ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1700/2022 от 10.10.2022 Чусовского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а- 1700/2022

59RS0044-01-2022-002271-51

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

город Чусовой 10.10.2022 года

Чусовской городской суд адрес в составе: председательствующего судьи С.В. Азановой,

при ведении протокола секретарем Лесниковой Н.Н.,

с участием представителя ответчика адвоката Никулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиопротоколирования административное дело по иску Ростовской таможни к А.С. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени,

у с т а н о в и л :

Ростовская таможня обратилась в Чусовской городской суд по последнему известному месту жительства А.С.: адрес, д. адрес, адрес взыскании задолженности по уплате таможенных платежей в размере 178 171 руб. 93 коп., пени в размере 138 757 руб. 81 коп., всего 316 929 руб. 74 коп. В обоснование иска заявлено, что дата через таможенный пост М.-М., гражданин А.С. по пассажирской таможенной декларации .../... было временно ввезено на таможенную территорию ЕАЭС для личного пользования транспортное средство ..., 1984 года выпуска, регистрационный номер ..., объем двигателя 1198 куб. см., срок временного ввоза транспортного средства до 14.06.2015, по истечению указанного срока транспортное средство с таможенной территории ЕАЭС вывезено не было. Таможенным органом по факту невывоза транспортного средства с таможенной территории ЕАЭС было принято решение ..., в адрес А.С. было направлено уведомление о неуплаченных в срок суммах таможенных платежей, пени в размере 268 012 руб. 64 коп., уведомление не исполнено, расчет пени произведен истцом до дата. На основании определения мирового судьи судебного участка ... Чусовского судебного района от дата, было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа.

Административный истец просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления, исходя из следующего. В силу статьи 99 Таможенного кодекса Российской Федерации и пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный контроль может проводиться до истечения трех лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пункте 7 статьи 14 Таможенного кодекса ЕАЭС. Указанные обстоятельства в отношении временно ввезенного транспортного средства не наступили, транспортное средство продолжает находиться под таможенным контролем, срок проведения таможенного контроля, предусмотренный пунктом 7 статьи 310 Таможенного кодекса Российской Федерации ЕАЭС, не начал исчисляться. По факту выявленной неуплаты таможенной пошлины расчет оформлен дата, выставлены уведомления об уплате, с учетом пункта 4 части 2 статьи 74 Федерального закона № 289-ФЗ, днем обнаружения факта неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей признается день регистрации таможенным органом расчета таможенных пошлин, налогов. В соответствии с приказом ФТС России от дата..., в 2020 году Таганрогская и Миллеровская таможни реорганизованы, путем присоединения к Ростовской таможне, в течение 2020 и 2021 были осуществлены работы по передаче и приему информационных и документационных ресурсов, в том числе информации по задолженности физических лиц по уплате таможенных платежей и пени.

Административный истец в судебное заседание представителя не направили, просили провести судебное заседание без участия представителя.

Административный ответчик А.С. извещался по последнему известному месту жительства, судебное извещение возвращено за истечением срока хранения.

Назначенный в порядке статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации адвокат Никулина Л.А. не согласилась с исковыми требованиями, просила в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с несоблюдением установленной процедуры взыскания таможенных платежей, пении пропуском срока. Указала, что поскольку, обязанность по уплате А.С. таможенной пошлины возникала 15.06.2016, уведомление о неуплаченных таможенных платежах направлено А.С. 27.12.2021, за пределами установленного срока. С учетом положений Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к правоотношениям с А.С. меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей и пени не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей. Уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.

Суд, заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

На основании пассажирской таможенной декларации .../... от 15.06.2014 на территорию ЕАЭС, для личного пользования гражданином А.С. было ввезено транспортное средство ... года выпуска, регистрационный номер ..., объемом двигателя 1198 куб. см., срок временного ввоза вышеуказанного транспортного средства был определен до 14.06.2015, по истечению вышеуказанного срока транспортное средство не было вывезено с таможенной территории ЕАЭС.

13.12.2021 должностным лицом и.о. начальника таможенного поста М. принято решение в отношении А.С. о нарушении сроков временного ввоза транспортного средства для личного использования, зарегистрированного на территории иностранного государства, влекущее наступление срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС. дата в адрес А.А. направлены уведомления о неисполнении им обязанности по уплате таможенных платежей (к сроку исполнения обязанности дата), об исполнении обязанности по уплате таможенного платежа и пени, в общей сумме 268 012 руб. 64 коп., сведений о фактическом вручении уведомлений А.С. в материалах дела не имеется.

Согласно статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего на момент ввоза А.А. транспортного средства дата через таможенный пост) иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.

Иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 358 ТК ТС).

С учетом положений пункта 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, сроком уплаты таможенных платежей в отношении не вывезенного транспортного средства является 15.06.2015 года –следующий день после истечения срока, в течение которого транспортное средство могло временно находится на таможенной территории Таможенного Союза (14.06.2015).

Аналогичное регулирование установлено с 1 января 2018 года пунктом 5, подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Так согласно подпункта 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС, в отношении временно ввезенных транспортных средств для личного пользования обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 этой статьи, в том числе: в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 данного кодекса.

В силу положений пункта 7 статьи 55 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 данной статьи, а также в случаях, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 данной статьи, когда такое уведомление не направляется, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 данного Кодекса.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный данным Кодексом срок уплачиваются пени (пункт 4 статьи 57 указанного Кодекса).

Возникшие с А.С. правоотношения в 2014- 2015 годах были урегулированы положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 5 статьи 152 вышеуказанного закона, требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров.

Положениями пункта 15 Федерального закона Российской Федерации № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ( действует с 04.09.2018 года) уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок. Учитывая, что датой обнаружения факта неисполнения А.С. обязанности по уплате таможенного платежа является дата 15.06.2015, требование об уплате А.С. таможенного платежа должно было быть направлено не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, то есть до 29.06.2015. С учетом положений части 23 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, уведомление считается полученным А.С. на шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма, то есть 07.07.2015 года.

На основании части 19 статьи 73 Федерального закона № 283-ФЗ от дата, срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), уточнения к уведомлению - десять рабочих дней со дня его получения плательщиком (лицом, несущим солидарную обязанность), по не ранее истечения срока исполнения уведомления, к котором; направлено такое уточнение. Срок исполнения А.С. обязанности по уплате таможенного платежа в соответствии с вышеуказанным уведомлением- 28 июля 2015 года ( пятнадцать рабочих дней).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5 постановления от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» разъяснил, что десятидневный срок для направления таможенным органом требования об уплате таможенных платежей, установленный частью 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», не является пресекательным, поскольку с его истечением право требовать уплаты таможенных платежей не прекращается.

В связи с этим направление указанного требования за пределами этого срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, если требование выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»: со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Аналогичный трехлетний срок для взыскания таможенных платежей установлен и частью 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 4 статьи 392 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, положения данного закона в части прекращения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу.

Частью 5 статьи 392 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию суммы таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов, числящиеся: по состоянию на 1 января 2016 года за физическими лицами, по состоянию на 1 октября 2009 года за индивидуальными предпринимателями, в отношении которых таможенный орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате таможенных платежей (уведомления о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов), срока подачи заявления в суд о взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов за счет имущества плательщика - физического лица, индивидуального предпринимателя, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа;

Требование (уведомление) об уплате таможенного платежа А.С. не было направлено в предусмотренный законом трехгодичный срок (часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации») со дня обнаружения факта неуплаты (такой срок исчисляется с 15.06.2015), следовательно, не имеется оснований полагать о соблюдении административной процедуры взыскания таможенных платежей, пени.

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о необходимости проведения таможенным органом таможенного контроля, обоснованность принятия таможенным органом решения в порядке предусмотренном статьей 218 и частью 2 статьи 226 Федерального закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а следовательно, необходимости исчисления процессуальных сроков обращения в суд, с учетом даты вынесения решения, ошибочными являются доводы административного истца при исчислении процессуального срока, о применении к возникшим правоотношениям положений пункта 4 части 2 статьи 74 № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статьи 94 Кодекса административного судопроизводства Российской право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного данным кодексом или назначенного судом процессуального срока.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Применив вышеуказанные нормы закона, действовавшие как на день наступления срока уплаты таможенной пошлины – 15.06.2015, так и на дату направления уведомления об уплате таможенных платежей – 27.12.2021, суд приходит к выводу, что обращение таможенного органа на принудительное взыскание таможенных платежей и пени имело место по истечении пресекательного срока, установленного пунктом 1 части 5 статьи 150 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

К мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа таможенный орган обратился с нарушением процессуальных сроков, определение мирового судьи судебного участка ... Чусовского судебного района адрес об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа вынесено 08.06.2022 года, то есть по истечению трехлетнего пресекательного срока, для обращения таможенного органа за принудительным взысканием в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного статьей 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Стандартом 4.2 Киотской конвенции предусмотрено, что срок, в течение которого производится начисление применяемых пошлин и налогов, устанавливается в национальном законодательстве, начисление производится в возможно короткие сроки после подачи декларации на товары или возникновения иных обязательств по уплате пошлин и налогов. На необходимость учета данных положений Киотской конвенции указано в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза».

Административным истцом не приведено в обоснование заявленного ходатайства уважительных причин пропуска срока на подачу заявления.

Внутренние организационные мероприятия таможни, связанные с реорганизацией не могут быть признаны судом в качестве уважительных причин пропуска срока, оснований для восстановления процессуального срока не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Ростовской таможне в удовлетворении исковых требований к А.С. о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пени в сумме 316 929 руб. 74 коп., отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.В. Азанова