РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Черненок Т.В.
при секретаре Пузенцовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе 05 апреля 2021 года административное дело №2а-16/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с названным административным иском, указав, что согласно сведениям, централизовано представленным в Инспекцию из УГИБДД УМВД России по Пензенской области, на имя ФИО1 зарегистрировано транспортное средство автомобиль легковой «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер .
Как следует из административного иска, административный истец произвел исчисление налога на указанное транспортное средство, направив ответчику соответствующее налоговое уведомление. Однако налоговая обязанность ФИО1 своевременно исполнена не была, в добровольном порядке задолженность по транспортному налогу не оплачена.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы в адрес ФИО1 направлено требование об уплате налога и пени. В установленный в требовании срок и до настоящего времени ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Ссылаясь на положения ст. 31, 48, 75 Налогового кодекса РФ, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит суд взыскать с ФИО1 транспортный налог с физических лиц за 2018 год в размере 48 750 руб., пени в размере 735 руб. 31 коп.
Представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила иск удовлетворить в полном объеме. Дополнительно пояснила, что согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами). МРЭО ГИБДД (г. Пензы) УМВД России по Пензенской области Дата представило данные по автомобилю «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер , принадлежащему ФИО1, указав тип транспортного средства - "легковой", мощность двигателя - 325 л.с. При расчете и начислении транспортного налога за спорный 2018 год, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы руководствовалась представленными в рамках ст. 85 Кодекса данными, уполномоченного органа. Сведения, содержащиеся в базе ГИБДД, не были признаны недействительными, каких-либо иных регистрационных мероприятий по изменению типа транспортного средства с «легкового» на «грузовой» не производилось. В паспорте транспортного средства Номер по автомобилю «HUMMER Н2» в строке 3 «наименование типа транспортного средства» поименован как - "легковой универсал". Указанная запись в ПТС ФИО1 в судебном порядке не была признана недействительной, доказательств обратного административным ответчиком не представлено. Направленное Дата в адрес ФИО1 налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2018 не оспорено, и в настоящее время не признано незаконным. Транспортное средство приобретено ФИО1 Дата , налог за 2017 рассчитан как за "легковой универсал", оплачен им в полном объеме полностью и не оспаривался.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании административным иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы не признал, полагал его необоснованным и неподлежащим удовлетворению, поскольку ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы исчислила транспортный налог на принадлежащее ему транспортное средство «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер , учитывая тип транспортного средства как «легковой», тогда как указанное транспортное средство является грузовым.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Пензенской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
На основании ч. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на имя ФИО1 зарегистрировано транспортное средство автомобиль «HUMMER H2», тип транспортного средства – легковой универсал, государственный регистрационный Номер , дата регистрации права Дата (л.д.19).
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
При этом уплата транспортного налога не связана с правом собственности на транспортные средства и их фактическим использованием. Обязанность по уплате налога возлагается именно на лиц, на которых транспортные средства зарегистрированы. То есть состояние транспортных средств, и возможность их эксплуатации не имеют значения для уплаты транспортного налога.
Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения транспортным налогом являются автомобили, зарегистрированные в установленном законом порядке. При этом в этих же нормах дан перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения.
Как следует из приведенных выше положений налогового законодательств, в том числе части 1 статьи 362, частью 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, наличие обязанности по уплате транспортного налога связывается с фактом регистрации транспортного средства за конкретным лицом.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (п.1 ст. 359 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Законом Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 397-ЗПО «О введение в действие транспортного налога на территории Пензенской области», в том числе установлены следующие ставки: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 15 лет включительно) – 21 руб., до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло свыше 15 лет) – 15 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 руб., свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 45 руб., свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 75 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 150 руб.
ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы начислен ФИО1 транспортный налог за 2018год на автомобиль «HUMMER H2», тип транспортного средства – легковой универсал, государственный регистрационный Номер в размере 48750 рублей ( 325х150х12/12, где 325 – мощность двигателя, 150руб.- налоговая ставка, 12-количество месяцев).
В связи с неуплатой административным ответчиком транспортного налога на указанный автомобиль за 2018 год ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы были предприняты меры к его взысканию.
Так, в адрес ФИО1 направлено требование от Дата Номер об уплате транспортного налога в размере 48 750 руб. и пени в размере 735,31 руб. со сроком уплаты до Дата (л.д.6).
В установленные в требовании сроки административный ответчик налоговые обязательства не исполнил.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Пензы Номер от Дата с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы была взыскана задолженность по транспортному налогу и пени в размере 49 485 руб. 31 коп.
Определением мирового судьи судебного участка №1 Ленинского района г. Пензы от Дата данный судебный приказ по заявлению ФИО1 отменен (л.д.4).
Дата ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 года в Ленинский районный суд г. Пензы.
При этом административный истец при расчете транспортного налога за 2018 год исходил из того, что автомобиль «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер , принадлежащий ФИО1 является легковым транспортным средством.
Административный ответчик ФИО1 в ходе рассмотрения дела полагал, что принадлежащий ему автомобиль «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер относится к грузовым транспортным средствам, в связи с чем по ходатайству ответчика определением Ленинского районного суда г. Пензы от Дата назначалась судебная экспертиза.
Согласно заключения эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России Номер от Дата К.Д., в соответствии с требованиями, указанными в Приложении №1 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), автомобиль «HUMMER H2», государственной регистрационный Номер (VIN Номер ), принадлежащий ФИО1, относится к категории N и по типу транспортного средства является грузовым универсалом (л.д.59-62).
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО4 вывод, содержащийся в заключении эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России Номер от Дата , поддержал, пояснив, что поскольку расчетная масса перевозимого груза составляет 726 кг и превышает расчетную массу пассажиров автомобиля «HUMMER H2», государственной регистрационный Номер (VIN Номер ), транспортное средство относится к категории N и по типу транспортного средства является грузовым универсалом.
Суд полагает, что доводы ФИО1 о том, что, принадлежащий ему автомобиль «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер относится к грузовым транспортным средствам, а так же выводы эксперта ФБУ Пензенская ЛСЭ Минюста России о том, что автомобиль «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер относится к категории N и по типу транспортного средства является грузовым универсалом - являются ошибочными.
Из первоначального ПТС Номер на автомобиль «HUMMER H2» VIN Номер следует, что ПТС на указанное транспортное средство выдавалось Центральной акцизной таможней Дата . В указанном ПТС тип транспортного средства «HUMMER H2» VIN Номер указан как легковой, категория транспортного средства - С (л.д.103).
Из ПТС Номер на автомобиль «HUMMER H2» VIN Номер , выданного Дата следует, что тип транспортного средства «HUMMER H2» VIN Номер указан как легковой – универсал, категория транспортного средства - С (л.д.104).
Понятия грузового и легкового автотранспорта в Налоговом кодексе РФ для целей налогообложения отсутствуют, поэтому в силу ст. 11 Кодекса следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства Российской Федерации.
Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 были утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшие на момент ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации и по 28.03.2018.
Пунктом 16 указанного приказа определено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденных Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359 и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.
Главой 28 Налогового кодекса РФ определено распределение транспортных средств по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968. Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 №5938-VI11 и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств «В» относятся автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих место которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В соответствии с п.3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, в соответствии с пп. 60, 61 которого при оказании государственной услуги должны быть выполнены все административные процедуры, предусмотренные проводимым регистрационным действием. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги; проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах; осмотр транспортного средства; принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий; принятие решения о возможности нанесения дополнительной маркировки; оформление и подписание документов, подлежащих выдаче заявителю, присвоение государственных регистрационных номеров; внесение информации в автоматизированные информационные системы; выдача документов и государственных регистрационных знаков; оформление и выдача выписки из государственного реестра транспортных средств.
Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 №19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", действующим на момент регистрации транспортного средства ответчика, утверждено определение "паспорт транспортного средства" - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
В соответствии с пп.9 - 11 приказа МВД России от 23.04.2019 №267 "Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним" в строке "2. Марка, модель ТС" указывается обозначение марки и (или) модели (коммерческого наименования) транспортного средства, присвоенных изготовителем и приведенных в одобрении типа транспортного средства или свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства; в строке "3. Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением; в строке "4. Категория ТС" указывается категория или подкатегория транспортного средства в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза.
В приложении №3 к приказу МВД России от 23.04.2019 N 267 "Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство, и требований к ним" (вместе с "Требованиями к паспорту транспортного средства", "Требованиями к свидетельству о регистрации транспортного средства") имеется таблица категории транспортных средств, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", и Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Согласно указанной таблице определена следующая классификация транспортных средств: М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения - легковые автомобили; N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3500 кг.
Письмом Минюста России от 21.09.2009 N03-2609 в целях организации эксплуатации транспортных средств предписано руководствоваться распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте".
В приложении №3 к указанному документу содержится классификация и система обозначения автомобильных транспортных средств, согласно которой Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т.ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т.д.).
В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).
По классификации автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории М1 отнесены автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), максимальная масса – не регламентируется, класс и эксплуатационное назначение АТС - легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости; к категории N1 отнесены АТС, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса – до 3,5 тонн, класс и эксплуатационное назначение АТС - грузовые, специализированные и специальные автомобили.
Следовательно, категория «С», указанная в паспорте транспортного средства, может относится как к легковым, так и грузовым транспортным средствам.
Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которыми государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 1 года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Таким образом, если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как легковой автомобиль, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не может быть отнесено к другой категории транспортных средств.
Согласно представленному техническому паспорту на автомобиль «HUMMER H2», государственный регистрационный Номер , в пункте 3 содержатся сведения – «Наименование (тип ТС)» легковой универсал.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что налоговым органом ФИО1 правомерно был начислен транспортный налог с применением налоговой ставки для легкового автотранспорта.
Довод административного ответчика о том, что налоговым органом при исчислении транспортного налога и выборе налоговой ставки, подлежащей применению, неправомерно учитывался только тип транспортного средства, а не категория, основан на ошибочном токовании норм законодательства.
В соответствии с положениями п.1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 3.1 настоящей статьи.
Письмом Министерства финансов РФ №03-05-06-04/82101 от 18.09.2020 разъяснено, что код типа наземных транспортных средств помещается в состав сведений, передаваемых в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в соответствии с пп.4, 11, 13 ст. 85 Налогового кодекса РФ и приказами ФНС России от 25.11.2015 №ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение №8 приказа ФНС России от 17.09.2007 №ММ-3-09/536@.
Следовательно, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка транспортного налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Таким образом, категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства.
Из системного толкования положений ст. 362 НК РФ и письма Министерства финансов РФ №03-05-06-04/82101 от 18.09.2020 однозначно следует, что налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделениями ГИБДД МВД России.
Из сообщения УМВД России по Пензенской области следует, что согласно паспорту транспортного средства, автомобиль «HUMMER H2» имеет тип транспортного средства – легковой универсал, категория транспортного средства – С, что подтверждается карточкой учета транспортного средства (л.д.22-32).
В соответствии с Одобрением типа транспортного средства (ОТТС) РОСС US.АЯ04.Е00274, представленным органом по сертификации продукции машиностроения ВНИИМАШ (ОС «ПРОММАШ»), автомобиль «HUMMER H2» относится к категории М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения – легковые автомобили (согласно определению ТР ТС 018/2011). Данное транспортное средство является транспортным средством повышенной проходимости. Перевозка грузов на автомобиле запрещена. При этом для управления данным транспортным средством необходимо наличие водительского удостоверения с открытой категорией «С».
Из представленного в материалы дела письма ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» следует, что на автомобиль «HUMMER H2» распространяется действие Одобрения типа транспортного средства (ОТТС) №РОСС US.АЯ04.Е00274, оформленного органом по сертификации продукции машиностроения ВНИИНМАШ (ОС «ПРОММАШ»), в соответствии с которым упомянутое транспортное средство относится к категории М1, имеет тип кузова «универсал» и предусматривает перевозку до 5 пассажиров помимо водителя.
При оформлении упомянутого ОТТС категория транспортного средства была определена в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» гармонизированным с Приложением №7, Пересмотр 2 «Классификация и определение механических транспортных средств и прицепов» (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1, дата введения Дата ) к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» (СР.3), Пересмотр 1 (документ TRANS/WP.29/78/Rev.1, дата введения 13.08.87) и Директивой 2002/24 ЕС от 18.03.2002. В соответствии с ГОСТ Р52051-2003, к категории М1 (легковые автомобили) относятся механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя не более восьми мест для сидения.
Пункт 9.1 упомянутого стандарта также содержит дополнительный критерий отнесения многоцелевых транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и их багажа или грузов в одном отделении, к категориям М1 или N: если конструкцией транспортного средства предусмотрена возможность перевозки не более 6 пассажиров и если произведение предусмотренного конструкцией числа пассажиров на условную массу одного пассажира (68 кг) не превышает расчетную массу перевозимого одновременно с пассажирами груза, транспортное средство не относится к категории М. В соответствии с общей технической характеристикой транспортного средства, приведенной в ОТТС № предусмотрена возможность №РОСС US.АЯ04.Е00274, максимальная масса снаряженного транспортного средства (включающая массу водителя, принимаемую равной 75 кг) указана 3064 кг, полная (допустимая максимальная) масса – 3 901 кг, что предполагает возможность перевозки 836 кг полезной нагрузки (пассажира и их багажа или груза), как разницы упомянутых масс.
Поскольку в соответствии с приведенным критерием суммарная масса пассажиров (340=5*68) меньше массы багажа или груза, который может быть перевезен одновременно с ними (496=836-340), данное транспортное средство следовало бы относить к категории к категории N (грузовые автомобили) в случае, если тип его кузова был бы заявлен как многоцелевой. Однако, в соответствии с указанным же пунктом стандарта, к кузовам, классифицированным как «седан», «хетчбек» или «универсал», данный критерий не применяется, и транспортные средства с кузовами данных типов следовало относить к категории М, что и было зафиксировано при оформлении ОТТС.
Таким образом, автомобиль «HUMMER H2», принадлежащий ФИО1, предназначен для перевозки пассажиров, является легковым автомобилем категории М1 с разрешенной максимальной массой 3901 кг (более 3,5 тонн) и для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения с категорией «С».
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако ответчиком не представлено суду бесспорных доказательств, опровергающих доводы истца.
Оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что спорное транспортное средство, на которое налоговым органом исчислен ФИО1 транспортный налог, имеет тип – легковой универсал, данное обстоятельство подтверждено документами, исследованными при рассмотрении дела, что является основанием для исчисления транспортного налога на принадлежащий административному ответчику автомобиль с применением налоговой ставки, установленной для легковых автомобилей.
Учитывая, что ФИО1 обязанность по уплате транспортного налога не исполнена, срок обращения налогового органа с учетом положения ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, не пропущен, суд считает требования ИФНС по Ленинскому району г. Пензы о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2018 год в сумме 48 750 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заявленные административным истцом пени по транспортному налогу подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса (п. 6).
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ пеня применяется для обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Приведенные нормы права позволяют сделать вывод о том, что уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога) и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности в бесспорном порядке.
Учитывая, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного.
Учитывая, что в установленные законодательством сроки должник не уплатил указанные в налоговом уведомлении суммы транспортного налога, истцом в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ начислены пени в размере 735 руб. 31 коп.
Судом установлено, что судебным приказом мирового судьи Номер от Дата взыскан транспортный налог за 2018 год и пени.
Поскольку с момента отмены данного судебного приказа (Дата ) до обращения (Дата ) с настоящим административным иском в суд не истек предусмотренный законом срок, с ФИО1 подлежат взысканию пени в размере 735 руб. 31 коп., расчет которых судом проверен, ответчиком не оспорен.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
На основании приведенной нормы права суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 1 685 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 48750 рублей, пени по транспортному налогу в размере 735 рублей 31 копейку.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в бюджет муниципального образования город Пенза в размере 1685 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 12 апреля 2021 года.
Судья Т.В. Черненок