ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1702/2022 от 04.05.2022 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

УИД 65RS0001-01-2021-005119-22

Дело № 2а-1702/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2022 года г.Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Перченко Н.Л.

при секретаре Баевой И.Ю.,

с участием прокурора ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска «Об утверждении Проекта «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории северо-восточного района города Южно-Сахалинска в границах жилого района «» в части установления красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером , расположенному по ,

установил:

ФИО обратился в Южно-Сахалинский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в его обоснование привел следующие обстоятельства.

Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска было принято решение об отказе в предоставлении истцу в собственность земельного участка.

Земельный участок с кадастровым расположенный по был сформирован администрацией города и предоставлен ФИО по договору аренды от 29.09.2016 года для строительства индивидуального жилого дома. Истец исполнил свое обязательство – построил дом и зарегистрировал свое право на данный объект в Управлении Росреестра по Сахалинской области. При этом в договоре аренды не отражено нахождение земельного участка в границах красных линий; о том, что участок частично находится на территории общего пользования, истец узнал в июне 2021 года, когда обратился в орган местного самоуправления за получением земельного участка в собственность. Считает, что действующее правовое регулирование со всей очевидностью затрагивает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку красные линии не соответствуют фактически сложившемуся пользованию, то есть установлены без учета существующей застройки и планировки территории. ФИО просит суд признать недействующим проект планировки территории с проектом межевания города Южно-Сахалинска, утвержденный постановлением администрации города Южно-Сахалинска в части установления красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым номером .

Определением от 25.01.2022 года к участию в деле привлечен прокурор города Южно-Сахалинска.

В судебном заседании представитель административного истца ФИОФИО поддержала административный иск по изложенным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях ранее представленных в дело.

Административный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен.

Выслушав мнения участников административного процесса, заслушав заключение прокурора ФИО о том, что оснований для удовлетворения административного иска не имеется, проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении искового заявления надлежит отказать.

Данный вывод основан на следующих обстоятельствах, доказательствах и законоположениях.

В силу пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

На основании части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение правил землепользования и застройки городских округов, утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территорий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, принятие решений о развитии застроенных территорий.

Согласно части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Из содержания статей 42 и 43 (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, а также границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

На основании части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Особенности подготовки документации по планировке территории установлены статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, включающей: обязательное проведение публичных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Из материалов дела суд установил, что административный истец ФИО является арендатором земельного участка с кадастровым номером , площадью ., расположенного по .

Право аренды возникло из договора , заключенного между ФИО и Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования г.Южно-Сахалинска.

Участок предоставлен ФИО для строительства индивидуального жилого дома.

13.05.2021 года в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО на объект индивидуального жилищного строительства.

Желая приобрести земельный участок в собственность, административный истец обратился в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.

Решением Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации города Южно-Сахалинска, оформленным письмом от 09.06.2021 года, ФИО было отказано в передаче земельного участка в собственность за плату. В обоснование принято решения, уполномоченный орган указал на нахождение земельного участка в границах красных линий согласно проекту планировки с проектом межевания , утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска , что исключает приватизацию такого участка, и разъяснил заявителю, что ФИО вправе осуществить мероприятия, направленные на межевание земельного участка в соответствии с проектом планировки с проектом межевания , после урегулирования вопроса в рамках правового поля, заявитель вправе повторно обратиться в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату.

13.07.2021 года административным истцом было подано заявление по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Сообщением от 20.07.2021 года Департаментом землепользования было отказано в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги по тому основанию, что постановлением администрации города Южно-Сахалинска утвержден проект планировки с проектом межевания . Расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, является основанием для отказа в утверждении схемы. Заявителю разъяснено, что проектом предусмотрена возможность раздела земельного участка с кадастровым , для реализации такого раздела гражданину необходимо подать соответствующее заявление.

Из дела видно, что 24.08.2021 года ФИО обратился в Департамент землепользования города Южно-Сахалинска с заявлением о согласовании раздела земельного участка с кадастровым в соответствии с проектом межевания , утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска от .

Распоряжением Департамента землепользования ФИО согласован раздел земельного участка в соответствии с проектом планировки с проектом межевания , утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска (в редакции постановления ) (этап 1) с кадастровым , образовав земельные участки со следующими характеристиками:

- условный , ориентировочная площадь , разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома;

- условный , ориентировочная площадь ., разрешенное использование – территории общего пользования.

ФИО предписано провести кадастровые работы и без доверенности обратиться в Филиал ФГБУ по Сахалинской области для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Истец организовал проведение кадастровых работ, однако распоряжение административного органа в части внесения сведений в государственный кадастр недвижимости не исполнил.

Установив по делу юридически значимые обстоятельства, суд считает, что при принятии органом местного самоуправления нормативного правового акта нарушений действующего законодательства и, соответственно, прав административного истца в спорных правоотношениях допущено не было.

Так, постановлением администрации города Южно-Сахалинска утвержден проект планировки с проектом межевания , согласно которому по одной из сторон арендуемого истцом земельного участка проходит красная линия, что подтверждается фрагментом документации по планировке территории.

Оспариваемым постановлением в проект планировки с проектом межевания внесены изменения путем утверждения проекта планировки и проекта межевания территории . Из фрагмента чертежа планировки территории видно, что измененным проектом планировки наложена красная линия на вторую сторону земельного участка с кадастровым .

Как уже указал суд, право собственности на жилой дом на имя ФИО зарегистрировано уполномоченным органом после принятия администрацией города постановления .

Стороной ответчика в дело представлены письменные доказательства, свидетельствующие о соблюдении органом местного самоуправления процедуры принятия оспариваемого нормативно-правового акта – назначении и проведении публичных слушаний.

Из Приложения к протоколу публичных слушаний от 28.02.2018 года (раздел «доклад по проекту») следует, что район представлен в основном индивидуальной застройкой (% территории) с небольшими участками малоэтажной многоквартирной застройки, участками садоводческих товариществ, коммунально-складских территорий. Общественно-деловая зона как таковая отсутствует. В процессе разработки проекта были выявлены следующие проблемы и несоответствия, связанные с действующими красными линиями в границах территории рассмотрения: - нарушение границ земельных участков частной застройки, - нарушение границ земельных участков объектов производственного (коммунального) и общественного назначения, - не соответствие красных линий улично-дорожной сети действующим градостроительным нормативам и классификации. Освоение территории и размещение дополнительных объемов жилого и другого назначения неизбежно приведет к росту транспортной нагрузки. Решения по развитию территории неизбежно повлекут за собой необходимость увеличения протяженности и плотности районной и местной улично-дорожной сети для обеспечения связности участков территорий различного функционального назначения, а также реконструкцию существующих участков районных магистральных улиц для достижения нормируемых геометрических параметров.

Постановлением администрации города Южно-Сахалинска (действовало до 09.11.2021 года) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск», к которым относились улицы . В настоящее время действует постановление администрации города , которым утвержден Перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа «Город Южно-Сахалинск», в который названные улицы включены.

Изложенное свидетельствует о том, что установление оспариваемым постановлением проектных красных линий в пределах границ земельного участка с кадастровым номером обусловлено планируемым расширением улично-дорожной сети в связи с увеличивающейся транспортной нагрузкой на территории жилого района. И как следует из вышеприведенных норм, действующее законодательство прямо предусматривает возможность планировки уже застроенных территорий, запрета на совершение указанных действий в отношении земельных участков со сложившимся порядком пользования не имеется.

Для учета интересов владельцев и пользователей таких земельных участков предусмотрена процедура публичных слушаний, которая в данном случае проведена с соблюдением всех установленных законом требований.

Разработка проекта планировки с проектом межевания определена публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории города Южно-Сахалинска; утверждение нормативного правового акта, который оспаривается административным истцом, осуществлено компетентным органом, с соблюдением требований Градостроительного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО о признании недействующим постановления администрации города Южно-Сахалинска «Об утверждении Проекта «Внесение изменений в проект планировки и проект межевания территории в части установления красной линии, проходящей по земельному участку с кадастровым , расположенному по , - отказать.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Перченко Н.Л.