ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-170 от 31.01.2018 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-170

Именем Российской Федерации

31 января 2018 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Степановой И.Р.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием административного истца ФИО1, представителя административного истца адвоката Мельничук Е.Л., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ, представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на <данные изъяты> года, заинтересованного лица ФИО3,

административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании постановление незаконным, признать нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником жилищной подпрограммы, обязании восстановить в списке участников жилищных программ, признании разными семьями,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании постановление от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и участником жилищной подпрограммы, обязании восстановить в списке участников жилищных программ, признании разными семьями с семьей ФИО5 (л.д.5-9).

ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было принято к производству суда в порядке, предусмотренном Гражданско-процессуальным кодексом РФ.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда производство по гражданскому делу было прекращено. Дело передано для рассмотрения по существу в порядке административного судопроизводства (л.д.1-4).

В обоснование исковых требований ФИО1 указал, что в ДД.ММ.ГГГГ году был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, а с ДД.ММ.ГГГГ года - участником жилищной подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области». На долю собственника и всех зарегистрированных, на каждого, приходится менее учетной нормы жилой площади. При принятии решения об исключении из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и участников жилищной подрограммы была принята к зачету трехкомнатная квартира сестры ФИО3, которую она приобрела в ДД.ММ.ГГГГ году по договору с банком об ипотечном кредитовании. Истец и его сестра – разные семьи, ведут раздельное хозяйство, проживают отдельно, в разных жилых помещениях.

В судебном заседании административный истец и его представитель поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Заинтересованное лицо на стороне истца, его сестра ФИО3 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и является участником жилищной подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области», в связи с чем и приобрела по договору с банком об ипотечном кредитовании <адрес>. До настоящего времени социальная выплата ей не предоставлена. В <адрес> в городе <адрес> она с несовершеннолетним сыном ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована на правах членов семьи собственников и не намерена отказываться от права на это жилое помещение, так как квартира по <адрес> находится в залоге у банка и в случае неисполнения кредитных обязательств она может лишиться прав на приобретенное жилое помещение и вернуться проживать в квартире родителей, в противном случае она может оказаться без жилья. Настаивала, что она с братом ФИО1 являются разными семьями.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебном заседании иск не признала, представили письменные возражения (в деле том 1 л.д.118-123). Указала, что на ФИО1 приходится более 12 кв.м. с учетом жилого помещения сестры ФИО3 Истец не представил доказательств, что он с сестрой являются разными семьями, они зарегистрированы в одном и том же жилом помещении.

Представители заинтересованных лиц Комитета по строительству Ленинградской области, МКУ «Кингисеппский жилищный центр» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Комитет по строительству по Ленинградской области в представленном в гражданское дело письменном отзыве оставили разрешение спора на усмотрение суда (в деле том 2 л.д.50-52).

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, гражданского дела , суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» за (пункт 1.6) ФИО1 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вместе с ним была принята на учет несовершеннолетняя дочь ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, но в дальнейшем она была исключена, так как ей на праве общей долевой собственности принадлежат <данные изъяты> доля трехкомнатной <адрес> в городе <адрес> (в деле том 1 л.д.102, 110).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о включении в состав участников жилищной подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (в деле том 1 л.д. 89).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации ФИО1 был признан участником жилищной подпрограммы (в деле том 1 л.д.40).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию с заявлением о включении в состав участников жилищной подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (в деле том 1 л.д.77, 89).

ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации ФИО6 был исключен из числа граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и участков жилищных программ на основании пункта 2 части 1 статьи 56 ЖК РФ. Признан недействительным подпункт 1.6 пункта 1 постановления администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий» (в деле том 1 л.д.27).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

По пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ).

На основании статьи 52 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета депутатов МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ за -с учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека в отдельной квартире (в деле том 1 л.д.133-143).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 407 "Об утверждении государственной программы Ленинградской области "Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области" с целью создания условий для реализации конституционных прав на жилище молодыми гражданами и членами их семей, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, оказания поддержки молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья, установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие в Ленинградской области, и нуждающиеся в улучшении жилищных условий вправе получить государственную поддержку для улучшения жилищных условий граждан, молодых семей за счет средств федерального бюджета, средств областного бюджета.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирован в <адрес> в городе <адрес> в качестве члена семьи нанимателя, собственников. Жилое помещение на праве равной долевой собственности принадлежит несовершеннолетней дочери истца ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, матери ФИО11, отцу ФИО12 Также в квартире зарегистрированы сестра истца ФИО3 и ее несовершеннолетний сын ФИО4 (в деле том 1 л.д.45). Площадь жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. (в деле том 1 л.д.39).

ФИО5 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит трехкомнатная <адрес>. Право собственности обременено ипотекой в силу закона (в деле 3 2-1526/2017 том 1 л.д.193-216).

В 2017 году при рассмотрении жилищных прав истца при решении вопроса о списке участков жилищной подпрограммы к зачету была принята площадь не только квартиры, где он зарегистрирован и проживает, но площадь квартиры его сестры.

Однако с данным решением органа местного самоуправления согласить нельзя.

Из представленных суду копий двух учетных дела истца ФИО1 и его сестры ФИО3 следует, что ДД.ММ.ГГГГ они одновременно в одном постановлении администрации были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, а затем стали участками жилищной подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области». В связи с участием в данной жилищной подпрограмме при наличии собственных денежных средств на первоначальный взнос ФИО3 по договору с банком об ипотечном кредите приобрела трехкомнатную квартиру по <адрес> для своей семьи, состоящей из супруга ФИО13 и несовершеннолетнего сына ФИО4 До настоящего времени ФИО5 является участком жилищной подпрограммы и социальную выплату она не получила.

В соответствии со статьей 1 Областной закон Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", граждане, постоянно проживающие в одном жилом помещении, связанные родством и (или) свойством, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления признаются разными семьями.

Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случае прекращения семейных отношений между гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за бывшими членами семьи до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований снятия их с учета.

Из системного толкования Областного закона Ленинградской области от 26 октября 2005 года N 89-оз "О порядке ведения органами местного самоуправления Ленинградской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в части положений о разных семьях суд приходит к выводу, что данная норма о признании семей разными подлежит применению при рассмотрении вопроса о постановке членов этих семьей на учет по улучшению жилищных условий, когда определяется состав семьи, подлежащей принятию на учет, и решается вопрос о признании нуждающимися граждан как единая семья или как разные семьи.

В данном случае ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его сестра ФИО3, зарегистрированные и проживавшие по одному адресу в <адрес> в городе <адрес> были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий как разные семьи. При принятии такого решения администрацией было учтено волеизъявления обоих ФИО7, подавших отдельные заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. Каждый из них к моменту постановки на учет и признании участниками жилищной подпрограммы создали свои семьи, у них обои есть несовершеннолетние дети. С момента создания собственных семей ФИО1 и его сестра ФИО3 имели свои источники дохода, отдельный бюджет и вели раздельное хозяйство. Поэтому их можно признать разными семьями для решения вопроса о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий и участия в жилищной подпрограмме.

Истец не имеет каких-либо прав на жилое помещение сестры, поэтому учитывать площадь квартиры по <адрес> при определении приходящейся на долю ФИО1 площади жилого помещения оснований не имелось. При этом ФИО3 до настоящего времени является нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником жилищной подпрограммы. С целью реализации права на получение социальной выплаты она приобрела квартиру по договору с банком об ипотечном кредитования и по условиям подпрограммы будет обязана перечислить полученную выплату в счет погашения ипотечного кредита. За счет площади указанной квартиры ФИО3 нельзя считать ФИО1 обеспеченным жилым помещением, а за счет предполагаемой реализации права сестры на социальную выплату недопустимо произвольно лишать права на такую социальную выплату и участие в жилищной подпрограмме истца.

При таких обстоятельствах, исковые требования под лежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 28 июля 2017 года № 1975 в части исключения ФИО1 из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, и отказа во включении в список участников подпрограммы «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», и признании недействительным подпункт 1.6 пункта 1 постановлениям Администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» от 24 декабря 2013 года № 3521 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий».

Признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий для участия в жилищной подпрограмме «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области».

Обязать Администрацию Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области в течение месяца с момента вступления решения в законную силу восстановить ФИО6 в состав участников граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующим условиям участия в мероприятиях в рамках реализации жилищной подпрограмме «Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основе принципов ипотечного кредитования в Ленинградской области» Государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области».

Признать ФИО1 и семью ФИО3, в составе два человека, в том числе несовершеннолетнего ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, разными семьями.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области сообщить об исполнении решения по административному делу в Кингисеппский городской суд Ленинградской области в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья