ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/2016 от 22.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.01.2016 г. <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: представителя административного истца департамента природных ресурсов и экологии <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Дегтярева А.Ю., представителя административного ответчика департамента по недропользованию по <адрес> по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Соколова А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску департамента природных ресурсов и экологии <адрес> к департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования по <адрес> о признании недействительным акта органа исполнительной власти,

УСТАНОВИЛ:

Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> обратился в суд с иском департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу в лице отдела геологии и лицензирования по <адрес> о признании недействительным акта органа исполнительной власти.

В заявлении указано, что ДД.ММ.ГГГГ отделом геологии и лицензирования по <адрес> были принят протокол заседания Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.

Указанный протокол заседания Комиссии принят с нарушением требований пункта 3 части 1 статьи 10.1, части 8 статьи 16, пункта 1 части 3 статьи 2.1. Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О недрах» (далее - Закон «О недрах») и приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)», в связи с тем, что предоставленный комиссией заявителю (ООО <данные изъяты>) участок недр «<адрес>, является, по сути участком недр федерального значения. Предоставление участка недр федерального значения с нарушением установленных законом процедур и лицами, не наделенными соответствующим полномочиями, нарушает интересы <адрес> в сфере экологической и экономической безопасности, ставит под угрозу охраняемые законом сведения, являющиеся государственной ФИО6, о наличии на территории региона балансовых запасов федерального сырья. Кроме того, указанным решением созданы препятствия к реализации областью, органами исполнительной власти региона и гражданами своих прав и свобод.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 10.1 и части 8 статьи 16 Закона «О недрах» право пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения может быть предоставлено на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В развитие указанных положений Закона «О недрах», принят Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)» (далее - порядок).

Пунктом 1 части 3 статьи 2.1. Закона «О недрах» установлено, что к участкам недр федерального значения относятся участки недр, содержащие месторождения и проявления никеля.

Учитывая, что отнесение участков недр федерального значения производится в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, отсутствие таких участков недр (при их соответствии критериям установленным статьей 2.1. Закона «О недрах») в перечне участков недр федерального значения не отменяет их принадлежность к участкам недр федерального значения.

В связи с тем, что участок недр <адрес> соответствует критериям установленным статьей 2.1 Закона «О недрах», комиссия по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес> вышла за пределы своих полномочий, фактически подменив оспариваемым решением решение Правительства Российской Федерации, принятие которого предусмотрено частью 1 статьи 10.1 Закона «О недрах».

Истец указывает, что участок недр федерального значения предоставлен для целей, которые не установлены действующим законом «О недрах», т.к. часть 1 статьи 10.1 Закона «О недрах» не содержит такого вида пользования участком недр федерального значения как «геологическое изучение в целях поисков и оценки».

В связи с этим, истец обратился в суд и просит: признать незаконным и нарушающим права <адрес> в лице Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> решение отдела геологии и лицензирования по <адрес>, закрепленное в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и нарушающим права Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> ненормативный правовой акт - Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ; отменить Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а также по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица ООО <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Представитель административного истца по доверенности Дегтярев А.Ю. в судебном заседании требования полностью поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу по доверенности Соколов А.Е. требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения (протокола).

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Заявление по настоящему делу подано в порядке главы 25 ГПК РФ.

С учетом требований ст.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», дело подлежит рассмотрению по правилам КАС РФ.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 382 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о департаменте природных ресурсов и экологии <адрес>" (далее – Положение) Департамент природных ресурсов и экологии <адрес> (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти <адрес>, обеспечивающим реализацию государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования на территории <адрес>.

Департамент является специально уполномоченным государственным органом <адрес> по охране, федеральному государственному надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов на территории <адрес>, уполномоченным органом в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории <адрес>.

Согласно Разделу 2 Положения к основным задачам Департамента относятся: реализация государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования, направленной на улучшение экологической обстановки в <адрес>; осуществление регионального государственного экологического надзора; реализация полномочий в сфере регулирования отношений недропользования на территории <адрес>; обеспечение безопасности гидротехнических сооружений в пределах своих полномочий.

К основным государственным функциям Департамента относятся также: осуществление регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; принятие решения о предоставлении права пользования участками недр местного значения, а также о прекращении, ограничении и приостановлении права пользования участками недр местного значения; участие в работе комиссии, создаваемой федеральным органом управления государственным фондом недр для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ отделом геологии и лицензирования по <адрес> были принят протокол заседания Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу.

Среди прочих решений, комиссией было принято решение о предоставлении права пользования ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиски и оценка) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-12).

В силу п.в) ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Статья 73 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Согласно ст.1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1.2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 2.1 Закона РФ "О недрах" предусматривает, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр, в том числе, содержащие месторождения и проявления никеля.

Статья 6 Закона РФ "О недрах" предусматривает виды пользования недрами, к ним относятся: 1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; 2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд; 4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу п.1 ст.10.1 Закона РФ "О недрах" основаниями возникновения права пользования участками недр для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, на участке недр федерального значения является решение Правительства Российской Федерации, принятое по результатам аукциона.

Согласно п.3 ст.10.1 Закона РФ "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр в целях геологического изучения недр, за исключением недр на участках недр федерального значения и участков недр местного значения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предоставленный оспариваемым протоколом заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ участок недр ООО <данные изъяты> (<данные изъяты>) для целей геологического изучения недр (поиски и оценка) твердых полезных ископаемых на участке «Садовский» с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес> представляет из себя земельный участок площадью 46 кв. км с соответствующими координатами, что подтверждается приложениями к лицензии на пользование недрами серии .

Лицензия на пользование указанным участком недр <адрес> выдана на основании Приказа Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ на Условиях пользования, предусмотренных в приложении к лицензии.

Из приложения к лицензии, касающегося сведений о предоставленном участке недр, следует, что участок <адрес> приурочен к Окско-Донской равнине и расположен на левом берегу <адрес> (левый приток <адрес>).

Выделение данного участка, как наиболее перспективного обусловлено присутствием в его пределах интрузий мамонского комплекса первой и второй фаз, расположенных на крыльях указанной выше депрессии, сложенных высоко - и умеренно-магнезиальными ультрамафитами дунит-перидотит-габброноритовой формации зон рассеянного спрединга, сформировавшегося на рубеже 2 100 – 2 080 млн. лет. К подобной формации приурочены медно-никелевые рудопроявления, такие как <адрес>, расположенное в пределах участка и наиболее типичное <адрес>, расположенное западнее участка. Содержание по отдельным рудным телам (%): никеля – 0,3 - 0,82; меди – 0, 006 – 0, 0033; кобальта – о, 002 – 0,34.

Таким образом, факт наличия на предоставленном комиссией участке <адрес> проявлений никеля подтверждается сведениями об участке недр, являющимися приложением к лицензии .

Кроме того, данный факт подтверждается научными отчетами о результатах геолого-поисковых работ на <адрес> и <адрес> участках сульфидного медно-никелевого оруденения в юго-восточной части <адрес> кристаллического массива, условиях образования и закономерностях размещения сульфидных медно-никелевых месторождений <адрес> кристаллического массива и др. научных работах, приложенных к ответу ФГНП <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на судебный запрос (л.д.45-48, 65-150).

С учетом изложенного, участок недр <адрес> в силу ст.2.1 Закона РФ "О недрах" относится к участкам недр федерального значения в не зависимости от отсутствия его на учете Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, в связи с чем, решение о предоставлении его в пользование ООО <данные изъяты> для геологического изучения недр могло принимать только Правительство Российской Федерации по результатам аукциона, а не комиссия Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округа.

Приказом Министерства природных ресурсов России от ДД.ММ.ГГГГ N 61 утвержден Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения) (далее – Порядок).

Согласно разделу 1 Порядка в соответствии с пунктом 3 статьи 10.1 Закона Российской Федерации "О недрах" право пользования участками недр для целей геологического изучения участков возникает на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр (далее - Комиссия).

Представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации включаются в состав Комиссии на основании представления органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В состав Комиссии по соответствующему представлению включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Решение Комиссии о предоставлении заявителю права пользования участком недр принимается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем Комиссии.

Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от списочного состава членов Комиссии.

Особое мнение членов Комиссии, голосовавших против принятого решения, излагается в письменном виде и прилагается к решению Комиссии.

Приказом Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр на территории <адрес>, отнесенным к полномочиям Департамента по недропользованию по ЦФО.

Как следует из п.6 указанного Положения, основной задачей Комиссии является рассмотрение, анализ представленных заявочных материалов и принятие решений о предоставлении права пользования недрами.

Согласно п.12 Положения секретарь Комиссии формирует повестку дня заседания Комиссии, ведет протокол заседаний.

Персональный состав Комиссии по предоставлению права пользования участками недр на территории <адрес> утвержден Приказом Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ, со стороны <адрес> в комиссию входит начальник отдела правового обеспечения Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> Дегтярев А.Ю., который присутствовал на заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ, однако вопреки требованиям вышеперечисленных ведомственных приказов, особое мнение Дегтярева А.Ю. не было изложено в оспариваемом протоколе и приложено к решению Комиссии.

В нарушение положений Приказа Федерального агентства по недропользованию от ДД.ММ.ГГГГ оспариваемый протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ вообще не содержит какого-либо анализа представленных заявочных материалов, мнений членов комиссии, а также обоснования предоставления ООО <данные изъяты> участка недр <адрес> для целей геологического изучения недр.

В соответствии с Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ N 61 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения)" для получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, необходимы следующие документы и сведения:

1) заявка, в которой должны быть указаны: наименование и организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

2) копии учредительных документов, заверенные печатью заявителя и подписью уполномоченного лица - для юридического лица;

3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - юридического лица (копия решения о назначении или об избрании либо копия приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которыми такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности. В случае, если от имени заявителя действует иное лицо, заявка должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени заявителя, заверенную печатью заявителя и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица;

4) данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием недрами, в том числе:

копии бухгалтерских балансов заявителя (с приложением всех обязательных форм) за год, предшествующий подаче заявки, и за последний отчетный период с отметкой налогового органа об их принятии;

справки из банковских учреждений о движении денежных средств по счетам заявителя в течение месяца, предшествующего дате подачи заявки; договоры займа или кредита, вступившие в силу на дату подачи заявки;

5) данные о технических, технологических и кадровых возможностях заявителя;

6) предложения заявителя по условиям пользования недрами, включая предложения по проведению геологического изучения участка недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, ожидаемых результатов геологического изучения, в том числе по приросту прогнозных ресурсов и запасов полезных ископаемых;

7) предложения заявителя по обоснованию границ участка, на котором планируется проведение работ, включая план (карту), с обозначением границ участка недр, а также описание этого участка недр, при этом предельная площадь участка не может превышать значения, установленные пунктом 1.5 настоящего Порядка;

8) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, заверенная подписью заявителя;

9) копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, заверенная печатью заявителя и подписью уполномоченного лица - для юридических лиц, или подписью заявителя - для физических лиц;

10) копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц), заверенная печатью заявителя и подписью уполномоченного лица;

11) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридического лица), заверенная печатью заявителя и подписью уполномоченного лица;

12) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за один месяц до даты подачи заявки (для юридического лица);

13) выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя);

14) письменное заключение в отношении участка недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов полезных ископаемых и прогнозных ресурсов категорий P1 и P2, и который не включен в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей, предполагаемого для получения права пользования в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств:

об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, запасов и (или) прогнозных ресурсов полезных ископаемых категорий P1 и P2, полученное в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

об отсутствии в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, участков недр, предоставленных в пользование или предполагаемых для предоставления в пользование в установленном порядке, и включенных на дату подачи заявки в программы или перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, полученное в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

об отсутствии в границах участка недр земельных участков, отнесенных к землям обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, полученное в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

об отсутствии участков недр местного значения, предоставленных в пользование, в границах участка недр, в отношении которого подана заявка, полученное в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса;

о возможности возникновения угрозы обороне страны и безопасности государства при предоставлении права пользования участком недр, в отношении которого подана заявка, полученное в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления соответствующего запроса.

С учетом требований ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В нарушение ч.2 ст.62 КАС РФ административным ответчиком суду не представлено доказательств предоставления Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округа со стороны ООО <данные изъяты> вместе с заявкой на предоставление в пользование участка недр <адрес> всех выше перечисленных документов, как и не представлено доказательств того, что осуществление ООО <данные изъяты> геолого-разведочных работ на указанном участке площадью 46 кв. км, расположенном в непосредственной близости от реки <адрес> и на землях сельскохозяйственного назначения, не нанесет экологического ущерба и не нарушит прав и законных интересов проживающих на указанной территории граждан.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика в установленном законом порядке не было представлено суду допустимых и относимых доказательств, подтверждающих законность и обоснованность оспариваемого решения - протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, при этом, судом установлено, что решение, указанное в данном протоколе, о предоставлении права пользования ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиски и оценка) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, принято с нарушением установленной законом компетенции.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и нарушающим права <адрес> в лице Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> решение отдела геологии и лицензирования по <адрес>, закрепленное в Протоколе от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным и нарушающим права Департамента природных ресурсов и экологии <адрес> ненормативный правовой акт - Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ

Отменить Протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, по внесению изменений, дополнений и переоформлению лицензий, а так же по досрочному прекращению права пользования недрами на территории <адрес>, по участкам недр, отнесенных к компетенции Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, в части предоставления права пользования недрами ООО <данные изъяты> для целей геологического изучения недр (поиска и оценки) твердых полезных ископаемых на участке недр <адрес> с целью выявления сульфидных медно-никелевых месторождений в <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года