Дело № 2а-16/2022
22RS0№-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 марта 2022 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Н.В. Брендиной,
при секретаре Р.В.Мордовиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года и пени, транспортному налогу за 2019 года и пени, земельному налогу за 2019 года и пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пеней, просила взыскать налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2017, 2018, 2019 года в размере 63358 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 197,46 рублей; транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 720 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц в размере 2,24 рублей; земельный налог с физических лиц за 2019 год, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 13029 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 40,61 рублей.
Заявленные требования обоснованы тем, что ФИО1 является собственником транспортного средства легкового автомобиля <***>, государственный рег. знак №, VIN: №, год выпуска 1991, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. На основании ст. 357 НК РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога. За 2019 год уплате подлежал транспортный налог в размере 720 руб.
ФИО1 имеет в собственности объект недвижимости: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ст. 400 НК РФ ФИО1 является плательщиком данного налога на принадлежащее ей имущество, размер которого за 2017 год составляет 20408 руб., за 2018 год составляет 21210 руб., за 2019 год составляет 21740 руб.
ФИО1 является собственником земельных участков по адресу:
<адрес>, <адрес>А, кадастровый №, площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ,
<адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст.388 НК РФ ФИО1 является плательщиком земельного налога. За 2019 год уплате подлежал земельный налог в размере 13029 руб.
ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату вышеперечисленных налогов в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в связи с их неуплатой через личный кабинет налогоплательщика направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неисполнение обязанности по уплате налогов ФИО1 начислена пеня. Мировым судьей судебного участка Алейского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ № 2а-553/2021 о взыскании с ФИО1 суммы задолженности по налогам и пени. 14.05.2021 данный судебный приказ отменен.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях на иск указала, что является пенсионером, в связи с чем, в соответствии с п.1 ст.3 Закона Алтайского края от 05.10.2018 № 67 -ЗС транспортный налог взысканию с нее не подлежит, кроме того, пенсия составляет 10000 рублей, денежных средств не хватает на уплату налогов, на основании ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый долг необходимо признать безнадежным к взысканию, долги по налогам подлежат списанию в соответствии с федеральным законом № 436-ФЗ от 28.12.2017.
08.02.2022 к участию в деле у качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная ИФНС России № 1 по Алтайскому краю. Заинтересованное лицо не явилось, извещено надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствии.
Исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган. Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, то не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (ч. 1 - ч. 3 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В силу ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты.
Часть 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату исчисления налогов) наделяет налоговые органы правом обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (ч. 1 - ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ФИО1 с 11.01.2018 года зарегистрирована в сервисе «личный кабинет» на портале ФНС России, последний вход совершен 17.01.2018, пользователь сменил первичный пароль (л.д.55).
В соответствии со ст.11.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Поскольку от ФИО1 заявлений в налоговый орган о направлении налоговых уведомлений и требований на бумажном носителе не направлялось, налоговым органом в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № 8747761 от 03.08.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год, земельного налога за 2019 год, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, содержащее сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, количестве месяцев в году, в течение которых у налогоплательщика сохранялось право собственности на объект налогообложения.
В установленный срок (01.12.2020) ФИО1 не исполнила обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, в связи с чем, на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислена пеня за неуплату налога на имущество физических лиц.
В связи с неуплатой в установленный законом срок налога в адрес ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика направлено требование №93577 по состоянию на 24.12.2020 об уплате транспортного налога за 2019 год в размере 720 рублей, пени в размере 2,24 рубля, налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года в размере 63358 рублей и пени в размере 197,46 рублей, земельного налога за 2019 год в размере 13029 рублей и пени в размере 40,61 рублей, со сроком исполнения до 26 января 2021 года.
По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка Алейского района Алтайского края 16.04.2021 выдан судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу, который отменен определением мирового судьи от 14.05.2021.
С исковым заявлением о взыскании с ФИО1 задолженности по указанным налогам налоговый орган обратился в суд 10.11.2021 (что соответствует штемпелю на конверте), т.е. в установленный шестимесячный срок со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, административным истцом срок исковой давности для обращения в суд о взыскании обязательных платежей и санкций не пропущен.
Согласно ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Пунктом 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам налогообложения отнесены автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из п. 1, 2 ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1, 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10.10.2002 № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (далее – Закон Алтайского края № 66-ЗС). Ст. 1 данного закона установлены следующие налоговые ставки: для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10 руб., с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб., с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 25 руб., с мощностью двигателя свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 60 руб., свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) – 120 руб.; для грузовых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно – 65 руб.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в 2019 году принадлежало на праве собственности транспортное средство легковой автомобиль <***>, государственный рег. знак: <***> (мощность двигателя 72 л.с.); Указанные обстоятельства подтверждаются учетными данными налогоплательщика - физического лица и карточкой учета транспортных средств.
Сумма начисленного ФИО1 транспортного налога за 2019 год составила 720 руб.: автомобиль <***>, государственный рег. знак: <***> (мощность двигателя 72 л.с.): 72 л.с. х 10 руб. х 12/12 = 720 руб.
В судебном заседании из ответа ОПФР по Алтайскому краю установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 09.12.2013 года является получателем страховой пенсии по старости (л.д.120). Таким образом, доводы административного ответчика о том, что она подлежит освобождению от уплаты транспортного налога за 2019 год, поскольку является пенсионером, заслуживают внимания.
Из содержания ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом. Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч. 3 ст. 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
Согласно ст.3 Закона Алтайского края от 10.10.2002 N 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» (принят Постановлением АКСНД от 04.10.2002 N 275) на транспортные средства категории «Автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно» устанавливается налоговая ставка в размере 0 рублей следующим налогоплательщикам: лицам, достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16 июля 2004 года N 14-П, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов во взаимосвязи с предписаниями статей 15 и 18 Конституции Российской Федерации, механизм налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц и одновременно - надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.
Учитывая изложенное и принимая во внимание положения пункта 2 статьи 22 Налогового кодекса, устанавливающие обязанность налоговых органов обеспечивать права налогоплательщиков, суд отмечает, что налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания условий для взимания налогов сверх того, что требуется по закону.
Беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот предусмотрен абзацем 9 пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2020 года. Однако положениями части 3 статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 года N 325-ФЗ, которым внесены изменения в статью 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, не установлены ограничения по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок.
На дату возникновения обязанности по уплате транспортного налога - 1 декабря 2020 года, ФИО1 достигла возраста 55 лет, являлась получателем страховой пенсии по старости, в связи с чем, обладала правом на получение льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога за транспортное средство, имеющего мощность до 100 л.с.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает возможным применить при исчислении транспортного налога за 2019 год к объекту налогообложения: автомобиль <***>, государственный рег. знак: <***> (мощность двигателя 72 л.с.), принадлежащий на праве собственности ФИО1, льготу, устанавливающую налоговую ставку в размере 0 рублей, и считает необходимым в удовлетворении требований административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2019 год и пени отказать.
Согласно ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ (ст. 400 НК РФ).
Пунктом 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения отнесены расположенные в пределах муниципального образования: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Поскольку на территории Алтайского края не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории данного субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса, расчет налога производится, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.
В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2016 №698 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2016 N 44353) размер коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения налога на имущество в 2017 г. установлен 1,425.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2017 № 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2017 № 48845) размер коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения налога на имущество в 2018 г. установлен 1,481.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30.10.2018 N 595 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2019 год" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2018 N 52690) размер коэффициента-дефлятора, необходимого в целях применения налога на имущество в 2019 г. установлен 1,518
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Порядок исчисления суммы вышеуказанного налога установлен статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции на дату исчисления налога), согласно которой сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п. 1). Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса (п. 2). В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение указанного права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте (п. 5).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки по данному налогу в г. Алейске установлены Решением Алейского городского собрания депутатов от 19.11.2014 №54 «О введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Алейск Алтайского края» в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику, расположенных в пределах муниципального образования город Алейск, умноженная на коэффициент-дефлятор, а именно:
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор | Ставка налога (%) |
(в ред., действующей на момент возникновения обязанности по уплате налога за 2017, 2018, 2019 года) | |
до 300000 рублей включительно | 0,1 |
Свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно | 0,25 |
Свыше 500000 рублей до 800000 рублей включительно | 1 |
Свыше 800000 рублей | 1,5 |
Как следует из материалов дела в 2017-2019 годах ФИО1 по сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю на праве собственности принадлежало недвижимое имущество:
- нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>№, площадью №,6, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;
-иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь №,1, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, снято с ГКУ ДД.ММ.ГГГГ;
- нежилое помещение по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый №, площадь №, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, снято с ГКУ ДД.ММ.ГГГГ.
Налоговым органом в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ выставлен налог на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года по объекту налогообложения: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадь №,1, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, снято с ГКУ ДД.ММ.ГГГГ.
При этом в данном налоговом уведомлении указано на перерасчет налога на имущество физических лиц по налоговому уведомлению №, 86222787, исчислен налог по объекту налогообложения: иные строения, помещения и сооружения кадастровый №, по адресу: <адрес><адрес>, за 2017, 2018 года.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю (л.д.182-183) налог на имущество физических лиц по данному объекту за 2017, 2018 года не предъявлялся, так как в первичных расчетах налоговая база была ошибочно применена в размере 1 рубль, при округлении сумма налога была равно 0.
В своем ответе Межрайонная ИФНС России № по Алтайскому краю (л.д.146-148) сообщила, что налоговое уведомление № отсутствует, налог на имущество физических лиц за период 2017, 2018, 2019 годов исчислен впервые в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.123-125).
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был выставлен налог на имущество физических лиц по объекту налогообложения: гараж кадастровый № по адресу: <адрес>, <адрес>, с сумой налога к уплате 0 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налог на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года по объекту налогообложения: иные строения, помещения и сооружения кадастровый №, по адресу: <адрес>, <адрес>, впервые выставлен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается карточкой расчета с бюджетом (налог на имущество физических лиц) (л.д.64).
Проверяя расчет налогового органа, судом установлено, что в Сибирском Филиале АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» на техническом учете объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью №,1 кв.м не состоит. По данному адресу на техническом учете состоит нежилое здание, общей площадью №,0 кв.м, инвентаризационная стоимость которого ранее передавалась в органы налогового учета, и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 954774,54 рублей.
Согласно представленному техническому паспорту здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год, нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, является учебно-производственным корпусом, общей площадью № кв.м. Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год учебно-производственный корпус по адресу: Алтайский край, г.Алейск, <адрес>, стал иметь общую площадь №,1 кв.м.
Согласно сведениям Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Алтайскому краю ФИО1 является собственником нежилого помещения по адресу: <адрес><адрес>, кадастровый №, площадь №,1 кв.м, а также нежилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, площадью 202 кв.м. При этом, согласно ответа филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю, нежилое здание с наименованием «Учебно-производственный корпус» с кадастровым номером 22:62:021413:182, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 469,1 кв.м, внесено в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнения приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям ЕГРН в вышеуказанном здании расположены два нежилых помещения с наименованием «часть здания»: с кадастровым номером 22:62:021417:63 площадью 267,1 кв.м.; и с кадастровым номером 22:62:021417:64 площадью 202 кв.м. Указанные помещения на праве собственности принадлежат ФИО1 (л.д. 197-198).
Таким образом, установлено, что инвентаризационная стоимость, переданная в налоговый орган в размере 954774,54 рублей, является стоимостью целого объекта недвижимости общей площадью 483 кв.м (который с ДД.ММ.ГГГГ имеет площадь 469,1 кв.м), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, части которого (202 кв.м и 267,1 кв.м) на праве собственности принадлежат ФИО1
Поскольку налоговым органом инвентаризационная стоимость при исчислении имущественного налога была применена за целое здание, площадью 483 кв.м, судом произведен расчет инвентаризационной стоимости объекта налогообложения: иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый №, исходя из площади 267,1 кв.м, который составляет: 954774,54 руб. * 267,1 кв.м / 483 кв.м = 527992,3 руб.
Поскольку суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения превышает 800000 рублей, при исчислении налога подлежит применению ставка налога 1,5%.
Таким образом, налог на имущество физических лиц
за 2017 год будет составлять (527992,3 руб. * 1,425 к.д.) * 1 * 1,5% * 12/12 = 11286 руб.
за 2018 год: (527992,3 руб. * 1,481 к.д.) * 1 * 1,5% * 12/12 = 11729 руб.
за 2019 год: (527992,3 руб. * 1,518 к.д.) * 1 * 1,5% * 12/12 = 12022 руб.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд, проверив расчет задолженности ФИО1 по налогу на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года признает его не верным, и подлежащим удовлетворению в размере 11286 рублей за налоговый период 2017 года, в размере 11729 рублей за налоговый период 2018 года, 12022 рубля за налоговый период 2019 года, на общую сумму 35037 рублей.
Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
В силу ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 1).
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (п. 2).
В пункте 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Расчет земельного налога для физических лиц осуществляется налоговым органом посредством направления налогового уведомления в текущем году за предыдущий налоговый период в порядке статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая ставка в соответствии с п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что ФИО1 по сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю в 2019 году являлась владельцем земельных участков, расположенного по адресу:
- <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 1062+-8 кв.м. Дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
- местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 905+-7 кв.м. Дата прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов, для размещения учебно-производственной базы.
Решением Алейского городского собрания депутатов от 19.11.2014 № 53 «О введении земельного налога на территории муниципального образования <адрес> Алтайского края» в отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка 1,5 %.
Расчет земельного налога приведен в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, проверяя расчет, судом установлено, что сумма земельного налога за 2019 год по объектам налогообложения:
- <адрес><адрес> (кадастровый №), площадью 1062 кв.м.
составила 1067596 руб. х 1 х 1,5% х 12/12 = 16014 руб.
- <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 905 кв.м.
составила 909769 х 1 х 1,5% х 12/12 = 13647 руб.
При этом в налоговом уведомлении налоговым органом земельный налог по объекту: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью № кв.м., исчислен в размере 8430 рублей;
по объекту: <адрес> (кадастровый №), площадью № кв.м., исчислен с учетом налогового вычета (603162 рубля) в размере 4599 рублей.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № по Алтайскому краю (л.д.182-183), ФИО1, при исчислении земельного налога по объекту: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 905 кв.м., был применен налоговый вычет, предусмотренный ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку последняя является пенсионером. При этом, поскольку уведомления о выбранном земельном участке для применения налогового вычета в налоговый орган ФИО1 не направляла, налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога. Из двух земельных участков, максимальная сумма исчисленного налога по земельному участку с кадастровым номером 22:62:021417:41 (площадь 1062 кв.м), но в связи с идентичной суммой налогового вычета автоматом был применен вычет на земельный участок с кадастровым номером 22:62:021417:40.
Проверяя расчет земельного налога с учетом налогового вычета, судом установлено:
Если применять налоговый вычет к объекту: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 1062 кв.м.:
1062 кв.м. – 600 кв.м.=462 кв.м. (площадь для исчисления налога)
1067596 руб. * 462 кв.м / 1062 кв.м = 464434 руб. (кадастровая стоимость для исчисления налога на площадь 462 кв.м)
464434 руб. х 1 х 1,5% х 12/12 = 6967 рублей.
Налоговый вычет в рублях составил 9047 рублей =16014 руб. (площадь 1062 кв.м) – 6967 руб. (площадь 462 кв.м).
При применении налогового вычета к объекту: <адрес>, <адрес> (кадастровый №), площадью 905 кв.м.:
905 кв.м. – 600 кв.м = 305 кв.м (площадь для исчисления налога)
909769 руб. * 305 кв.м / 905 кв.м = 306607 руб. (кадастровая стоимость для исчисления налога на площадь 305 кв.м)
306607 руб. х 1 х 1,5% х 12/12 =4599 рублей.
Налоговый вычет в рублях составил 9048 рублей = 13647 руб. (площадь 905 кв.м) – 4599 руб. (площадь 305 кв.м).
Таким образом, судом установлено, что сумма налогового вычета по двух земельным участкам является идентичной, применение налогового вычета при исчислении налогов в уведомлении № к земельному участку с кадастровым номером 22:62:021417:40, не влечет ухудшения прав налогоплательщика.
Указание административного истца на основание применения при исчислении земельного налога положений п.17 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации, представленными материалами не подтверждено.
Так согласно п.17 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Пункт 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации введен в действие Федеральным законом от 5 апреля 2019 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений 5 части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2019 года № 63-ФЗ положения пункта 17 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
Судом установлено, что в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером № за период 2016 года составлял 16014 рублей (кадастровая стоимость 1067596 руб.), за период 2017 года составлял (с учетом налогового вычета) 6967 рублей (кадастровая стоимость 1067596 руб.), в отношении земельного участка с кадастровым номером № период 2016 года составлял 13647 рублей (кадастровая стоимость 909769 руб.), за период 2017 года составлял 13647 рублей (кадастровая стоимость 909769 руб.).
Сумма земельного налога, исчисленная как в 2016, 2017 годах, так и в 2019 годах является одинаковой (без учета применения налогового вычета), поэтому положения п.17 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации применению не подлежат.
Суд, проверив расчет задолженности ФИО1 по земельному налогу за 2019 год по земельному участку с кадастровым номером № его не верным, и подлежащим удовлетворению в заявленном размере (8430 руб.), по земельному участку с кадастровым номером № признает верным, и подлежащим удовлетворению в размере 4599 рублей, всего на общую сумму 13029 рублей.
Указание в административном исковом заявлении об исчислении земельного налога на основании ставок, установленных решением Барнаульской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ не повлекло неверного исчисления земельного налога, и судом признается технической опиской.
Согласно п. 1, п. 3, п. 4, п. 5 и п. 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 69 - ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, на начисленные налоговым органом пени выставляется требование по правилам, предусмотренным ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, пени за неуплату налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 года, земельного налога за 2019 год рассчитаны за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проверяя расчет пени по земельному налогу за 2019 год, суд признает его верным:
13029 руб.* 22 дня * 4,25% / 300 = 40,61 руб.
При расчете пени по налогу на имущество физических лиц суд исходит из размера налога, рассчитанного судом:
за 2017 года составила: 11286 руб. * 22 дня * 4,25% / 300 = 35,17 руб.
за 2018 года составила: 11729 руб. * 22 дня * 4,25% / 300 = 36,56 руб.
за 2019 года составила: 12022 руб. * 22 дня * 4,25% / 300 = 37,47 руб.
С учетом установленных по делу обстоятельств, требования налоговой инспекции подлежат удовлетворению в части. С ФИО1 подлежит взысканию задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложению, расположенных в границах городских округов за 2017 год в размере 11286 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 35,17 рублей, за 2018 год в размере 11729 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 36,56 рублей, за 2019 год в размере 12022 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 37,47 рублей; по земельному налогу с физических лиц за 2019 год, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 13029 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 40,61 рублей, на общую сумму 48215,81 рублей.
Доводы административного ответчика о том, что недоимку по налогам необходимо признать безнадежной к взысканию являются необоснованными. Оснований для применения ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации не имеется, из данной статьи следует, что безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в указанных в статье случаях. Статус пенсионера, размер пенсии не является условием для применения данной статьи. Сроки взыскания спорной задолженности налоговым органом не пропущены, в связи с чем, оснований для признания задолженности безнадежной к взысканию не имеется. Оснований для применения статей 11, 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» судом также не установлено, поскольку списанию подлежат недоимка по налогам, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, и недоимка по страховым взносам за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
В силу статей 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Алейска Алтайского края подлежит взысканию государственная пошлина, размер которой, с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1571 руб. =48215,81 руб. * (800+3% (77347,31 руб.-20000 руб.)) / 77347,31 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 178-180, 289-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес> зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>2, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложению, расположенных в границах городских округов за 2017 год в размере 11286 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 35,17 рублей, за 2018 год в размере 11729 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 36,56 рублей, за 2019 год в размере 12022 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 37,47 рублей; по земельному налогу с физических лиц за 2019 год, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 13029 рублей и пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 40,61 рублей, всего взыскать 48215,81 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования - городской округ г. Алейска Алтайского края государственную пошлину в размере 1571 рубль.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Алейский городской суд Алтайского края.
Судья Н.В. Брендина