ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/2018 от 28.02.2018 Сонковского районного суда (Тверская область)

Дело №2а-16/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 февраля 2018 года пос. Сонково

Сонковский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,

рассмотрев в Сонковском районном суде административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования (МО) Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию порядка организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения, и возложении обязанности разработать и принять порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Сонковского района Тверской области В.П. Борисов, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и принятию порядка организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения, и возложении обязанности разработать и принять порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения. В обоснование заявленных требований указывается, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения на территории МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в части разработки порядка и административного регламента осуществления муниципального контроля. Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятым в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Статья 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» закрепляет, что дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 5 названного Федерального закона. В соответствии со ст. 13, ч.ч. 2, 3 ст. 13.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов. Муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее – орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Согласно п. 4, ст. 2, п. 2 ч. 2 ст. 6 ФЗ от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относится разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Григорковского сельского поселения Тверской области от 26 апреля 2013 года №15-па утверждён Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области. Однако в нарушение требований вышеназванного законодательства администрацией Григорковского сельского поселения порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения не разработаны и не приняты. Отсутствие предусмотренного законом порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельского поселения, а, соответственно, и самого контроля со стороны муниципального образования, а также административного регламента проведения муниципального контроля может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 26 октября 2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на получение достоверной и полной информации, которая относится к предмету проверки. Кроме этого, отсутствие указанных нормативно-правовых актов может привести к снижению уровня безопасности дорожного движения и к ухудшению аварийной ситуации на дорогах, и, как следствие, влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на безопасные условия движения по дорогам общего пользования сельского поселения, которые гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения. Непринятие мер по разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения свидетельствует как о ненадлежащем исполнении администрацией Григорковского сельского поселения полномочий в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, так и о её бездействии. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Обращение в защиту прав неопределённого круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не представляется возможным. На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст.ст. 124, 125 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие администрации Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию порядка организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения; обязать администрацию Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области разработать и принять порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца прокурор Сонковского района Тверской области, представитель административного ответчика Администрации МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителей указанных лиц в порядке упрощённого производства. 20 февраля 2018 года суд вынес определение о рассмотрении настоящего дела в порядке упрощённого (письменного) производства. Копии определения вручены лицам, участвующим в деле.

Исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

Исследованные доказательства суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Из п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ч. 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 13.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» муниципальный контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (далее – орган муниципального контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, муниципального контроля в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Как следует из п. 4 ст. 2, п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся, в том числе, организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведётся в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. Разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов от 26 января 2006 года №9, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 30 указанного Устава администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения.

Как следует из п. 2 ст. 1 Устава МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области, понятия «Григорковское сельское поселение», «сельское поселение», «поселение», «муниципальное образование» имеют одинаковое значение.

С учётом указанных выше норм, обязанность по разработке и принятию порядка организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов Григорковское сельского поселения Сонковского района Тверской области законом возложена на Администрацию МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области, как на орган местного самоуправления.

Постановлением администрации Григорковское сельского поселения Сонковского района Тверской области №15-па от 26 апреля 2013 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, утверждён перечень автомобильных дорог.

Согласно письменной информации №32 от 30 января 2018 года, предоставленной прокурору Сонковского района Тверской области Главой администрации Григорковского сельского поселения, порядок осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения Григорковского сельского поселения не разработан; административный регламент исполнения функции по муниципальному контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения Григорковского сельского поселения не разработан.

Таким образом, в ходе судебного заседания установлено и предусмотрено вышеприведёнными законодательными нормами, что в результате нарушающего права, свободы и законные интересы граждан, неопределённого круга лиц, бездействия административного ответчика Администрации МО Григорковского сельское поселение Сонковского района Тверской области, порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения Григорковского сельского поселения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения Григорковского сельского поселения не разработаны и не приняты, что может привести к снижению уровня безопасности дорожного движения и к ухудшению аварийной ситуации на дорогах, и влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц, в том числе жителей Григорковского сельского поселения Сонковского района Тверской области, на безопасные условия движения по дорогам общего пользования сельского поселения. Доказательств, опровергающих результаты прокурорской проверки, административным ответчиком в суд не представлено. Обязанность административного ответчика по организации указанных в административном иске мероприятий должна исполняться своевременно на установленной законом основе, нарушений прав граждан в области защиты их прав на обеспечение безопасности дорожного движения допущено быть не должно. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательно предусмотренной обязанности ответственность несёт именно орган местного самоуправления. В связи с чем, у суда имеются основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области в части несоблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения на территории МО Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области. При этом суд считает необходимым установить срок до 01 июля 2018 года, в который административному ответчику следует выполнить требования административного истца, и полагает его разумным и достаточным для организации необходимых работ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 293-294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Муниципального образования (МО) Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и принятию порядка организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административного регламента осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения, незаконным.

Обязать Администрацию Муниципального образования (МО) Григорковское сельское поселение Сонковского района Тверской области разработать и принять порядок организации и осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения и административный регламент осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения сельского поселения в срок до 01 июля 2018 года, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до 01 августа 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения лицами, участвующими в деле.

Председательствующий Ж.В. Никитина