РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2018 года г. Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – Гоцевой О.В.,
при секретаре – Мордвиновой Н.И.,
с участием административного истца – Медведева Г.А., представителя административных ответчиков: командира войсковой части <данные изъяты> и председателя жилищной комиссии указанной воинской части – Федотова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-16/2018 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Медведева <данные изъяты> об оспаривании решения жилищной комиссии указанной воинской части, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также командира данной воинской части, утвердившего названное решение,
УСТАНОВИЛ:
Медведев Г.А. обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что проходит военную службу в войсковой части <данные изъяты>
Решением жилищной комиссии указанной воинской части в ноябре 2017 года ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК Российской Федерации), то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая, что данное решение и действия командира войсковой части 3509, утвердившего его, являются незаконными и нарушающими его права, Медведев Г.А. обратился в суд с заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований, просит:
1. Признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 30 ноября 2017 года, оформленное протоколом № <данные изъяты>, в части отказа в постановке его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и отменить его.
2. Обязать командира войсковой части <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос на заседании жилищной комиссии об его постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с учетом его права состоять на данном учете.
В обоснование заявленных требований Медведев Г.А. в судебном заседании пояснил, что в октябре 2016 года им был подан рапорт на имя командира войсковой части <данные изъяты> с просьбой поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения. Жилищной комиссией данной воинской части 20 октября 2016 года было принято решение повторно рассмотреть вопрос о постановке его на жилищный учет после предоставления сведений об отсутствии у него жилого помещения в период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты>. В августе 2017 года им в жилищную комиссию был предоставлен ряд документов, однако жилищной комиссией было принято решение об отказе в его постановке на учет для получения жилья.
Представитель административных ответчиков: командира войсковой части <данные изъяты> и председателя жилищной комиссии указанной воинской части – Федотов В.А. в суде пояснил, что не согласен с заявленными Медведевым Г.А. требованиями по следующим основаниям. В октябре 2017 года административный истец обратился с рапортом о повторном рассмотрении вопроса о постановке его на жилищный учет. Однако из представленных им к данному рапорту документов не представлялось возможным подтвердить факт обеспечения (необеспечения) его жилым помещением за время прохождения службы в войсковой части <данные изъяты> а также не известно обслуживала ли указанную воинскую часть Ногинская квартирно-эксплуатационная часть района (далее КЭЧ), которая в настоящее время прекратило свое существование в связи с ее реорганизацией. Таким образом, необходимых документов Медведевым Г.А. представлено не было.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
20 октября 2016 года на заседании жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> был рассмотрен рапорт Медведева Г.А. о постановке на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. По результатам рассмотрения данного рапорта было принято решение – после предоставления необходимых документов (а именно: сведений об обеспеченности (необеспеченности) за период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты>, сведений о регистрации в период с 04 июля 1991 года по 09 октября 2007 года) вопрос о постановке его на жилищный учет повторно рассмотреть на заседании жилищной комиссии.
30 ноября 2017 года на заседании жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> был повторно рассмотрен рапорт Медведева Г.А.. На данное заседание административный истец представил объяснительную записку по факту отсутствия регистрации в период с 04 июля 1991 года по 09 октября 2007 года, а также справку из Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от 07 августа 2017 года № <данные изъяты>. Жилищной комиссией было указано, что из представленной справки невозможно определить, что войсковая часть <данные изъяты> обслуживалась Ногинской КЭЧ района.
В связи с данными обстоятельствами решением жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> от 30 ноября 2017 года, оформленным протоколом № <данные изъяты>, Медведеву Г.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании подп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК Российской Федерации, то есть в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Инструкцией «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках Министерства внутренних дел России», введенной в действие Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Инструкция, МВД России) от 12 февраля 2010 года № 75 «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России» определен порядок признания нуждающимся в жилом помещении и предоставления жилых помещений во внутренних войсках МВД России.
Действие настоящей Инструкции распространяется на военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей, признанных в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке нуждающимися в жилых помещениях, на граждан, уволенных с военной службы по основаниям, дающим право на обеспечение жилыми помещениями от внутренних войск МВД России, признанных в период прохождения военной службы по контракту нуждающимися в жилых помещениях, и членов их семей.
Вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, ЖК Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
В целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии. В Главном командовании внутренних войск МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределением поступающей жилой площади.
Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 5 к настоящей Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки - приложение № 6 к настоящей Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса (п. 19 Инструкции).
В п. 27 Инструкции указано, что при рассмотрении жилищных вопросов в протоколах жилищных комиссий подробно указываются жилищные условия военнослужащих, состав семьи (персонально) со ссылкой на конкретные положения законодательства Российской Федерации, на основании которых военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий).
Введение законодателем специальных условий предоставления военнослужащим жилых помещений, само по себе, не препятствует реализации ими жилищных прав, установленных ЖК Российской Федерации, а содержащееся в Инструкции требование о приложении военнослужащим к рапорту о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении справки о сдаче жилого помещения является необходимым, поскольку справка подтверждает право военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Сама справка может предусматривать несколько формулировок о сдаче жилого помещения, которые носят учетный характер. Поэтому в зависимости от формулировки, указанной в справке, возникает либо одно из условий на право военнослужащего состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении либо основание для применения соответствующей нормы о последствиях намеренного ухудшения военнослужащим своих жилищных условий.
Прописанная в указанной выше Инструкции норма, предписывающая военнослужащему совместно с рапортом представлять и копию справки о сдаче жилого помещения, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе и положениям ЖК Российской Федерации.
Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вместе с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принимая во внимание предусмотренное Инструкцией содержание справки, следует признать, что таковая может относиться к указанным документам, но при этом не является исключительно единственным документом, подтверждающим право военнослужащего состоять на соответствующем учете.
Приведенные выше нормы закона свидетельствует о том, что при решении вопроса о принятии Медведева Г.А. на соответствующий учет содержание справки подлежало оценке жилищной комиссией воинской части, поскольку в случае получения данным военнослужащим по прежнему месту службы жилого помещения, он мог в дальнейшем его сдать Министерству обороны Российской Федерации, приватизировать или оставить родственникам.
Однако, данные из справки подлежат оценке наряду с другими сведениями. Если указанная справка объективно не может быть представлена военнослужащим по независящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилого помещения – данные обстоятельства сами по себе не препятствуют реализации военнослужащим жилищных прав, установленных ЖК Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Медведевым Г.А. направлялись запросы в различные архивы Российской Федерации с целью получения информации о наличии или об отсутствии у него жилого помещения. Ответы из данных архивов были им представлены. Однако в указанных ответах отсутствует информация, которую истребовала от административного истца жилищная комиссия воинской части.
Исходя из анализа данных обстоятельств, Медведев Г.А. должен был предоставить в жилищную комиссию войсковой части <данные изъяты> справку о сдаче жилого помещения, однако административным истцом неоднократно предпринимались попытки для получения указанной справки, но данная справка объективно не могла быть представлена по независящим от него причинам.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных административным истцом требований. Поскольку имеются другие данные, свидетельствующие о праве административного истца состоять на учете нуждающихся в получении жилого помещения, то для восстановления прав Медведева Г.А. необходимо возложить обязанность на командира войсковой части <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос на заседании жилищной комиссии о постановке административного истца на учет нуждающихся в получении жилого помещения с учетом его права состоять на данном учете, в связи с установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 и 227 КАС Российской Федерации, военный суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> Медведева <данные изъяты> об оспаривании решения жилищной комиссии указанной воинской части, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, а также командира данной воинской части, утвердившего названное решение, - удовлетворить частично.
Обязать командира войсковой части <данные изъяты> повторно рассмотреть вопрос на заседании жилищной комиссии о постановке Медведева <данные изъяты> на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с учетом его права состоять на данном учете, в связи с установленными по делу обстоятельствами.
В удовлетворении остальной части требований административного истца Медведева Г.А. – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме 16 февраля 2018 года.
Согласовано судья О.В. Гоцева