ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-16/2021 от 15.01.2021 Кусинского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-16/2021

(№ 2а-462/2020)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 января 2021 года г. Куса

Кусинский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Леоновой Н.М., секретаре Хизбуллиной А.И., рассмотрев с участием помощника прокурора Кусинского района Челябинской области Гагариной Н.В., представителя заинтересованного лица Управление строительством и жилищно-коммунального хозяйства Кусинского муниципального района Челябинской области Говалева С.Н., заинтересованного лица Кузнецовой Н.В., действующей собственных интересах, а также в интересах несовершеннолетней Кузнецовой В.В., в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кусинского городского поселения о признании в части незаконным постановления, установлении разумного срока отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кусинского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском к администрации Кусинского городского поселения о признании в части незаконным постановления, установлении разумного срока отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу и возложении обязанностей.

В основании предъявленных требований прокурор Кусинского района Челябинской области указал, что постановлением Главы Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА, принятым на основании заключения межведомственной комиссии НОМЕР от ДАТА, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС, был признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. В нарушение пункта 49 Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации НОМЕР от ДАТА, принятое постановление не содержало указания о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических лиц из дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем прокурором Кусинского района Челябинской области принесен протест на постановление НОМЕР от ДАТА, по результатам рассмотрения которого администрацией Кусинского городского поселения принято постановление НОМЕР от ДАТА. Установленный указанным постановлением срок отселения жителей указанного многоквартирного дома - до 2030 года - прокурор Кусинского района Челябинской области полагает не соответствующим критерию разумности, поскольку на момент проведения обследования жилого дома установлены существенные дефекты и повреждения: разрушение и просадка фундамента, усушенные трещины бревен, просадка дома, прогибы поверхностей потолков, повреждения гнилью, прогибы и просадка полов. Ввиду общего состояния основных несущих конструкций здания (стен и фундаментов) уже на 2016 год здание было отнесено к категории аварийных и представляло опасность для проживающих; срок вывода здания из эксплуатации определен равным одному году. За период 2016-2020 годов капитальный ремонт указанного жилого дома не производился, что способствовало ухудшению состояния жилого дома.

Установленный администрацией Кусинского городского поселения срок отселения жильцов из аварийного жилого дома нарушает не только право граждан на личную безопасность при нахождении проживающих в аварийном жилье, либо временно находящихся в нем, но и права неограниченного круга лиц, пребывающих возле аварийного здания, поскольку жилой дом находится вблизи автомобильной дороги с оживленным транспортным движением, прохождением маршрута городского автотранспорта и автобусной остановки; стены здания представляют угрозу обрушения, что может повлечь за собой многочисленные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С учетом изложенного, прокурор Кусинского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просил суд признать незаконным постановление администрации Кусинского городского поселения Челябинской области НОМЕР от ДАТА "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу АДРЕС, аварийным и подлежащим сносу" в части установления срока отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома до 2030 года, обязать администрацию Кусинского городского поселения установить разумный срок отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома - до ДАТА, для чего внести изменения в указанное постановление; обязать администрацию Кусинского городского поселения принять меры к отселению физических лиц из многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу АДРЕС, признанного аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании помощник прокурора Кусинского района Челябинской области Гагарина Н.В. предъявленные административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше.

Представитель административного ответчика администрации Кусинского городского поселения в судебное заседание не явился, извещен (т. 2 л.д. 6), о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного заседания не просил. Письменным отзывом (т. 1 л.д. 65, 170-171) предъявленные требования не признал, указав, что постановлением НОМЕР от ДАТА администрацией Кусинского городского поселения многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу АДРЕС, признан аварийным после ДАТА, в связи с чем не был включен в программу "Переселение в 2019-2025 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области". Постановлением Правительства РФ НОМЕР от ДАТА сроки признания дома аварийным не оговорены, каждый случай является индивидуальным. Переселение граждан ранее проводилось в рамках Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ "О фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства", глава 6.3 которого утратила силу 28 ноября 2018 года; сроков переселения данными актами также не установлено. Администрацией Кусинского городского поселения в соответствии с пунктом 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ НОМЕР от ДАТА и на основании пункта 6 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принято постановление НОМЕР от ДАТА, которым установлен срок отселения физических лиц из указанного многоквартирного жилого дома - 2030 год и своевременно направлены необходимые сведения в Управление строительством и жилищно-коммунальным хозяйством Кусинского муниципального района для подачи заявки в Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области о включении аварийного дома в подпрограмму "Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ" в Челябинской области в отсутствие возможности администрации как отдельного муниципального образования самостоятельно участвовать в указанной программе. Переселение граждан производится в порядке очередности, исходя из даты принятия решения органом местного самоуправления и, в первую очередь, из тех домов, которые согласно заключению, имеют максимальную степень износа несущих конструкций после расселения домов, признанных аварийными до ДАТА, при этом они подлежат расселению до 2025 года. Поскольку многоквартирный жилой дом по АДРЕС не включен в программу переселения, установленный постановлением НОМЕР от ДАТА срок администрация Кусинского городского поселения полагает разумным.

Привлеченные в качестве заинтересованных лиц администрация Кусинского муниципального района (т. 2 л.д. 2), жители дома (т. 1 л.д. 163-166): Букреева Е.П.(т. 2 л.д. 21), Волосников В.И. (т. 2 л.д. 23), Григоренко А.А. (т. 2 л.д. 1), Кузнецов В.В. (т. 2 л.д. 18), Кузнецова И.В. (т. 2 л.д. 19), Фатиков Ф.М. (т. 2 л.д. 22), Кузнецов В.С. (т. 2 л.д. 8), Галиуллин Р.Р. и Галиуллина О.И., действующие в собственных интересах и в интересах несовершеннолетних Галиуллина Т.Р., Галиуллина К.Р., Галиуллина А.Р.; Гильманова Р.Ш. (т. 2 л.д. 13-17), Шокурова Н.Г. (т. 2 л.д. 10), Лоханкова Г.А. (т. 2 л.д. 11), Глушкова В.С. (т. 2 л.д. 12), Брагина В.С. (т. 2 л.д. 20) в судебное заседание не явились, извещены.

Заинтересованное лицо Кузнецова Н.В., действующая в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Кузнецовой В.В., в судебном заседании доводы прокурора Кусинского района Челябинской области поддержала, полагала необходимым учесть, что вследствие аварийного состояния дома и отсутствия капитального ремонта установленный срок отселения жителей - в 2030 году - не отвечает критерию разумности и не учитывает, что аварийное состояние жилого дома несет угрозу жизни и здоровью проживающих в нем лиц.

Представитель заинтересованного лица Управление строительством и жилищно-коммунального хозяйства Кусинского муниципального района Говалев С.Н. в судебном заседании пояснил, что расселение жилых домов, признанных аварийными, отнесено к полномочиям органа местного самоуправления - администрации Кусинского городского поселения, в связи с чем статус администрации Кусинского городского поселения как административного ответчика определен правильно. Расселение могло быть осуществлено с использованием бюджетных средств поселения, но в связи с отсутствием в бюджете необходимых денежных средств осуществляется путем включения подлежащих расселению аварийных многоквартирных домов в федеральные/областные программы. В требуемый прокурором срок отселения физических лиц из указанного аварийного жилого дома – до ДАТА – реализовать данные мероприятия не представляется возможным, поскольку участие в программах предполагает значительные временные затраты на подготовку документации и получение необходимых средств. Бюджетом Кусинского муниципального района посредством участия в муниципальной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем - граждан Российской Федерации в Кусинском муниципальном районе" на 2022 год предусмотрена сумма в объеме 10390800 руб., рассчитанная с учетом возможностей приобретения для расселения указанного жилого дома жилья на вторичном рынке на территории Кусинского городского поселения.

В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с направленным в адрес администрации Кусинского городского поселения заявлением жителей дома (т. 1 л.д. 9), ДАТА межведомственной комиссией, назначенной постановлением Главы Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА, составлен акт обследования НОМЕР от ДАТА (т. 1 л.д. 17-18) и заключение межведомственной комиссии (т. 1 л.д. 19- 20), которыми на основании обследования и технического заключения ООО "УК ЖКХ" (т. 1 л.д. 25-62), при визуальном осмотре комиссия выявила следующие основания для признания многоквартирного дома НОМЕР по АДРЕС непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу: многоквартирный дом имеет деформацию фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, конструкции дома не соответствуют противопожарным, санитарным и градостроительным нормам (т. 1 л.д. 19-20).

Администрацией Кусинского городского поселения принято постановление НОМЕР от ДАТА (т. 1 л.д. 12), которым многоквартирный дом, расположенный по адресу АДРЕС, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения жителей многоквартирного дома указанным постановлением установлен не был.

Прокурором Кусинского района Челябинской области на указанное постановление принесен протест (т. 1 л.д. 10-11), которым предписано привести в соответствии с законодательством РФ постановление Главы Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА, определив сроки отселения физических лиц, проживающих в жилых помещениях дома и указав на дальнейшее использование дома.

Решением Кусинского районного суда Челябинской области от ДАТА признано незаконным бездействие администрации Кусинского городского поселения, выразившееся в не установлении сроков расселения признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома НОМЕР по АДРЕС, на администрацию Кусинского городского поселения возложена обязанность устранить допущенное нарушение - установить разумный срок расселения вышеуказанного многоквартирного дома (т. 2 л.д. 66-69).

Из материалов дела следует, что данный дом в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включен не был (т. 1 л.д. 171).

Постановлением администрации Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА (т. 1 л.д. 13-14) ранее действовавшее постановление администрации Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА отменено. Многоквартирный дом, расположенный по адресу АДРЕС, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу с ДАТА; постановлено использовать освободившийся земельный участок после сноса аварийного многоквартирного дома под строительство новых объектов; срок отселения физических лиц из многоквартирного дома, находящегося по адресу АДРЕС, признанного аварийным и подлежащим сносу, - установлен до 2030 года.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения отнесено обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу регламентирован Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДАТАНОМЕР (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 47 Положения, по результатам работы сформированная органом местного самоуправления межведомственная комиссия принимает ряд решений, в том числе – о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно абзаца второго пункта 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (в разрешаемом споре – в целях исключения нахождения на территории муниципального образования многоквартирного жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции, изложенной в ответе на вопрос 3 в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 52 Положения, решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Следовательно, решение органа местного самоуправления, включая и решение об определении срока сноса дома и срока отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, может быть оспорено гражданами в суде.

Таким образом, установление разумного срока отселения физических лиц из признанного аварийным многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу АДРЕС, отнесено к компетенции органа местного самоуправления – администрации Кусинского городского поселения. Исходя из установленного законом бремени доказывания юридически значимых обстоятельств по делу именно на административного ответчика возлагается обязанность доказать, что установленный им срок отселения отвечает критерию разумности. Вместе с тем, исследовав изложенную административным ответчиком в отзыве позицию, фактически сводящуюся к тому, что отселение возможно лишь после включения многоквартирного жилого дома в региональную программу переселения и после расселения других домов, признанных аварийными до ДАТА (т.е. позже 2025 года), а все необходимые меры администрацией Кусинского городского поселения приняты, суд полагает, что административным ответчиком в данном случае обстоятельства разумности установленного срока отселения не доказаны. При этом указанные административным ответчиком обстоятельства не исключают обязанности соблюдения прав собственников жилых помещений, проживающих в признанном аварийным многоквартирном жилом доме, с учетом положений действующего жилищного законодательства.

Оценивая доводы административного ответчика о разумности установленного срока и невозможности отселения физических лиц в более ранние сроки, суд учитывает, что по состоянию на момент признания жилого дома аварийным были установлены существенные повреждения несущих конструкций, препятствующие продолжению эксплуатации жилого дома по назначению.

Так, проведенным ООО "УК ЖКХ" обследованием и оценкой технического состояния строительных конструкций здания в 2016 году (т. 1 л.д. 25-62) установлено, что основные несущие и ограждающие конструкции здания имеют физически износ не менее 72%, в то время как при фактическом их износе более чем 60% рекомендуется их полная замена. Состояние здания классифицируется как аварийное вследствие сверхнормативных деформаций и просадок фундаментов, отклонений наружных стен по вертикали, прогибов конструкций перекрытий и покрытий. Наружные стены здания не обеспечивают требуемой тепловой защиты. Из-за низкой степени долговечности и выявленных дефектов здание подлежит сносу. Срок вывода здания из эксплуатации - 1 год. Аналогичное состояние здания отмечено в акте обследования помещения и заключении межведомственной комиссии (т. 1 л.д. 17-18, 19-20), что повлекло признание здания аварийным и подлежащим сносу.

В связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу текущий либо капитальный ремонт жилого дома в последовавший период не производились.

Согласно акту ООО "УПКХ" (т. 1 л.д. 229) 20 ноября 209 года вследствие низкой температуры воздуха произошло замерзание центрального водопровода дома; в связи с разрушениями фундамента, общий водовод перемерз под полом через отверстия в фундаменте; водоснабжение восстановлено путем проведения водовода внутри квартир.

Представленной в дело медицинской картой Кузнецовой И.В. (т. 2 л.д. 90) установлено, что ДАТА она была травмирована по месту жительства – АДРЕС: установлена <данные изъяты> падением куска отслоившейся штукатурки с потолка.

Проведенным осмотром (т. 2 л.д. 76-84) по состоянию на ДАТА установлено, что фундамент дома имеет сильное искривление, местами разрушен, имеет трещины, «заплатки» из бетона и монтажной пены. Стены жилого дома имеют многочисленные дефекты, трещины, деформацию, отслоение штукатурного слоя. В первом подъезде отсутствует часть деревянного сруба и используются подпорки. При обследовании жилых помещений установлено искривление горизонтальных линий стен, прогибы потолка, высота стен различна. Установлена просадка полов, отхождение полов от стен, прогибы потолка. В санузлах и ванных комнатах отмечено разрушение и искривление стен, нарушение горизонтального положения полов, разрушение фундамента.

Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что жилой дом, отвечавший признакам аварийности на момент обследования в 2016 году, вследствие отсутствия ремонтов и воздействия неблагоприятных внешних факторов, приходит в еще более опасное состояние, создавая угрозу обрушения как проживающим в нем лицам, так и неограниченному кругу лиц, являясь размещенным в центре города, вблизи автомобильной дороги, являющейся маршрутом городского общественного транспорта и расположенной рядом с домом автобусной остановкой. Установленный администрацией Кусинского городского поселения в оспариваемом постановлении срок отселения физических лиц из жилого дома по адресу АДРЕС - до 2030 года - вопреки доводам отзыва и указанным в нем причинам, не отвечает критериям разумности.

В указанных обстоятельствах административные исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области о признании незаконным постановления администрации Кусинского городского поселения НОМЕР от ДАТА в части установленного им срока отселения физических лиц - до 2030 года - подлежит удовлетворению. При этом, принимая во внимание, что раннее состоявшимся решением Кусинского районного суда от ДАТА на администрацию Кусинского городского поселения уже была возложена обязанность установить разумный срок отселения, а установленный административным ответчиком срок критерию разумности не отвечает, суд полагает возможным указать, что защита прав неустановленного круга лиц подлежит осуществлению не путем возложения на администрацию Кусинского городского поселения обязанности внести изменения в части срока в постановление, а путем установления указанного срока настоящим решением - до ДАТА.

Что касается административных требований прокурора Кусинского района Челябинской области о возложении на администрацию Кусинского городского поселения обязанностей по отселению физических лиц из многоквартирного жилого дома по адресу АДРЕС, признанного аварийным и подлежащим сносу, суд учитывает, что принудительное исполнение указанной обязанности возможно тогда, когда установлено, что срок исполнения обязанности истек, однако обязанность исполнена не была. Поскольку в данном случае срок исполнения обязанности судом устанавливается решением суда до ДАТА, в этой части требования являются преждевременными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кусинского городского поселения удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации Кусинского городского поселения Челябинской области НОМЕР от ДАТА «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу АДРЕС, аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения физических лиц из указанного многоквартирного дома - до 2030 года.

Установить срок отселения физических лиц из многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу АДРЕС, признанного аварийным и подлежащим сносу – до ДАТА.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Кусинского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кусинского городского поселения отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Кусинский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.М. Леонова

Решение суда принято в окончательной форме 22 января 2021 года.

Судья Н.М. Леонова