ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/2017 от 24.01.2017 109-ого гарнизонного военного суда (г. Душанбе) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

109 гарнизонный военный суд в составе председательствующего Кима А.К., при секретаре судебного заседания Джавадове Э.П., с участием административного истца ФИО3, представителя административного ответчика ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-16/2017 по административному иску военнослужащего войсковой части полевая почта <данные изъяты> ФИО3 ФИО11 об оспаривании бездействий командира войсковой части полевая почта , связанных с непринятием надлежащих мер к выплате единовременного пособия при рождении ребёнка, исходя из размеров и в порядке, установленном законодательством РФ,

установил:

Кузин обратился с указанным административным иском в суд, уточненным в ходе подготовки дела к судебному разбирательству который, в том числе и в судебном заседании обосновал тем, что, с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в войсковой части полевая почта в воинском звании «<данные изъяты>» и замещает должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с гражданкой ФИО1ДД.ММ.ГГГГ вг. <адрес> у них родилсясын ФИО5. На его обращение по вопросу выплаты пособиякомандование воинской части по месту прохождения военной службыникаких мер не предприняло.Супруга проживает в <адрес> и по месту регистрации в органах социальной защиты получателем пособия не является. В этой связи просил суд признать бездействия командира войсковой части полевая почта , связанные с не принятием надлежащих мер к выплате ему пособияисходя из размера и в порядке, установленном законодательством РФ незаконными.

Представитель административного ответчика - ФИО4, исковые требования ФИО3 не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, на том основании, что командир войсковой части полевая почта отказывая Кузину в выплате пособия по нормам установленным законодательством РФ действовал в рамках полномочий предоставленных законом, а следовательно прав и свобод истца не нарушал.

В своих письменных возражениях на административное исковое заявление ФИО3 административный ответчик ФИО9, требования административного истца не признал и просил суд отказать в их удовлетворении, на том основании, что в соответствии с требованиями статьи 3 Соглашения о гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов, подписанного странами Содружества независимых Государств ДД.ММ.ГГГГ, гарантированная государственная социальная помощь гражданам осуществляется в порядке установленном национальным законодательством Стороны, на территории которой проживает ребенок с одним из родителей (лицом, его заменяющим), то есть законодательством Киргизской Республики.

Выслушав объяснения, административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела и поступившие доказательства, суд находит административный иск ФИО3 обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Кузин и его сын ФИО5ДД.ММ.ГГГГ, уроженец <адрес> Республики являются гражданами <данные изъяты>, а его супруга ФИО1 является гражданином <данные изъяты>. Он с ДД.ММ.ГГГГ проходит военную службу в войсковой части полевая почта в воинском звании «<данные изъяты>» и замещает должность <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке. Командованием воинской части по месту прохождения военной службы отдано распоряжение об оформлении документов о выплате Кузину единовременного пособия при рождении ребёнка установленным порядком. Супруга проживает в <адрес> и по месту регистрации в органах социальной защиты получателем пособия не является.

Изложенные выше обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, а именно:

- из смысла имеющейся резолюции на рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, командиром войсковой части полевая почта отдано распоряжение об оформлении документов о выплате Кузину единовременного пособия при рождении ребёнка установленным порядком;

- как следует из справок войсковой части полевая почта от ДД.ММ.ГГГГ копии удостоверения личности серии , Кузин проходит военную службу в воинском звании «<данные изъяты>» в войсковой части полевая почта и замещает должность <данные изъяты>, которому единовременное пособие при рождении ребенка, предусмотренное Федеральным законом РФ № 81-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ не начислялось и не выплачивалось;

- как видно из копии свидетельства о заключении брака серии от ДД.ММ.ГГГГ, что между ФИО3 ФИО12, родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики и ФИО1, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> заключён брак, о чём ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес> составлена соответствующая запись , после которого мужу и жене присвоены фамилии Кузин и ФИО1 соответственно;

- как усматривается из копий справки о рождении, свидетельства о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, его родителями, являются Кузин ФИО13, ФИО1 о чем ДД.ММ.ГГГГ в отделе ЗАГС <адрес> составлена запись акта о рождении ;

- согласно копиям паспортов серии от ДД.ММ.ГГГГ, серии , вкладыша к копии свидетельства о рождении серии от ДД.ММ.ГГГГ, Кузин ФИО19, его сын ФИО5 являются гражданами <данные изъяты> и имеют соответствующую регистрацию на территории <данные изъяты>, а ФИО1 является гражданином <данные изъяты>;

- из справки <данные изъяты><адрес><адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 на учете как малообеспеченная семья не состоит и получателем пособий не значится.

Исходя из правовых норм преамбулы и статей 33, 34, 39, 40, 75-85, 93-95 Устава Внутренней службы ВС РФ, статей 10 и 70 Дисциплинарного устава ВС РФ, командир войсковой части полевая почта , обладает в отношении военнослужащих, гражданского персонала состоящих на денежном довольствии полномочиями по выплате личному составу денежного довольствия, заработной платы и других установленных выплат, разрешению обращений (предложений, заявлений или жалоб) личного состава по финансовым вопросам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные правомочия должностного лица подтверждены в суде путём исследования копии выписки из приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Основания, порядок, условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, оспариваемой заявителем, регламентированы в статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного одноименным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн.

Так, в соответствии со статьями 1, 17.2 названного Закона, действие настоящего Федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту и гражданский персонал воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. Единовременное пособие при рождении ребенка назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

Из пунктов 27, 29 названного Порядка следует, что лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах, указанных в подпункте «в» пункта 29 настоящего Порядка, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы).

Лицам, проходящим военную службу по контракту, а также уволенным в связи с выводом воинских частей с территорий государств - бывших <адрес> Социалистических Республик и других государств на территорию Российской Федерации, передислокацией воинских частей в пределах территории Российской Федерации, истечением срока трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба по контракту.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О, что целями, на достижение которых направлен Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", являются установление для проживающих в Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранцев, лиц без гражданства, иных лиц, имеющих детей, единой системы государственных пособий и обеспечение при помощи этой системы гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства (преамбула), которая в соответствии со статьёй 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» обязательна на всей территории РФ для судебных органов государственной власти.

Таким образом, государство приняло на себя обязанность выплачивать пособия на детей без всяких изъятий, что согласуется с целями социального правового государства, провозглашенными в статьях 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации, а также с конституционными положениями о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом (статья 39, части 1 и 2).

Особый правовой статус, которым обладают военнослужащие, обусловлен необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества, закрепленных в статье 59 Конституции Российской Федерации. В силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Анализ положений приведенных выше правовых норм, а также установленных судом обстоятельств дела, позволяет сделать вывод, о том, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей, на условиях, установленных законом и в силу этого, независимо от места прохождения военной службы по контракту (на территории России или за ее пределами), военнослужащие должны считаться проживающими в Российской Федерации, и, следовательно, они вправе - при прочих равных условиях - получать государственные пособия на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Доводы же административного ответчика изложенные им в письменных возражениях, поддержанные его представителем в суде в обоснование правомерности отказа в выплате пособия Кузину со ссылкой на статью 3 Соглашение стран СНГ от ДД.ММ.ГГГГ «О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов», вступившее в силу для Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ, якобы регулирующее порядок его выплаты, суд находит ошибочными и несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Кроме того из смысла статьи 3 приведенного Соглашения выплата социальных пособий военнослужащим воинских формирований, находящихся на территории иностранного государства производиться по месту работы (службы) в размерах и на условиях, выделяемых из бюджета Стороны принадлежности воинских формирований.

Оценивая вышеизложенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что командир войсковой части полевая почта вопреки нормативным предписаниям изложенным в статьях 33, 34, 39, 40, 75-85, 93-95 Устава Внутренней службы ВС РФ, статей 10 и 70 Дисциплинарного устава ВС РФ не предприняв надлежащих мер к выплате Кузину ФИО14 единовременного пособия при рождении ребёнка, а следовательно бездействовал и нарушил право административного истца на получение единовременного пособия установленного в статье 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», пунктов 27, 29 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного одноименным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГн, и в силу нормативных предписаний подпункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ является основанием для возложения на соответствующее должностное лицо обязанности по устранению в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод истца.

В силу положений частей 1, 4 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из смысла положений статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне", п.п. 1, 2, 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1082, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляющим свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, в состав, которых входят и воинские части, созданные в целях обороны и безопасности государства суд считает, что войсковую часть полевая почта входящую в структуру Минобороны России, следует освободить в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 114, 175 - 180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск ФИО3 ФИО15 об оспаривании бездействий командира войсковой части полевая почта , связанных с непринятием мер к выплате единовременного пособия при рождении ребёнка, исходя из размера и в порядке, установленном законодательством РФ удовлетворить полностью.

Бездействия командира войсковой части полевая почта , связанные с непринятием мер к выплате Кузину ФИО16 единовременного пособия при рождении ребенка, исходя из размера и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации признать незаконными и нарушающими право административного истца на получение государственных пособий на детей безотносительно к конкретному месту проживания.

Обязать командира войсковой части полевая почта обеспечить выплатуКузину ФИО17 вида пособия, исходя из размера и в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, о чём сообщить административному истцу и в суд об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 114 КАС РФ возвратить Кузину ФИО18 понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (Триста) рублей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий по делу:

А.К. Ким