парки-памятники садово-паркового искусства регионального значения» под порядковым номером 173, порядковый номер в категории 13 «Парк санатория «Морской прибой».

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приказ Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 28.11. 2016 года № 2464 «Об утверждении положения о парке-памятнике садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой» (в редакции Приказов Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым №2106 от 11.10.2018 года, №38 от 17.01.2019 года, №867 от 03.07.2020 года, №1278 от 14.09.2020 года ).

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Постановление Совета министров Республики Крым от 06.05.2022года № 314 «Об изменении режима особой охраны Парка-памятника садово-паркового искусства регионального значения Республики Крым «Парк санатория «Морской прибой».

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном веб-сайте Совета Министров Республики Крым (www.rk.gov.ru), а также на странице Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (htttps://meco.rk.gov.ru/ru/document/).

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в третий апелляционный суд общей юрисдикции одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>