УИД 68RS0004-01-2022-002118-77
Дело № 2а-1701/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2022 года г. Тамбов
Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Дюльдиной А.И.,
с участием помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Муравьевой М.В.,
при помощнике судьи Чеботарёвой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к ОМВД России по Тамбовскому району о частичной отмене административных ограничений, установленных при административном надзоре,
установил:
ФИО обратился в суд с административным иском к ОМВД России по Тамбовскому району о частичной отмене административных ограничений, установленных на основании решения Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ
Требования мотивированы тем, что данным решением суда в отношении него установлен административный надзор сроком до погашения судимости с ограничениями в виде обязательства один раз в месяц являться на регистрацию в орган, осуществляющий надзор;
запрета на выезд за пределы территории Тамбовской области без разрешения на выезд органа, осуществляющего надзор;
запрета на посещение мест массовых мероприятий и участия в них;
запрета на посещение мест массового скопления детей (дошкольные учреждения, спортивные площадки, школы, сады и т.д.)
Административный истец просит рассмотреть вопрос об отмене следующих видов административных ограничений: запрета на посещение мест массовых мероприятий и участия в них; запрета на посещение мест массового скопления детей (дошкольные учреждения, спортивные площадки, школы, сады и т.д.) в связи с рождением ребенка, положительно характеризующимся образом жизни, отсутствием вредных привычек и отсутствием нарушений.
В судебном заседании административный истец ФИО заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснил, что проживает с женой и сыном. Сыну два года, и в настоящее время он посещает детский сад на неполный день, жена находится в отпуске по уходу за ребенком и водит сына в детский сад. Между тем, в следующем году жена выйдет на работу, и он также желает водить своего сына в детский сад, а в дальнейшем и в школу. Кроме того, желает принимать активное участие в воспитании ребенка, водить его в парк, на ярмарки меда, кататься на аттракционах. Полагает, что его право на полноценное воспитание не может быть ограничено из-за совершения глупости, по которой попал в места лишения свободы. Наказание за совершенное отбыл, не злоупотребляет алкоголем, не употребляет запрещенные вещества и ведет тихий образ жизни.
В судебное заседание представитель административного ответчика ОМВД России по Тамбовскому району не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
В лице начальника ОМВД ФИО1 административным ответчиком представлен письменный отзыв в отношении заявленных административных исковых требований, согласно которому полагают необходимым в удовлетворении административных исковых требований об отмене ограничений административного надзора в виде запрета посещения мест массовых мероприятий и участия в них отказать, против удовлетворения требований об отмене ограничений административного надзора в виде запрета на посещение мест массового скопления детей (дошкольных учреждений, спортивных площадок, школ, садов и т.д.) не возражают, учитывая категорию преступления, за которое ФИО был осужден. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося представителя административного ответчика в соответствии с ч. 5 ст. 272 КАС РФ.
Прокурор Муравьева М.В. в судебном заседании полагала заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению в части отмены ограничений в виде запрета на посещение мест массового скопления детей (дошкольных учреждений, спортивных площадок, школ, садов и т.д.) с учетом характера совершенного ФИО преступления. В удовлетворении заявленных требований о снятии ограничения в виде запрета на помещения мест массовых мероприятий и участия в них просила отказать.
Выслушав административного истца, прокурора, учитывая позицию административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления, продления, прекращения и осуществления административного надзора регулируются главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
Вопреки доводам административного истца ФИО административный надзор не является наказанием за совершенное преступление.
Согласно статье 2 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Установление административного надзора в отношении указанных лиц не поставлено в зависимость от совершения поднадзорным лицом административных правонарушений или установления устойчивого общественно опасного поведения, что обусловлено особой социальной опасностью совершенных данными лицами преступлений.
Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» установлено, что поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 года N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также на основании заявления органа внутренних дел дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения (части 1 и 3 статьи 4 Закона).
Как следует из материалов дела ФИО осужден приговором Тамбовского районного суда г. Тамбова от ДД.ММ.ГГГГ за совершение преступления, предусмотренного ч.2 ст. 135 УК РФ – совершение развратных действий без применения насилия лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении лица, достигшего двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста, с назначением наказания в виде трех лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Совершенное ФИО преступление относится к категории тяжких в соответствии со ст. 15 УК РФ.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
ФИО освобожден ДД.ММ.ГГГГ по постановлению Мичуринского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 79 УК РФ условно-досрочно на неотбытый срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены административные исковые требования начальника ОМВД России по Тамбовскому району об установлении административного надзора в отношении ФИО Постановлено установить со дня вступления решения суда в законную силу сроком до погашения судимости следующие ограничения:
один раз в месяц являться на регистрацию в орган, осуществляющий надзор;
запретить выезд за пределы территории Тамбовской области без разрешения на выезд органа, осуществляющего надзор;
запретить посещение мест массовых мероприятий и участие в них;
запретить посещение мест массового скопления детей (дошкольные учреждения, спортивные площадки, школы, сады и т.д.).
После установления на основании вышеуказанного решения суда административных ограничений ФИО к административной и к уголовной ответственности не привлекался, административные ограничения не нарушал.
Как следует из представленной характеристики УУП ОП ОМВД России по Тамбовскому району, по месту жительства ФИО характеризуется положительно, спиртными напитками не злоупотребляет, связь с лицами, ведущими антиобщественный образ жизни, не поддерживает.
Согласно представленной главой администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области характеристике ФИО фактически проживает по адресу: без регистрации, с женой и сыном. Ведет тихий и спокойный образ жизни, по отношению к соседям добропорядочен и вежлив, отзывчив на просьбы, всегда готов оказать помощь и содействие. В конфликтных ситуациях за время проживания на территории замечен не был, жалобы на него не поступали.
ФИО трудоустроен, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в По месту работы характеризуется как ответственный работник, который грамотно работает с клиентами, в ведении документации аккуратен, должностные обязанности исполняет без нареканий, работает над повышением профессиональной подготовки, вежлив и тактичен.
Между тем доводы административного истца о том, что в настоящее время он живет семейной жизнью, не свидетельствуют о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, принимая во внимание, что преступление было совершено ФИО в период брака (брак заключен ДД.ММ.ГГГГ, дата совершения преступления – ДД.ММ.ГГГГ).
Не могут быть приняты в качестве безусловного основания для отмены установленных ограничений сведения, характеризующие личность ФИО как спокойного и несклонного к нарушению общественного порядка. Так, согласно вступившему в законную силу приговору суда преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, совершенное ФИО с целью удовлетворения своей половой страсти, не связано с применением насилия.
Суд принимает во внимание, что установление запретов на посещение мест массовых мероприятий и участия в них и на посещение мест массового скопления детей (дошкольные учреждения, спортивные площадки, школы, сады и т.д.) не носит произвольный характер, и не может расцениваться как нарушающее конституционное право ФИО на заботу о своем ребенке и его воспитание.
Так, согласно разъяснениям, содержащимся в Определении Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 597-О-О установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, согласуются с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и являются соразмерными тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
При этом в ходе рассмотрения дела не приведены доводы и не представлены доказательства того, что существует объективная необходимость посещения детского сада именно ФИО, принимая во внимание, что, согласно пояснениям заявителя, жена находится в отпуске по уходу за ребенком.
Сведения о том, что малолетний сын ФИОДД.ММ.ГГГГ года рождения посещает какие-либо учреждения дополнительного образования или спортивные секции, суду не представлены.
Доводы о необходимости водить ребенка в детский сад после того, как жена трудоустроится, и о необходимости в дальнейшем водить ребенка в школу, носят преждевременный характер, принимая во внимание, что срок установленного административного надзора ограничен.
Наличие у ФИО собственного ребенка само по себе не может являться безусловным основанием для отмены указанных в административном иске ограничений, поскольку имеется необходимость защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных несовершеннолетних. Указанные запреты определены для того, чтобы исключить и не подвергнуть потенциальной опасности иных несовершеннолетних.
Суд учитывает, что на момент обращения в суд с административным иском, административный надзор осуществляется менее трех лет ДД.ММ.ГГГГ
Руководствуясь ст.ст. 272-273, ст.180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО к ОМВД России по Тамбовскому району о частичной отмене административных ограничений, установленных при административном надзоре в виде запрета на посещение мест массового скопления детей (дошкольных учреждений, спортивных площадок, школ, садов и т.д.), запрета на посещение мест массовых мероприятий и участие в них отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Тамбовский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Мотивированное решение составлено 10 августа 2022 г.
Судья Дюльдина А.И.