ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/19 от 05.03.2019 Тигильского районного суда (Камчатский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

«05» марта 2019 года с. Тигиль Камчатского края

Тигильский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Симонович М.Н.,

при секретаре Куликовой Р.А.,

с участием:

представителя административного истца – старшего помощника прокурора Тигильского района Камчатского края Ермолайчика А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края к администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» о признании нормативного правового акта недействующим,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора Тигильского района Камчатского края Аверин В.Ю. в порядке ч. 3 ст. 208 КАС РФ обратился в суд с указанным административным иском.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что в ходе проведённой прокуратурой Тигильского района проверки было установлено, что 28.12.2018г. главой муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» издано постановление администрации №54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году». Постановление официально обнародовано 28.12.2018г. Указанный правовой акт не соответствует нормативно правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы граждан. Полномочиями по утверждению нормативов образования твердых бытовых отходов органы местного самоуправления сельских поселений не обладают, поскольку законодателем данными полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 6 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Полномочия органа местного самоуправления по изданию нормативных правовых актов ограничивается вопросами участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Законом Камчатского края от 06.03.2017 №62 «О признании утратившим силу Закона Камчатского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Камчатском крае», признан утратившим силу 01.01.2017г. Закон Камчатского края от 21.06.2016г. №882 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае государственными полномочиями Камчатского края по вопросам установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Камчатском крае».

Учитывая изложенное административный истец просил суд признать постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018г. №54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» недействующим полностью со дня официального обнародования.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник прокурора Тигильского района Камчатского края Ермолайчик А.А., действующий на основании доверенности с полным объёмом прав, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик – администрация муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия. 20.02.2019г. административный ответчик предоставил суду возражения в которых просил в удовлетворении требований заместителя прокурора отказать, производство по делу прекратить.

Заинтересованные лица – Агентство по обращению с отходами Камчатского края, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, требование административного истца поддержали.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело было рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика и заинтересованных лиц.

Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Постановление №54 от 28.12.2018г. «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» утверждает и вводит в действие тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных) и жидких бытовых отходов в составе услуг и работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов, оказываемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово»; утверждает и вводит в действие нормативы накопления и тарифы на услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов для населения, проживающего в частных домах и прочих потребителей, оказываемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (Тигильский район, Камчатский край); утверждает и вводит в действие тарифы на услуги по сбору и вывозу жидких бытовых отходов для населения, проживающего в частных домах и прочих потребителей, предоставляемые АО «Корякэнерго» в сельском поселении «село Усть-Хайрюзово» (Тигильский район, Камчатский край).

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона №131-ФЗ, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами (ч. 4 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ).

Согласно ч. 6 указанной статьи, глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Таким образом, оспариваемое постановление издано управомоченным на то органом местного самоуправления. Содержание данного постановления соответствует признакам нормативного правового акта, поскольку оно устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. Данное постановление, как следует из его содержания, обязательно к исполнению, а не носит рекомендательного характера.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно п. 18 ч. 1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно ч. 12 ст. 3 Закона Камчатского края от 01.07.2014 №472 (ред. от 24.12.2018г.) «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 24.06.2014 №793) и п. 12 ч. 2 ст. 6 Устава муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово», к вопросам местного значения сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды установлены пунктом 1 статьи 7 названного Федерального закона.

Согласно указанной норме к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с ч. 2,3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с п. 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» регулированию подлежат следующие виды предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами: единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; тариф на обработку твердых коммунальных отходов; тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов; тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 1 ст. 24.9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее также - тарифы) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящее время полномочия по государственному регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае осуществляет Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (постановление Правительства Камчатского края от 19.12.2008г. №424-П «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского каря» (подпункт 3 пункта 2.1 Положения).

Постановлением Правительства Камчатского края от 03.11.2014г. №435-П утверждено Положение об Агентстве по обращению с отходами Камчатского края.

Согласно пункту 1.1 Положения об Агентстве по обращению с отходами Камчатского края Агентство по обращению с отходами Камчатского края (далее - Агентство) является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по реализации региональной политики, по нормативному правовому регулированию, по контролю, по предоставлению государственных услуг, иные правоприменительные функции в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), радиационной безопасности в Камчатском крае.

Пунктом 2.1 Положения приведен значительный перечень полномочий Агентства. В том числе по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (подпункт 11); установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (подпункт 10(1).

Как установлено судом, в нарушение вышеприведённых правовых норм Главой администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» 28.12.2018г. издано постановление №54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление противоречит указанным выше положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Таким образом, исковые требования заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.

Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» от 28 декабря 2018г. №54 «Об установлении тарифов на услуги по сбору и вывозу твердых (коммунальных – ТБО, ТКО) и жидких бытовых (ЖБО) отходов на территории муниципального образования сельского поселения «село Усть-Хайрюзово» в 2019 году» недействующим полностью со дня официального обнародования.

По вступлении решения в законную силу решение подлежит опубликованию в газете Тигильского муниципального района «Панорама».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья подпись М.Н. Симонович

Мотивированное решение составлено 07 марта 2019 года.

Судья подпись М.Н. Симонович

Копия верна:

Судья М.Н. Симонович